Технологическая карта урока "Адресация в сети Интернет"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Урок "Адресация в сети интернет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adresatsiya_v_seti_internet.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  информатики

 

Предмет: Информатика

Класс:  9  

Тема урока: «Адресация в сети Интернет»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: информационно-крммуникационная

Методы: деятельностный метод обучения

Цель: создание условий на уроке  для формирования представлений  о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать у учащихся представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера;

- -применять полученные знания в изменённых условиях;

- формировать представления о компьютерных сетях, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Личностные:

 - создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу;

- формировать интерес к пониманию роли информационных процессов в современном мире, представлению о сферах применения компьютерных сетей в различных областях деятельности человека, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить;

- определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

- анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Познавательные:

- познакомить учащихся с основными принципами организации Интернета, IP-адресацией, повторить навыки перевода в системах счисления с основаниями «2» и «10», сформировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- создать возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

- создать условия для развития у школьников умения строить сообщения в  устной форме использовать в общении правила вежливости;

- строить понятные для партнёра высказывания;    

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Средства обучения: Учебник «Информатика», 9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку Power Point, раздаточный материал.

ФОУД  - форма организации учебной деятельности

Фр. – фронтальная

Гр. – групповая

Инд. – индивидуальная

Парн. - парная

ФУУД –формируемые универсальные учебные действия

Этап урока

Содержание

учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Приветствие класса. Эпиграф к уроку:

Век двадцать первый… Компьютер не чудо,

И информатику знают повсюду.

Нам без компьютеров прямо беда,

Без Интернета мы никуда!

Словес-ный метод.

Фр.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Организует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя.

Собираются с мыслями, готовятся к уроку

Личностные:

мотивация к познанию нового.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения (5 мин )

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 

- Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках?  (о компьютерных сетях)

- Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд по пройденной теме (Приложение 1).  Если вы правильно ответите на вопросы, то по вертикали в выделенных клетках прочтете ключевое слово, которое поможет определить тему урока (работа со слайдом, выделенное слово – ИНТЕРНЕТ).

-Ребята, о том, что такое Интернет, вы уже знаете. Кто из вас сможет дать определение этому понятию? (всемирная глобальная компьютерная сеть).

- Об Интернете можно сказать словами Козьмы Петровича Прутко́ва: "Невозможно объять необъятное", но мы будем к этому стремиться.

На прошлом уроке мы освоили устройство локальных сетей.

- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (об устройстве сети Интернет)

Перед вами  статистические данные о развитии сети Интернет. На диаграмме сравнивается число пользователей в миллиардах человек в начале 2018 и 2019 г. Проанализируйте данные.

О чем свидетельствует эта статистика?  (о стремительном росте числа пользователей сети Интернет).

- Ребята, подумайте, каким образом регистрируются новые компьютеры, подключаемые к сети, и как они взаимодействуют друг с другом?

 (Каждый из них привязан к адресу)

- Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес.            А кто из вас знает, как компьютер получает IP-адрес? (затруднение)

Итак, давайте уточним тему нашего занятия. ( Мы будем говорить об адресации в сети Интернет).

- Верно! Тема нашего урока «Адресация в сети Интернет».

 (Открывается запись на доске.) 

Откройте тетради, запишите число и тему урока. 

Словес-ный

Инфор-мацион-но – ориентирован-ный.

Нагляд-ный

Проблемный

Отсроченная отгадка

Фр.

Фр.

Занимательное начало урока для повышения мотивации.

Раскрывается це

мотив (что нужно сделать и для чего).

Учитель организует подводящий диалог, конкретизирует тему урока.

Слушают учителя, вступают с ним в диалог.

Анализируют данные диаграммы

Прогнозируют и пытаются ответить на вопрос, используя свой жизненный опыт.

Определяют тему урока

Личностные:

стремление преодолевать возникающие затруднения.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Личностные:

умение сотрудничать, формирование  интереса к информатике.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели. (3 мин)

Цель:  выявление и фиксация места и причины затруднения.

-Вы разделены на 3 группы.  

- Каждой из групп я предлагаю используя слова – помощники: проверить, изучить,  проанализировать,  сформулировать цель нашего урока.

      -Для того чтобы уточнить её, прежде ответьте на вопрос  можете ли вы сейчас рассказать о структуре сети Интернет и IP-адресе компьютера?

 Какую цель поставите перед собой?

I группа

Проверить, верны ли наши знания

II группа

Изучить, как устроен Интернет  и как производится IP-адресация.

III группа

Проанализировать полученную информацию

Проблемный

 

Гр.

Акцентирование внимания на содержательном аспекте.

Раздает карточки с названием групп.

Устанавливают границы знания и незнания.

Определяют цель урока.

Познавательные: способность правильно сформулировать проблему.

Регулятивные: пределение цели урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)

 

Цель:  постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

В соответствии с поставленной целью  каждая группа получает название.

 Те, для кого первостепенная цель – изучить новый материал, объединяются в группу «Поисковики». Те из вас, кто поставил цель повторения имеющихся знаний, составят группу «Умники». А те ребята, которым важно проанализировать данную проблему, будут называться «Аналитиками». Не забудьте распределить роли в группе!

Каждая группа получает своё задание.

- «Поисковики» работают с  учебниками на стр. 167-168

и находят «Ключевые термины».

Задание. Найти в тексте слова

  • Интернет
  • протокол
  • Интернет - провайдер
  • IP-адрес

II группа «Умники» должна, используя имеющиеся знания, дать определение этих терминов.

 

Ребят из группы «Аналитики» я прошу подумать над проблемным вопросом «Для чего нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет и зачем нужно знать свой IP-адрес?»

Информационно - ориентированный.

Гр.

Организует подводящий диалог.

Выбирают способ выхода из затруднения.

Выполняют задания, выдвигают гипотезу

Личностные:

 стремиться преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные:
составление плана действий выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта

(Открытие нового знания) (5 мин) 

Цель:  Организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний, определить совместный план действий.

 Пока «Поисковики» работают с новой информацией, предлагаю «Аналитикам» выслушать, что знают по обсуждаемой теме «Умники» (слушаем ответ)

- Итак, «Поисковики», вы познакомились с исходным содержанием теоретического материала. Пожалуйста, осветите результаты своей работы (зачитывают определения, рассказывают об устройстве Интернета и принципах IP-адресации)

-Спасибо! Аналитики, сопоставьте "свою" версию «Умников» и версию "оригинального текста" «Поисковиков».  Обнаружены ли  совпадения и выявлены ли разногласия?

Аналитики:

-В целом разногласий нет.

Вопрос аналитикам: для чего же нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет? (Понимание принципов, лежащих в основе работы интернета, даст нам возможность чувствовать себя в Интернете  свободно, быстро решать возникающие  проблемы и уверенно общаться с техподдержкой). А зачем знать свой IP-адрес? (Иногда нужно удаленно подключиться к своему компьютеру, для этого требуется знание сетевого адреса устройства).

Учитель

- Итак, IP-адрес – это уникальный числовой адрес компьютера в сети, который имеет длину 32 бита и записывается в виде четырех частей по 8 бит каждая.

- Поскольку двоичное представление IP-адреса для человека неудобно, то на практике используется десятичная форма записи IP-адреса. Каждый октет в адресе не может быть больше числа 255 и начинаться с нуля. Как вы думаете, почему? (Один октет имеет длину 8 бит, а 28=256. При переводе из двоичной СС в десятичную запись числа не начинается нулем).

Например:

IP-адрес 128.250.33.199.

128.250.33 – это адреса сетей и подсетей,

199 – это адрес компьютера пользователя.

IP - адреса могут быть статическими и динамическими. Для сервера, на котором хранится информация, необходим постоянный IP - адрес, иначе данные не будут найдены. Для пользователя, входящего в Интернет на несколько часов, IP - адрес может быть выделен динамически из некоторого количества имеющихся у провайдера свободных номеров. По желанию пользователь может иметь и постоянный IP - адрес.

Давайте сделаем вывод: что стало объектом наших исследований? (принципы адресации в сети Интернет).

Какая группа может ответить на вопрос «Как выглядит IP-адрес компьютера в десятичной форме записи?» (представляет собой последовательность из четырех чисел (от 0 до 255), разделенных точками)

Почему в записи октета не может стоять число больше 255?

Словесный

Гр

Фр.

.

Организует подводящий диалог

Обращает внимание на ключевые особенности формирования IP-адреса

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу

Анализируют и обобщают информацию.

Отвечают на вопросы

Личностные:

умение сотрудничать, формирование  интереса к познанию окружающего мира.

Познавательные:

умение вычленять нужную информацию  из общей информации; проводить классификацию; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

Коммуникативные:

умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.

6. Первичное закрепление во внешней речи (2 мин)

Цель:  зафиксировать новое знание в речи, организовать устранение преодоления затруднения.

- Ребята, на доске  записаны цифры:  20032019

- Посмотрим внимательно, какую дату они напоминают?

- Правильно, по календарю сегодня  20.03.2019

Я предлагаю вам из данной комбинации составить IP адрес компьютера.

(разбор вариантов на слайде)

Объяснительно – иллюстративный.

Фр.

Повторение и конкретизация новых знаний.

Закрепляют во внешней речи полученные знания.

Практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств IP-адреса.

Личностные: формирование интереса к познанию окружающего мира.

Регулятивные: анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Физкультминутка (1 мин)

Цель:  соблюдение санитарно - гигиенических норм.

А теперь проведем физкультминутку для ваших глаз (слайд с картинкой).

 Посмотрите на картинку на экране, следите за движущейся точкой

Практический метод.

Фр.

Объясняет задание.

Выполняют «гимнастику для глаз»

Личностные: формирование ЗОЖ

Регулятивные: умение понимать поставленную задачу.

7. Самостоятельная работа (3 мин).

Цель:  организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Учитель раздает указания к практической работе на нахождение IP-адреса компьютера:

- Ребята, я приготовила для вас указания к практической работе по определению IP-адреса компьютера. Каждая группа получает свое задание.

-Группы «Умники» и «Поисковики» устанавливают IP-адрес ПК: «Умники» - через командную строку, а «Поисковики», используя Центр управления сетями и общим доступом.

-Аналитики обсуждают, какой способ удобнее, основываясь на теоретических знаниях (не применяя на практике).

Фон – музыка

Подведение итогов:

«Аналитики», какова ваша гипотеза? Какой способ, по-вашему, наиболее удобен? Давайте выслушаем другие группы и сравним данные, полученные теоретическим путем и на практике. «Аналитики», я прошу вас сделать вывод.

Практический метод.

Инд.

Гр.

Создание ситуации успеха.

Самостоятельно работают на компьютере, анализируют методы работы.

Личностные: знание моральных норм.

Регулятивные: принять учебную задачу, действовать в соответствии с ней.

8. Включение в систему знаний и повторение (2 мин)

Цель:  включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

– А сейчас я вам  предлагаю в парах выполнить  задания из итоговой аттестации (задачи).

- Давайте проверим.

Если есть ошибки, исправьте их.

Словесный метод.

Фр.

Парн

Создание ситуации успеха.

Самопроверка.

Вступают в общение с целью с целью анализа деятельности, определяют границы применимости нового знания.

Личностные:  формирование  положительного отношения  к учебному материалу

9. Итог урока (1 мин)

- Ребята, давайте вспомним, какую цель каждая группа  ставила перед собой в начале урока?

Достигли мы поставленных перед каждой группой целей? (выслушиваются ответы 3 групп)

 Обсуждение полученных знаний об IP-адресе компьютера, способах адресации в Интернете посредством IP-адресов.

Фр.

Организует обобщение знаний

Подводят итоги, обсуждают полученные знания.

Познавательные: анализировать полученную информацию.

10. Рефлексия деятельности (1 мин)

Цель:  соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

А теперь я прошу каждого из вас ответить на вопрос: была ли для вас актуальной тема нашего урока. На столе у вас сигнальные карты. Я прошу поднять карточку «ENTER», если считаете информацию важной и полезной, и карточку «DELETE», если вы не знаете, для чего вам нужна данная информация.

- Я рада, что урок вам понравился.  Вы активно работали,  особенно хочу отметить ….

Мне приятно, что вы выбрали «ENTER», значит вы будете изучать эту тему более подробно.

Словесный метод.

Фр

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

Оценивают деятельность на уроке и границы своего познания.

Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать результат.

11. Домашнее задание

(1 мин)

Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера.

§ 4.2(1. 2);

вопросы и задания 1–8 к параграфу 4.2

Урок окончен! Спасибо за внимание!

Словесный метод.

Фр

Объясняет домашнее задание.

Получают информацию о домашнем задании, записывают

Личностные:  формирование  положительного отношения  к учебному материалу

Познавательные: анализировать полученную информацию.

Приложение 1.

Кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

  1. Любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для её передачи по каналу связи.
  2. Информация, передаваемая от источника к приёмнику в форме некоторой последовательности сигналов, символов, знаков.
  3. Важной характеристикой компьютерной сети является … передачи информации.
  4. Два и более компьютеров, соединённых линиями передачи информации, образуют компьютерную …
  5. При объединении более 10 компьютеров в сеть целесообразно выделять наиболее мощный компьютер - …
  6. Компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, установленные в одном помещении  или в одном здании.
  7. Компьютеры сети, получающие доступ к файлам, хранящимся на жестком диске сервера.
  8. Каждый компьютер, подключаемый к локальной сети, должен иметь специальную плату — сетевой …

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

  1. Любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для её передачи по каналу связи.
  2. Информация, передаваемая от источника к приёмнику в форме некоторой последовательности сигналов, символов, знаков.
  3. Важной характеристикой компьютерной сети является … передачи информации.
  4. Два и более компьютеров, соединённых линиями передачи информации, образуют компьютерную …
  5. При объединении более 10 компьютеров в сеть целесообразно выделять наиболее мощный компьютер - …
  6. Компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, установленные в одном помещении  или в одном здании.
  7. Компьютеры, сети, получающие доступ к файлам, хранящимся на жестком диске сервера.
  8. Каждый компьютер, подключаемый к локальной сети, должен иметь специальную плату — сетевой …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта, тема: "Способы подключения к сети Интернет"

Описание хода урока информатики в 10 классе(базовый)...

Технологическая карта, тема: "Возможности сети Интернет"

Описание хода урока информатики с применением МРТ....

Технологическая карта урока Тема: «Средства поиска данных в сети Интернет»

Технологическая карта урока Тема: «Средства поиска данных в сети Интернет». класс 11Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: создать условия для открытия нового знания, поз...

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников...

Технологическая карта урока "Мобильная сеть"

Урок для 5 класса по УМК "Starlight5"...

Технологическая карта урока по английскому языку по теме "Плюсы и минусы сети Интернет" для обучающихся 9 класса

Цель учебного занятия: формирование коммуникативной компетенцииЗадачи урока: развивать речевые умения (смысловое чтение с пониманием основного содержания и извлечения необходимой информации; развитие ...