Организация учебно-исследовательской деятельности
методическая разработка по информатике и икт

Нехожина Евгения Петровна

Современные ориентиры развития общего образования определили новые требования к конечному результату обучения – современный выпускник должен быть готов и способен сам добывать знания, находить нестандартные решения, мыслить творчески, проявлять инициативу, быть ответственным и настойчивым, уметь работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nehozhina.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

НЕХОЖИНА Е.П.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(МБОУ СОШ №19 имени И.П. Мытарева г. Димитровград)

Современные ориентиры развития общего образования определили новые требования к конечному результату обучения – современный выпускник должен быть готов и способен сам добывать знания, находить нестандартные решения, мыслить творчески, проявлять инициативу, быть ответственным и настойчивым, уметь работать в коллективе.

В этих условиях особую значимость приобретает учебно-исследовательская деятельность обучающихся, направленная на творческое их развитие, формирование мобильности, гибкости мышления и способности оценивания качественных характеристик используемых средств, приобретение опыта в области технологий проектирования и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность – процесс приобретения исследовательских и сопутствующих исследованию умений, приобретаемых в процессе взаимодействия учащихся и педагога, по выявлению сущности той или иной проблемы, актуальной для всех субъектов деятельности [1, С. 361].

Все это приводит к тому, что именно подготовка детей к исследовательской деятельности – одна из важнейших задач современной школы, поскольку самые ценные знания добываются детьми в ходе собственных творческих поисков.

Безусловно, развитие творческих способностей детей именно в процессе обучения имеет первостепенное значение. Поскольку, именно у школы, имеются все возможности и ресурсы, для формирования креативных качеств у обучающихся, посредством проведения олимпиад, участия в работе научных кружков, участия во всевозможных творческих конкурсах, выставках, поисково-исследовательской работе и т.д. Это, в свою очередь, требует развития мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности.

Как показывает практика, в настоящее время у большинства детей отмечается тенденция к снижению мотивации учения, а у некоторых и полная её утрата. У современных детей достаточно других увлекательных, интересных и занимательных дел, помимо учебы. Поэтому создание мотивации и творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению научно-исследовательской работы в школе.

Большое значение придается формированию творческих способностей посредством участия в учебно-исследовательской работе с активным применением средств вычислительной техники и программного обеспечения, так как исследовательская работа занимает ведущее место в формировании креативного мышления у обучающихся.

Крайне важно именно в школе формировать первоначальные навыки и умения выполнения исследовательской работы (этапы проведения исследовательской работы, работа с научной литературой, проведение эксперимента, первичная обработка результатов эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций по итогам исследования и т.д.). Однако, необходимо чётко понимать, что основной целью исследования, проводимого в школе является не получение новых знаний, как при научных исследованиях, а развитие личности обучаемого, активизации его личностной позиции в образовательном процессе посредством приобретения им субъективно новых знаний: знаний, полученных самостоятельно и являющихся новыми и личностно значимыми для определенного учащегося в конкретный момент времени, привитие ему функционального навыка исследования и развитие способности к исследовательскому типу мышления.

Кроме того, педагоги – руководители исследовательской деятельности, обязательно должны учитывать особенности возрастной психологии при подборе тем, характера, объема и методики исследований. Для детского и юношеского возраста характерными особенностями являются: невысокий уровень образования, слабая концентрация внимания, не сформированность мировоззрения, неразвитая способность к поиску необходимой информации и самостоятельному анализу условия задачи и разработке алгоритма ее решения. Большой объем работы или отсутствие чётких инструкций способны отбить у ребенка желание заниматься исследовательской деятельностью, и, как следствие, нанести общий вред развитию и образованию. Поэтому не каждая задача, заимствованная в науке подходит для ее реализации в образовательном учреждении.

Кроме того, учителю крайне важно, особенно на начальном этапе исследования, заинтересовать ребенка, помочь определить ту тему, которая будет интересна не ему, а ребенку. Для этого необходима подготовительная работа именно учителя, при этом учитель должен и сам быть творческой личность, заниматься самообразованием, уметь общаться с ребенком, направлять его в нужном русле исследовательской деятельности. Ребенок должен и сам обладать эрудицией, чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы при защите своей работы, грамотно говорить, быть тактичным и находчивым.

При этом процесс обучения необходимо осуществлять посредством реализации принципов систематичности и системности, фундаментальности, а также междисциплинарных связей. Такой подход оптимизирует процесс обучения, происходит уплотнение знаний, что в свою очередь, способствует формированию системных обобщенных знаний.

Именно системный подход к организации исследовательской деятельности учащихся способствует повышению качественной подготовки выпускников школы, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, что в свою очередь является одним из ответов на вопрос о путях решения задач национальной образовательной инициативы.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что самостоятельная, учебно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном учреждении, построенная как целенаправленный, систематический процесс, выполняемый на всех ступенях образования, с учетом возрастных и психологических способностей обучаемого, способна развить самостоятельность, креативность мышления, ответственность, настойчивость в достижении поставленной цели и как следствие повысить уровень образованности будущих выпускников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Антонова С.Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в школе: управленческий аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №65. С. 361-364.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"

В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со свое...