Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме _Шагающие роботы_
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Вдовина Мария Сергеевна

Использование конструктора позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Класс: 7

Программа внеурочной деятельности:  академия РобоГениев

Тема занятия: шагающие роботы

Цель занятия: знакомство с режимом «двухмерная модель» (2D-модель) в ТРИК Студии.

Планируемые результаты:

Предметные:  

Обучающийся научится:

  • создавать программу для движения робота
  • использовать подпрограммы для разделения действий в алгоритме

Обучающийся получит возможность:

  • работать с полнофункциональной «двумерной моделью» (2D-модель) учебной тележки для программирования с обратной связью

Личностные:

  • повышение мотивации обучающегося к обучению в области программирования

Метапредметные:

 Регулятивные:

  • умение контролировать собственную деятельность при создании и запуске программы в TRIK Studio.

 Коммуникативные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные:

  •  опыт разработки и реализации программы на основе предложенной проблемной ситуации

Используемое программное обеспечение: персональный компьютер учителя и обучающихся

Средство (сервис) ИКТ:

  • сервис для создания SWOT-диаграмма: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://creately.com/ru/
  • бесплатная среда программирования с интерактивным режимом имитационного программирования (ссылка для скачивания): [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://trikset.com/products/trik-studio

Организационные формы и методы:

  • ситуативная рефлексия;
  • коллективная форма работы;
  • индивидуальная форма работы;
  • практикум

Структурированный план занятия

Этап урока

Содержание этапа

Педагогическая целесообразность этапа

Организационный момент

Учитель: приветствует учеников. 
Обучающиеся:
приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию.

Создание эмоционального настроя на работу

Мотивационная часть занятия

Видеоминутка.

На днях мое внимание привлекло видео всемирной выставки роботов в Пекине. Открытие этого мероприятия относится к концу августа текущего года (2019). Видео и статьи, знакомящие нас  с  результатами достижений современной робототехники рассыпаны по интернету, словно бисер - настолько стремительно развивается сегодня данная индустрия и так много в ней всего происходит, что всё это трудно охватить одним взором.

Робот чайка, робот бармен, робот трансформер, робот хирург DaVinci, промышленные, сервисные, медицинские и роботы для развлечений. Всего порядка 700 роботов из 22 стран мира насчитали на третьей ежегодной Всемирной конференции роботов World Robot Conference 2019 в Пекине.

Предлагаю и вам окунутся в реальный мир роботов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mISDvjES2V8 Дата обращения: 16.12.19

После просмотра видеоролика необходимо выявить сильные и слабые стороны робота, а также возможности и угрозы, при помощи метода SWOT-анализ.

Желательно придерживаться следующей последовательности действий при проведении SWOT анализа:

Рис. 1 Последовательность действий при проведении SWOT анализа

https://docs.google.com/drawings/d/1VjuBPwOPUc5WeiwptxOWeHqmyXeJ8M3PgirDnDW3zAg/edit?usp=sharing 

Макет продукт деятельности обучающихся:

Рис 2. Макет SWOT-диаграммы

https://app.creately.com/diagram/EqCwRJoFAMG/edit

Лет 30 назад никто даже и подумать не мог, что роботизации стоит опасаться. Подобное казалось чем-то недосягаемым и фантастическим. Однако теперь каждый может жить в страхе того, что завтра на работу можно уже не спешить.

В чем плюсы роботизации производства?

  • Производительность. Без сомнений, машина может производить количество продукции на порядок выше, чем специально обученный человек за один и тот же промежуток времени.
  • Качество производства. Минимизируется процент брака, ведь точность у роботов - превыше всего.
  • Безопасность. Особенно уместно на вредных производствах. Там где человеку не избежать хронических заболеваний - машине будет безразлично.
  • Экономические показатели. Уменьшаются затраты на оплату труда. Актуально в тех странах, где оплата этого труда высокая. Ведь иногда дешевле посадить за конвейер 100 китайцев, чем единожды автоматизировать производственный станок.

Если всё так хорошо и перспективно, то в чем проблема необратимого прогресса?

Минусы роботизации:

  • Рабочие места. Неоспоримо, самый главный минус для человека! Поголовное сокращение кадров. Люди лишаются постоянных рабочих мест.
  • Высокая стоимость. Но при правильном подходе, максимальной загрузке и гибкости производства - затраты окупятся достаточно быстро.

Пока не ясно, как ко всему этому относиться. Хоть роботизация и уничтожит некоторые рабочие места, - в то же время она создаст новые в других отраслях. Например, из-за понижения затрат на производство - товары станут дешевле, их станут больше покупать, а это значит, что потребуется больше кадров в торговой сфере. Да и никуда не денутся профессии, ориентированные на работу с людьми.

А как вы к этому относитесь?

Ситуативная рефлексия с использованием метода SWOT-анализ, при помощи которого необходимо выявить сильные и слабые стороны робота, а также возможности и угрозы.

Объяснение целей и задач практической работы

На данном этапе занятия мы познакомимся с режимом «двухмерная модель»(2D модель) в ТРИК Студии. Это очень полезный режим, который позволяет запустить алгоритм до загрузки на робота, приблизив моделирование к реальности. Однако стоит помнить, что между моделью и реальным роботом всегда есть разница (не существует абсолютно одинаковых двух моторов: если просто задать движение вперед, робот со временем будет отклоняться; при различных условиях датчики робота могут выдавать разные значения и т.д.).

Цель: познакомиться с работой в 2D модели, написать алгоритм программы движения вперед в ТРИК Студии.

Для ознакомления с принципом работы моторов необходимо перейти по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/0B4Hoab1Z7gOSY3lZVFE43JwM28/view 

Освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения

практической работы.

Практическая работа обучающихся

Учитель: организует ситуацию применения новых знаний; консультирует по возникающим вопросам;

На этом этапе обучающиеся научатся комбинировать элементарные движения, составляя из них более сложные.

Задание: напишите программы для робота “добраться до финиша”, используя все возможные варианты маршрута, а затем необходимо выбрать тот маршрут, который займет меньше времени на дорогу.

https://drive.google.com/file/d/1s2dOvYosGbnsBju6ez9Enq7n_KAd1tZ3/view?usp=sharing (ссылка для скачивания)

Для того чтобы не загромождать сцену в ТРИК Студии существует блок «Подпрограмма». Использование этого блока помогает четче разделить действия в алгоритме, что делает программу более читаемой.

Обучающиеся: выполняют практическую работу в бесплатной среде программирования с интерактивным режимом имитационного программирования (ссылка для скачивания):

[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://trikset.com/products/trik-studio

Дата обращения 10.12.19

Создание условий для применения новых знаний, обеспечение восприятия и осмысления, решение поставленных задач

Рефлексия, подведение итогов работы

А сейчас я предлагаю вам пройти небольшое анкетирование:

https://docs.google.com/forms/d/1oc70jo3zusSZjzRuhhfKyjsMnMPReE49TkghuJlmzq4/edit?usp=sharing 

Подведение итогов урока, анализ и оценка своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья"

В данном маиериале представлена методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья" для обучающихся начальной школы....

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Я – гражданин России»

Тема занятия " Наша малая Родина. Виртуальное путешествие по городу Тольятти"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме «Необычные средства рисования»

Данное занятие по внеурочной деятельности предусматривает использование в изобразительном искусстве нетрадиционного способа рисования....

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Физика вокруг нас"

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Физика вокруг нас».  Наша задача развить познавательный интерес, интерес к ФИЗИКЕ!...