Конспект занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Я – гражданин России»
план-конспект занятия по краеведению ( класс) на тему

Тема занятия " Наша малая Родина. Виртуальное путешествие по городу Тольятти"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

« Школа №49»

                                       

Конспект

занятия по внеурочной деятельности

Кружок «Я – гражданин России»

(духовно - нравственное направление)

Тема: Наша малая Родина. Виртуальное путешествие

                                                                                               Мохнаткина С. Ю.

                учитель начальных классов

Тольятти - 2016

Тема: Наша малая Родина. Виртуальное путешествие

Класс: 4А

Цель: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе, его прошлом, истории его   образования.

Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного города, своей страны;

— развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

- прививать навыки поисковой исследовательской работы;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, пословицы, плакат «Виртуальное путешествие», пособие для учащихся «Россия - наш общий дом» (Автор: Соколов Я. В.)

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные УУД:

- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем городе.

Познавательные УУД:

— умение перерабатывать полученную информацию,  использовать знание пословиц и поговорок,  проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.

 Коммуникативные УУД:

— контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Межпредметные связи:

- взаимосвязь с предметом «окружающий мир», «литературное чтение», «история».

Ход занятия.

1. Орг. момент. Самоопределение деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 -Есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся в путешествие. Нас ждут красочный поезд и длинные дороги,  мы  обязательно справимся. Итак, в путь, займите свои места в вагонах.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение  материала, необходимого для изучения нового.

Учитель:

- Поезд поведёт машинист……

(читает стихотворение А. Усачёва  «Россия»)

-Ребята, что вы представляли перед собой, когда слушали это стихотворение?

К. Д. Ушинский написал:  «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

А что для вас, ребята, означает слово “Родина”?    (ответы детей)

Родина – это земля, государство, где человек рождается. 

Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Учитель:

 - Дорогие ребята! Мы родились в стране, которая называется Россией. Мы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Слайд 2

Учитель:

 - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины? С какими символами мы с вами знакомы?

Слайд 3-5

Назовите тот город, в котором мы живем, берега нашего города омывает великая русская река Волга?

Учитель:

 - Это наша малая родина. Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

3. Постановка цели занятия.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Учитель:

- Правильно, сегодня на уроке мы узнаем, что обозначает понятие «малая родина».

 У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя! Мы на станции «Тольятти».

Ученик читает стихотворение “Мой Тольятти”

Учитель:

-Скажите, как вы думаете это стихотворение о «малой» или «большой» Родине?

Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества.

Любить свой город, значит хорошо знать его историю, географию и культуру. А хорошо ли вы знаете историю своего города? Эти знания мы сегодня и проверим.

4. Открытие нового знания.

Цель: формировать усвоение понятий «Родина», «малая родина»

Учитель:

-Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?  Слайд 6-7

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

-В каком документе у человека указана его родина? Слайд 8

- Как называется область, в которой мы с вами живем?

- На берегу какой реки находится Тольятти?

-Первое название реки.

-Кто основал наш город?

-Почему так назван наш город?

- Чем знаменит наш Тольятти?

5.Станция «Лесная» (релаксация).

Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

6.Работа с пособием.

Цель: формировать умение обмениваться мнениями, слушать товарища.

Учитель:

-Работать вы будете в паре. Вам предоставлен для изучения текст « А что у нас в Тольятти…» Со своим товарищем вы изучаете текст, а после его прочтения мы его обсудим. Перед началом работы давайте вспомним правила работы в паре.

 (Дети определяют изученные правила, которые направлены на уважение друг к другу).

В ходе работы проводится лексическая работа по объяснению неизвестных детям слов.

7. Первичное закрепление материала.

Цель: проговаривание нового знания.

Учитель:

 -Моя семья, мой дом, с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родные, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.

Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

 Мы с вами на станции «Собери пословицу» (работа в парах).

- Составление пословиц о Родине.

Учитель:

-Ребята,  какие действия или поступки человека, на ваш взгляд, влияют на благополучие своей малой родины?  (Выбрать из перечня в пособии).

- Что такое чувство Родины? Может ли каждый назвать себя патриотом малой родины?  (Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины).

 ( Дети высказывают своё мнение).

8.Станция «Самый привлекательный уголок России»

Виртуальное путешествие по городу. Слайд 10 - 39

Учитель:

- Мы с ребятами создали серию рекламных слайдов по нашей местности.

Дорогие гости нашего города! Мы рады приветствовать вас в привлекательном уголке России! Путешествуя по современному городу,  у вас появится возможность узнать частичку прошлого…

9. Подведение итогов.

-Ребята, мы сегодня с вами много говорили о нашем городе.

Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?

Что бы вы еще хотели узнать в будущем?

 Какие ценности для себя вы определили в ходе нашего занятия?

-Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли родные слова. Слайд 40-47

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где бы мы ни были, наш родной Тольятти  всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

10 .Рефлексия. Слайд 48

-Ребята, я надеюсь, что это занятие вам понравилось. А насколько вам было интересно и познавательно, я узнаю, когда вы составите синквейн.

"Для России  наш город-частица,

   А для нас он - родительский дом.

   И мы рады, что можем гордиться

 Малой Родиной,  где мы живём"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья"

В данном маиериале представлена методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на тему "Я и моя семья" для обучающихся начальной школы....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности. Кружок "Бумажная фантазия". Тема: Путешествие в снежную страну.

Занятие разработано для воспитанников кружка "Бумажная фантазия" и проведено в рамках совещания директоров и заместилелей директоров по УВР общеобразовательных организаций города Курчатова Курской обл...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 б классе Игра – путешествие « В страну Мойдодыра»

Система работы по организации внеурочной деятельности на этапе внедрения ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....