Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программируем и исследуем в Scratch»
методическая разработка по информатике и икт

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программируем и исследуем в Scratch» в 5-6 классах  составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО)

Программа курса рассчитана на обучающихся  5 – 6 классов. Данный курс призван вооружить осваивающих её школьников компетенциями для овладения первоначальными навыками интуитивного программирования и осуществления проектной деятельности согласно их возрастным способностям.

На сегодняшний день перед современными школьниками стоит задача овладения различными видами компетентностей, в том числе: учебно-познавательной, информационной,  коммуникативной, личностной. Эффективным способом решения этой задачи является проектная деятельность, в основу которой положена самостоятельная целенаправленная деятельность обучающихся в соответствии с их интересами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_scratch_ismagilova_5-6.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программируем и исследуем в Scratch»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программируем и исследуем в Scratch» в 5-6 классах  составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО)

Программа курса рассчитана на обучающихся  5 – 6 классов. Данный курс призван вооружить осваивающих её школьников компетенциями для овладения первоначальными навыками интуитивного программирования и осуществления проектной деятельности согласно их возрастным способностям.

На сегодняшний день перед современными школьниками стоит задача овладения различными видами компетентностей, в том числе: учебно-познавательной, информационной,  коммуникативной, личностной. Эффективным способом решения этой задачи является проектная деятельность, в основу которой положена самостоятельная целенаправленная деятельность обучающихся в соответствии с их интересами.

В данном курсе предполагается   вести изучение основ программирования в игровой, увлекательной форме, используя инновационную среду программирования Scratch.

 Использование метода проектов позволит обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

 Огромным достоинством данного курса является возможность самовыражения, получение оценки результатов своего труда в Интернете, коммуникативного общения в образовательных целях.

Цели:

  • Формирование отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры;
  • развитие логического и критического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин;
  • воспитание средствами информатики культуры личности;
  • формирование понимания значимости информатики для научно-технического прогресса.

Задачи:

• формирование у  детей базовых представлений о языке программирования Scratch, алгоритме, исполнителе;

• формирование навыков разработки, тестирования и отладки несложных программ;

• знакомство с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки;

• освоение навыков планирования, создания проекта, публикации его в сети Интернет;

• выработка навыков работы в сети для обмена материалами работы;

• предоставление возможности самовыражения в творчестве;

•выработка навыков и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права      

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения курса в  5-6 классах программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:  

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
  • прогнозирование – предвосхищение результата;
  • контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данным и с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
  • оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Scratch;
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • овладение понятиями спрайт, объект, скрипт, обработка событий;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Scratch;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Содержание учебного предмета

5 класс

1. Знакомство со средой программирования Scratch (16 часов)

ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде Scratch. Знакомство со средой программирования Scratch. Установка Scratch на домашнем компьютере.  Интерфейс и главное меню Scratch. Понятия «скрипт», «сцена», «спрайт». Система команд исполнителя Scratch. Блоки и команды. Движение, звук, цвет спрайтов. Управление и контроль над спрайтом, анимация.

2. Создание личного проекта в Scratch  (11 часов)

 Понятие проекта, его структура и реализация в среде Scratch. Этапы разработки и выполнения проекта (постановка задачи, составление сценария, программирование, тестирование, отладка) с помощью Scratch. Дизайн проекта. Примеры поэтапной разработки проекта. Создание и защита проекта, созданного в среде программирования Scratch.

3. Образовательная работа в социальной сети сайта http://scrаtch.mit.edu(5 часов)

 Правила работы в сетевом сообществе Scratch. Регистрация на сайтеhttp://scrаtch.mit.edu, создание личной страницы на данном сайте. Публикация собственного проекта на сайтеhttp://scrаtch.mit.edu.Скачивание и использование чужих проектов, доступных пользователям данного сайта,  авторские права. Этика общения в сетевом сообществе Scratch, оценивание чужих работ с сайта http://scrаtch.mit.edu.

Повторение 3 часа.

6 класс

1. Повторение (5 часов)

ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде Scratch. Повторение основных понятий среды программирования Scratch. Блоки и команды. Управление и контроль над спрайтом, анимация.

2. Реализация алгоритмов в Scratch   (14 часов)

Управление несколькими объектами. Последовательное и одновременное выполнение. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Случайные числа. Диалог с пользователем. Использование слоев.

Анимация полета. Создание плавной анимации. Разворот в направление движения. Изучаем повороты. Изменение движения в зависимости от условия. Графические эффекты картинок.

3. Создание личного проекта в Scratch  (14 часов)

Проект в Scratch. Изучение и реализация проектов «Игра с геометрическими фигурами», «Игра с буквами», «Игра со случайными надписями», «Сказка», «Квест». Разработка собственного проекта, его программирование, дизайн, оформление и защита. Публикация собственного проекта на сайтеhttp://scrаtch.mit.edu.Скачивание и использование чужих проектов, доступных пользователям данного сайта, авторские права.

Повторение 2 часа.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Урок – лекция;

Урок – презентация;

Практическое занятие;

Урок изучения материала (поиск информации через Интернет);

Урок защиты проекта;

Урок – соревнование.

Учебно-тематический план

5 класс.  

Номер урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов

деятельности

Кол-во

часов

Раздел I. Знакомство со средой программирования Scratch (16 часов)

1

Знакомство со средой Scratch.

повторение правил техники безопасности и правильной организации рабочего места при работе на компьютере; рассмотрение примеров проектов, сделанных в среде Scratch, алгоритма установки программы на домашний компьютер.

1

2

Особенности среды Scratch.

рассмотрение и анализ интерфейса программы Scratch и её особенностей,  определение основных понятий: «скрипт», «сцена», «спрайт».

1

3

Выбор и создание спрайта.

знакомство со способами создания и выбора спрайтов, исследование графического редактора в Scratch.

1

4

Управляющие программы – скрипты.

рассмотрение и анализ особенностей создания скриптов, главного меню.

1

5

Блок внешнего вида.

исследование команд блока внешнего вида.

1

6

Блок движения.

исследование команд блока движения.

1

7

Блок перо.

исследование команд блока рисования.

1

8

Блок чисел.

исследование команд блока чисел.

1

9

Блок контроля.

исследование команд блока контроля.

1

10

Блок сенсоров.

исследование команд блока сенсоров.

1

11

Блок звуков.

исследование команд блока звуков.

1

12

Блок переменных.

исследование команд блока переменных.

1

13

Управление и контроль.

исследование способов контроля объектов при помощи "Зеленого флага" и знака "Стоп".

1

14

Управление спрайтами с помощью клавиатуры.

исследование управления действиями спрайта с помощью клавиатуры.

1

15

Изменение цвета.

исследование смены цвета спрайта.

1

16

 Анимация спрайта.

создание анимации готовых спрайтов (смена костюмов) из самостоятельно созданных спрайтов.

1

Раздел II. Создание личного проекта в Scratch  (11 часов)

1

Проект в Scratch.

определение понятия проекта, его структуры и реализации в Scratch

1

2

Сценарий проекта.

знакомство с этапами разработки и выполнения проекта: постановкой задачи и составлением сценария в Scratch

1

3

Проект мультипликации.

рассмотрение проекта мультипликации спрайта и его реализация

1

4

Проект взаимодействия объектов.

реализация усложнения и развития проекта мультипликации спрайта

1

5

Разработка собственного проекта.

разработка своего проекта: постановка задач и составление собственного сценария

1

6-8

Программирова-ние проекта.

составление программы в Scratch, тестирование, отладка на выполнение

3

9-10

Дизайн и оформление проекта.

оформление проекта для показа, подготовка к защите.

2

11

Защита проекта.

демонстрация своего проекта, обсуждение и анализ других работ.

1

Раздел III. Образовательная работа в социальной сети сайта http://scrаtch.mit.edu(5 часов)

1

Понятие информационного пространства  сети.

Знакомство с правилами работы в сети: что можно и чего нельзя делать во время общения в социальной сети.

1

2

Этика общения в сети.

Оценивание чужих работ на сайте http://scrаtch.mit.edu с соблюдением этики общения в сети.

1

3

Сообщество Scratch.

Регистрация на сайте http://scrаtch.mit.edu, создание личной страницы.

1

4

Публикация собственного проекта на сайте.

Публикация своих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu

1

5

Использование чужих проектов

Просмотр чужих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu и скачивание их для последующего использования с учётом авторских прав.

1

Повторение (3 часа).

6 класс.  

Номер урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов

деятельности

Кол-во

часов

Раздел I.Повторение (5часов)

1

Особенности среды Scratch.

ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде Scratch. Интерфейс программы Scratch и её особенности

1

2

Блоки и команды

Повторение команд блоков внешнего вида, движения, рисования, контроля

1

3

Блоки и команды

Повторение команд блоков чисел, звуков, сенсоров, переменных

1

4

Управляющие программы – скрипты.

Особенности создания скриптов, главное меню.

1

5

 Анимация спрайта.

Создание анимации спрайтов (смена костюмов)

1

Раздел II.Реализация алгоритмов в Scratch   (14 часов)

1

Управление несколькими объектами.

Возможности  одновременного управления несколькими объектами.

1

2

Последователь-ное и одновременное выполнение.

Особенности анимации с последовательным и одновременным управлением объектами.

1

3

Линейный алгоритм.

Реализация линейного алгоритма в Scratch.

1

4

Разветвляющийся алгоритм.

Реализация разветвляющегося алгоритма в Scratch.

1

5

Циклический алгоритм.

Реализация циклического алгоритма в Scratch.

1

6

Случайные числа.

Генератор случайных чисел в Scratch.

1

7

Диалог с пользователем.

Реализация диалога с пользователем в Scratch.

1

8

Использование слоев.

Реализация анимации перемещения в разные слои сцены в Scratch.

1

9

Анимация полета.

Реализация анимации полета в Scratch.

1

10

Создание плавной анимации.

Особенности создания плавной  анимации в Scratch.

1

11

Разворот в направление движения.

Особенности создания разворота в направление движения в Scratch.

1

12

Изучаем повороты.

Особенности анимации поворотов в Scratch.

1

13

Изменение движения в зависимости от условия.

Реализация анимации изменения движения в зависимости от условия в Scratch.

1

14

Графические эффекты картинок.

Научиться применять эффекты картинок к спрайтам: создавать мозаичное изображение, использовать лупу, вращение, свечение, разбивку на пиксели.

1

Раздел III.Создание личного проекта в Scratch  (14 часов)

1

Проект в Scratch.

Повторение понятия проекта, его структуры, этапов разработки и выполнения в Scratch.

1

2

Проект

«Игра с геометрическими фигурами»

Рассмотрение и реализация проекта «Игра с геометрическими фигурами».

1

3

Проект «Игра с буквами»

Рассмотрение и реализация проекта «Игра с буквами».

1

4

Проект «Игра со случайными надписями».

Рассмотрение и реализация проекта «Игра со случайными надписями».

1

5-6

Проект «Сказка»

Рассмотрение и реализация проекта «Сказка».

2

7-8

Проект «Квест»

Рассмотрение и реализация проекта «Квест».

2

9

Разработка собственного проекта.

Постановка задачи и составление собственного сценария

1

10-11

Программирование проекта.

Составление программы в Scratch, тестирование, отладка на выполнение.

2

12-13

Дизайн и оформление проекта.

Оформление проекта для показа, подготовка к защите.

2

14

Защита и публикация проекта.

Конкурс проектов, обсуждение и анализ работ. Публикация своих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu

1

Повторение (2 часа).

Методическое обеспечение

УМК:

1. Евгений Патаракин. Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0, 2008.

2. В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. Проектная деятельность школьников в  среде программирования Scratch. Учебно-методическоепособие. Оренбург - 2009.

3. Шапошникова С.В. Введение в Scratch, 2011.

Интернет-ресурсы:

1. http://scratch.mit.edu/pages/source –  страница разработчиков

2. http://scratch.mit.edu/  - официальный сайт проекта Scratch

3.http://scratch.ucoz.net/Что такое Scratch?

Технические и программные средства обучения:


• операционная система Windows;

• компьютеры с установленной средой программирования Scratch2.0;

• мультимедийный проектор;
• интерактивная доска;
• локальная сеть;
• доступ к сети Интернет;

• браузер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...