Технологическая карта урока информатики
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Сафронова Лариса Николаевна

Технологическая карта урока в 7 классе: «Возможности создания текстовых документов  на компьютере».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7 классе:

«Возможности создания текстовых документов  на компьютере».

УМК: Информатика. 7 класс,  Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Тип урока: Урок открытия  новых знаний.

Цель урока для учителя:

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности в  создании текстовых документов на компьютере;.

Цель урока для учащихся: познакомиться с  возможностями текстовых редакторов.

Задачи урока для учителя:

1) расширить представления о сущности понятия «документ», о структуре текстового документа;

2) систематизировать представления о компьютерных инструментах создания текстовых документов;

3) сформировать навыки работы с данным программным продуктом;

Задачи урока для учащихся:

  1. получить новые знания о создании текстовых объектов.
  2. сформировать умения работать с текстовым редактором.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные - систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов.
  • Метапредметные – широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ для создания текстовых документов; умения критического анализа.
  • Личностные – понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: развитие познавательной активности, формирование умения выстраивать понятия по выбранной теме в единую систему, структурирование знания, обобщение, аналогия.

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать альтернативные пути и методы достижения цели. умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, делать выводы, обобщать, в соответствии с нормами русского языка.

Коммуникативные:  уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:  проявлять способность к эмоциональному восприятию  информационных понятий, соответствующее уровню развития практических навыков. формирование навыков самоорганизации, формирование положительного отношения к процессу познания

Методы работы: фронтальная беседа; практическая работа; проблемный

Форма обучения: фронтальная, групповая

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: ПК, интерактивный комплекс, доска, презентация «Текстовые документы и технологии их создания. Обработка текстовой информации» автора Босова Л.Л.,издательство БИНОМ.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Организационный момент (2 минуты)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Приветствует учеников,отмечает отсутствующих.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формировать навыки самоорганизации

2

Устное повторение (5 минут)

Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить  типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания

Что нового вы открыли для себя на последнем уроке? Какие вопросы появились у вас при подготовке к сегодняшнему уроку?

-Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какие существуют технологии создания текстовых документов?
  2. Что такое текстовый редактор?

  1. Как устроено окно текстового редактора?

  1. Какой элемент мы не указали?

  1. Для чего это элемент необходим?
  2. Что такое текст?

  1. Какие операции над текстом мы можем выполнять?

Некоторые понятия, о которых сегодня на уроке мы будем говорить, кому-то из вас знакомы, а кому-то хорошо известны. Мы с вами попробуем обогатить и обобщить имеющийся у вас опыт.

Дают ответы

1.Бумажная и компьютерная

2.Программа для обработки текстов

3.Показывают у интерактивной доски: строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния.

4.Дети отвечают

 (рабочая область)

5.Для работы с текстом.

6.Текст — это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл.

7.Копировать, вырезать, создавать.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания

Регулятивные:

целеполагание и

нацеливание на успешную деятельность.

3

Действие целеполагания

 (3 минуты)

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия и формулированию темы урока.

У каждого из вас на столе лежат 2 карточки. Одна с картинкой и текстом, другая с таблицей. Ребятам предлагается рассмотреть две карточки и сформулировать тему  урока

ТР

Тип програм

мы

Где нахо

дится

(запуск программы)

Приёмы и возмож

ности редак

ти

рования

Приёмы и возмож

ности формати

рования

Прочие возмож

ности

Блокнот

WordPad

MS Word

-А теперь попытайтесь определить тему нашего урока.

-Давайте определим цели урока:

- нам предстоит узнать:

- чему мы будем учиться:

- какой результат должны получить

Ребята рассматривают карточки

Возможности создание текстовых документов на компьютере.

- узнать возможности текстовых редакторов

- создавать текстовых документы  с помощью текстовых редакторов.

Заполнить таблицу и  определить возможности текстовых редакторов

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

- уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

4

Изучение нового материала (15 минут)

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.

Вы будем работать по группам (у  каждой группы определенный редактор). Задача каждой группы – максимально используя возможности своей программы, создать текстовый документ, макет которого вам будет предложен. Так же таблица и макет есть в папке  на рабочем столе.

Задание 1 (работа в группах): выбрать все карточки из комплекта, с понятиями, соответствующими вашей программе. Обсудить внутри группы правильность выбора и заполнить таблицу на листочке.

 

Каждый комплект карточек содержит надписи:

  • -Текстовый редактор
  • -Текстовый процессор
  • -Пуск – Программы - Стандартные
  • -Пуск – Программы – Microsoft Office
  • -Ввод теста
  • -Удаление и добавление символов
  • -Выделение фрагмента текста
  • -Перемещение фрагмента текста
  • -Копирование фрагмента текста
  • -Удаление фрагмента текста
  • -Вставка и замена
  • -Вставка объектов в документ
  • -Проверка орфографии и синтаксиса
  • -Печать документа
  • -Сохранение документа
  • -Выбор параметров страницы
  • -Форматирование абзацев
  • -Форматирование символов.

.

(Каждой группе выдаётся комплект карточек с указанными на них основными возможностями и приёмами создания текстового документа).

Каждая группа обсуждает решение поставленной задачи, ребята заносят ответы в таблицу

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

- уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

-  проявлять способность к эмоциональному восприятию  информационных понятий, формирование навыков самоорганизации

5.

Физкультминутка (2 минуты)

Снять физическое напряжение, активизировать мыслительную деятельность. Электронная физкультминутка

Выполняют физкультминутку.

Коммуникативные:  уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

6.

Компьютерный практикум

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. Учить выбирать рациональный способ решения.

Задание 2 (работа в группах на компьютерах) - выполнить задания:

  1. -Максимально используя возможности своей программы, создать на компьютере текстовый документ по предложенному макету;
  2. -Сохранить созданный документ в файле под именем «Текст_Фамилия»;
  3. -Посовещавшись, выбрать лучший вариант из группы, продемонстрировать на экране через мультимедийный проектор; Предлагаемый макет текстового доумента( см приложение1)
  4. -Защитить свою работу. Все ли возможности программы были использованы?

Выполняют задание на компьютере

Представитель защищает работу сей группы. Остальные ребята слушают, задают вопросы, дополняют ответы.

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

- уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

-  проявлять способность к эмоциональному восприятию  информационных понятий, соответствующее уровню развития практических навыков.

Регулятивные: делать выводы, обобщать, в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по выбранной теме в единую систему. Структурирование знания, обобщение, аналогия.

7

Закрепление знаний  4 минуты)

Организовать деятельность по применению новых знаний.

  • Простейшим текстовым редактором является (?) …., почему так как не позволяет форматировать абзацы.
  • Гораздо большие возможности по созданию текстового документа предоставляет текстовый процессор (?) …
  • Для написания записки, создания Web-страницы достаточно использовать программу (?) …

Для создания письма, открытки, приглашения, объявления достаточно использовать программу (?) …

Для создания официального документа, визиток, статей в газеты и журналы, иллюстрированные доклады и рефераты достаточно использовать (?) …

Блокнот.,так как не позволяет форматировать абзацы.

MS Word

подойдет любой текстовый редактор. 

WordPad

MS Word

8

Запись домашнего задания (1 минута)

В тетрадях подготовить список по теме «Устройства ввода и вывода информации» для работы на следующем уроке (будем учиться создавать многоуровневые списки в MS Word).

Записывают в дневники.

9

Рефлексивно оценочные действия

 (4 минуты)

- Что было полезным на уроке?

-Где и как эти знания могут вам пригодиться в будущем?

-Достигли мы поставленной цели?

 - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

-Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Я предлагаю опять подойти к своим компьютерам и установить тот оттенок цвета, который соответствует вашему пониманию и усвоению темы сегодняшнего занятия. Оттенки могут быть от белого – «все понял!» до черного – «увы, урок прошел мимо меня, но я разберусь…

Учащиеся дают ответы.

Устанавливают соответствующий цвет.

Учебно-методическое обеспечение:

 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 8-9 классы: методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний (в печати).

4. Электронные образовательные ресурсы• презентация «Текстовые документы и технология их создания» из электронного приложения к учебнику.

Приложение 1

Стихи о Бурятии

Бурятия! Люблю до боли    
Тот край, что Родиной зову.
Как птица, гордо на просторе,
Расправив, крылья я лечу.
Поклон, великим и бессмертным,
Преподношу старейшинам — горам.
Байгал-Далай за ними ждет меня, безбрежный.
Как тихо здесь… Лишь волны плещут по камням…
Здесь солнце лик прекрасный озарило свой
В прозрачных водах, между белых лилий…
Нигде я больше не найду покой,
Как на Земле моей и матери родимой!

Приложение 2

ТР

Тип

программы

Где находится

(запуск программы)

Приёмы и возможности редактирования

Приёмы и

 возможности форматирования

Прочие возможности

Блокнот

WordPad

MS Word


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Возможности создания текстовых документов на компьютере». Учитель информатики и ИКТ: Сафронова Л.Н. ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида Подготовка

Слайд 2

Проверка домашнего задания 1. Какие существуют технологии создания текстовых документов? 2.Что такое текстовый редактор? 3.Как устроено окно текстового редактора? 4.Какой элемент мы не указали? 5.Для чего это элемент необходим? 6.Что такое текст? 7.Какие операции над текстом мы можем выполнять?

Слайд 3

Сформулируйте тему и цели урока Тема: «Возможности создание текстовых документов на компьютере». Нам предстоит узнать: - узнать возможности текстовых редакторов Чему мы будем учиться: создавать текстовых документы с помощью текстовых редакторов. Какой результат должны получить: - Заполнить таблицу и определить возможности текстовых редакторов

Слайд 4

Задание 1 выбрать все карточки из комплекта, с понятиями, соответствующими вашей программе. Обсудить внутри группы правильность выбора и заполнить таблицу на листочке.

Слайд 5

Каждый комплект карточек содержит надписи: -Текстовый редактор -Текстовый процессор -Пуск – Программы - Стандартные -Пуск – Программы – Microsoft Office -Ввод теста -Удаление и добавление символов -Выделение фрагмента текста -Перемещение фрагмента текста -Копирование фрагмента текста -Удаление фрагмента текста -Вставка и замена -Вставка объектов в документ -Проверка орфографии и синтаксиса -Печать документа -Сохранение документа -Выбор параметров страницы -Форматирование абзацев -Форматирование символов.

Слайд 6

Задание 2 (работа в группах на компьютерах) - выполнить задания: Максимально используя возможности своей программы, создать на компьютере текстовый документ по предложенному макету; Сохранить созданный документ в файле под именем «Текст_Фамилия»;

Слайд 7

-Простейшим текстовым редактором является (?) …., Блокнот Почему? Так как не позволяет форматировать абзацы -Гораздо большие возможности по созданию текстового документа предоставляет текстовый процессор (?) … MS Office Word -Для создания письма, открытки, приглашения, объявления достаточно использовать программу (?) … WordPad -Для создания официального документа, визиток, статей в газеты и журналы, иллюстрированные доклады и рефераты достаточно использовать (?) … MS Office Wor d Закрепление знаний

Слайд 8

Домашнее задание В тетрадях подготовить список по теме «Устройства ввода и вывода информации» для работы на следующем уроке (будем учиться создавать многоуровневые списки в MS Word).

Слайд 9

- Что было полезным на уроке? -Где и как эти знания могут вам пригодиться в будущем? -Достигли мы поставленной цели? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? -Кто хочет кого-нибудь похвалить? Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока информатики

Технологическая карта урока информатики в 4 классе "Мой школьный день" . Урока обобщения  изученного материала за курс информатики 4 класса....

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...