Использование информационного пространства при изучении экологических проблем
статья по информатике и икт (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хаустова Мария Сергеевна

Экологическое воспитание и образование детей и подростков - сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения . школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.

Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе.

На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать учащимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин . ИКТ и биологии, экологии, географии. Получение дополнительных знаний об окружающем мире, изучение экологических проблем края формируют нравственно экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационного пространства при изучении экологических проблем.

Экологическое воспитание и образование детей и подростков. сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения: школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.

Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе.

На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать учащимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин: ИКТ и биологии, экологии, географии. Получение дополнительных знаний об окружающем мире, изучение экологических проблем края формируют нравственно экологическую культуру.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач; изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;
  • подготовка школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор учащихся в других областях, в частности – экологии;
  • реализовать межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;
  • формирование экологического сознания и экологической культуры у школьников на уроках информатики.

Развивающие:

  • развить логическое мышление учащихся;
  • привлечь внимание детей к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;
  • выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников.

Так, при изучении темы Текстовый редактор на первых уроках при форматировании и редактировании текста может быть использовано следующее задание.

Учащиеся должны создать тестовый документ и сохранить его в своей

папке. Открыть файл с готовым неформатированным текстом описания природы. Выделив все, скопировать в свой созданный файл. Внимательно прочесть текст, разбить его на абзацы. Придумать и написать название к каждому абзацу (цвет, начертание, шрифт названий должны быть различные). Разные абзацы отформатировать по левому, правому краю, по центру и ширине, изменить междустрочный интервал, сделать красную строку. Вспомнить свои наиболее яркие впечатления от встречи с природой и описать его. В течение 30 минут ученики самостоятельно работают над заданием. При подведении итогов самостоятельной работы, учащихся просматриваются все отформатированные тексты. Из всех полученных текстов выделяются несколько самых удачных, которые можно распечатать на принтере.

При выполнении этого задания учащиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Дети могут виртуально перенестись в мир природы, в свой мир ощущений, восприятий.

Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.

При изучении текстового редактора можно рассматривать многие экологические темы.

Например, природа Колпинского района, птицы, животные и растения, занесенные в Красную Книгу, экологические факторы в теме «Списки», альтернативные источники энергии в теме «Вставка таблиц», исследование природного комплекса своего района в итоговом занятии по теме «Текстовый редактор».

В теме «Электронные таблицы» на первых уроках можно рассмотреть задания по оценке качества воздуха города Колпино. Качество воздуха - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников.

Газовый состав воздуха, которым мы дышим, выглядит так: 78 % составляет азот, 21 % - кислород и 1 % приходится на другие газы. Но в атмосфере промышленных городов это соотношение часто нарушено.

Значительную долю составляют вредные примеси, обусловленные

выбросами предприятий и автотранспорта. Доля загрязнения атмосферы в городе Колпино (в том числе и от автотранспорта) составляет более 50%.

В теме «Электронные таблицы» на первых уроках можно рассмотреть задания по оценке качества воздуха города Колпино. Качество воздуха - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников.

При работе школьникам предлагается изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа. Предполагается, что на основании полученных данных ученики выработают предположения по улучшению экологической ситуации.

Детям дается домашнее задание: подсчитать количество машин, проезжающих в час по проспекту Ленина и улице Пролетарская, разделив их на 3 категории: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине. Подсчет вести два раза в день с 10 до 11 часов в воскресенье (час затишья) и с 16.30 до 17.30 в будний день (час пик).

Учащимся предлагается на основе полученных данных о транспортной нагрузке на улицах составить и заполнить таблицу.

Рабочая формула М=m*n

m - Количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа (г/км)

n - Среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час.

Проспект Ленина

Ул. Пролетарская

m

n

M

n

M

Грузовые автомобили

89

Легковые автомобили

24,7

Автобусы с бензиновыми двигателями

82,6

Всего:

Всего:

(Выбор улиц обуславливается расположением школы)

Класс делает 2 варианта: для часа пик и часа затишья.

Затем, используя таблицу, ученики составляют диаграммы по двум улицам. Далее делается сообщение о проблемах, связанных с загрязнением атмосферы.

Для вывода необходимо ответить на вопросы:

1. На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды наиболее благоприятны и почему?

2. Во сколько раз выброс угарного газа на одной улице больше, чем на другой?

3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине и перевести их на более экологический вид топлива - сжатый газ, то во сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц? Предположи, что весь автотранспорт перейдет на газ, и любой тип автомобиля будет выбрасывать в среднем 25 г/км угарного газа. Как изменится состояние воздушной окружающей среды? Составь сравнительную диаграмму.

4. Сделай выводы о пользе использования альтернативных видов топлива по сравнению с традиционными видами топлива и внеси свое предложение по улучшению качества воздуха.

В теме «Создание презентаций в среде PowerPoint» можно обобщить

большое количество тем экологии.

Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная учеником по желанию.

Примерные темы для подготовки презентаций:

1. Экологическая этика. Красота природы в оценках различных религий. Красота природы в музыке. Исчезающие виды и права животных.)

2. Глобальные проблемы человечества. Проблемы состояния окружающей среды. Загрязнение воздушной среды, загрязнения атмосферы. Антропогенные источники. Роль различных экосистем в очистке воздуха. Загрязнение гидросферы. Свойства природных вод и их влияние на жизнь. Антропогенное загрязнение природных вод. Состояние лесов. Проблема опустынивания и т.д.

3. Проблемы состояние окружающей среды в Санкт-Петербурге и области.

4. Законы экологии. Природа знает лучше. Всё должно куда – то деваться. Всё связано со всем. Ничто не даётся даром.

Также даннае темы можно использовать присоздании детьми фильмов по экологии.

В теме «Информационные ресурсы Интернета» можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web- страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями.

При разработке Web-страниц на уроках ученики дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы. Такие уроки позволяют учить работать с информацией, анализировать, систематизировать полученные данные, учить находить нужную информацию.

В ходе выполнения данных заданий ученики могут собрать большой материал по экологии. Уроки, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся учащимся, дети видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и учителям, которые хотя бы один раз попробовали провести такие уроки.

Такие уроки интересны и ученикам, и учителям. Они сплачивают

педагогический коллектив, между учителями меняются взаимоотношения, кроме того, у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при изучении планиметрии

Использование УМК "Живая математика" И ИИСС "Математика на компьютерах" при изучении темы "Теорема синусов"....

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....

Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....

Тема опыта:«Использование информационных технологий при изучении темы «Выражения и уравнения, содержащие знак модуля» в 6 и 7 классах»».

На уроках математики просто невозможно обойтись без применения информационных технологий. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему уроков, таблиц, презентаций и поделиться с коллегами своими ...

Использование информационного пространства при обучении химии.

В данной презентации рассмотрены возможности информационного пространства как на уроках в классе, так и при дистанционном изучении предмета....

обобщение по использованию информационных технологий при изучении химии

использование электронных учебников. презентаций, флипчартов, Lоборудования к интероктивной доске при изучении химии....