Этапы | Содержание деятельности мастера | Предполагаемая деятельность участников мастер-класса | Формы деятельности |
#1054;рганизационный этап | Приветствие, представление педагога и знакомство с участниками мастер-класса для определения контингента участников по сфере деятельности или преподаваемому предмету, чтобы определить уровень владения компьютером. - Добрый день, уважаемые участники мастер-класса. Меня зовут Вера Владимировна. Я приветствую вас на своём мастер-классе, который посвящен теме развития творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации занятий с использованием программы компьютерного моделирования – Blender, в которой мы попробуем с вами создать некоторые модели. Прежде, чем начать, я прошу вас поднять руки тем, кто уже имел опыт работы по созданию моделей в какой-либо из программ. | Приветствуют, отвечают на вопрос. | Фронтальная
|
2. Актуальность выбранной темы | - Давайте с вами сначала обозначим актуальность 3D моделирования, как в повседневной жизни, так и в жизни учащихся школы. 3D - моделирование на сегодняшний день достаточно прочно вошло в нашу с вами жизнь, разглядываем мы интерьер комнаты на рекламном баннере или наблюдаем взрыв к примеру самолета в каком-то фильме. Возможно, многие не догадываются, что перед ними не реальные съёмки, а результат работы специалиста 3D - моделирования. Что же касается обучающихся в школе, то наверняка согласитесь со мной, что сегодня удивить детей чем-то и сформировать устойчивый интерес очень сложно, особенно в области информационных технологий. С уверенностью могу сказать, что занятия по 3D-моделированию вызывают у них очень большой интерес. К тому же применение во внеурочной деятельности данной технологии способствует: - развитию творческих способностей и операционного мышления школьников;
- развитию познавательной активности учащихся;
- развитию пространственного мышления детей;
- профориентации на инженерные и технические специальности;
- улучшению восприятия учебного материала;
- организации внеурочной деятельности по разным направлениям;
- успешному участию школьников в конкурсах и других мероприятиях.
| Слушают, желающие дополняют | Фронтальная |
3. Теоретическая часть | Начнём с вопроса: «А что же такое 3D моделирование?»
Модель может быть похожа как на объект реальности, так и выдуманной. Выполнить такие модели можно в различных программах. Вы их уже называли. А сегодня я хочу познакомить вас с программой Blender, которая на данный момент популярна среди всех пакетов трехмерной графики тем, что это программа свободно распространяемая и с богатым инструментарием, не уступающим по своим возможностям платным редакторам. На занятиях внеурочной деятельности использую именно эту программу, так как она имеет массу достоинств, которые и помогают мне раскрывать творческий потенциал учащихся. Скачать Blender вы можете с официального сайта - . У нас установлены пакеты версии и на английском языке. Программа, конечно, сложная, но достаточно интересная, имеет уникальный интерфейс, где нет привычного меню и кнопок панели инструментов. Вообще, при работе с Blender необходимо выучить длинный список сочетаний клавиш, с чем дети по ходу работы охотно справляются. Уникальность трёхмерного редактора заключается в том, что Blender сочетает в себе полный набор инструментов для производства анимации. Теоретически можно создать короткометражную анимацию от начала и до конца, используя исключительно средства данной программы. Вообще Блендер - это серьезный пакет, позволяющий делать анимацию, фильмы, дизайн и даже игры.
| Желающие отвечают на вопрос. Ответ на вопрос: «Говоря простыми словами, 3D моделирование – это создание объёмных объектов в трёхмерном пространстве»
| Фронтальная |
4. Презентация опыта | Занятия внеурочной деятельностью провожу по программе «Основы 3D-моделирования» среди 6--ых классов, целью которой является формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, а также образного, критического мышления и творческих способностей личности средствами компьютерного моделирования. На занятиях с детьми работаем сообща: вместе формулируем цели, ставим задачи и также вместе находим решения. Так как программа вызывает у школьников большой интерес, то многие её возможности они раскрывают самостоятельно. Занятия стараюсь готовить интересными, насыщенными, с учётом пожеланий детей. Сначала мы вместе создаём модель, затем я предлагаю детям самостоятельно пофантазировать, с чем они охотно справляются. На начальных стадиях изучения программы Blender, мы с детьми создавали примитивные модели, изучая при этом возможности трехмерного редактора и отрабатывая навыки работы с ним. Представляю вашему вниманию некоторые из них. ![]() ![]()
Рис. 1: Модель пирамидки Рис. 2: Модель снеговика На следующих этапах работы, мы в основном учились создавать предметы интерьера. Эти знания необходимы детям для следующего этапа – создание проекта по предложенным темам, например: «Дом моей мечты», «Моя комната», «Моя школа», «Школа будущего» и т.д. Хочу представить вам некоторые из предметов, созданные детьми. ![]() ![]()
Рис. 3: Модель табуретки Рис. 4: Модель лампы
Сейчас дети работают над предложенными проектами, где придумывают и создают не только модель дома, но и интерьер комнаты, используя полученные навыки и применяя свои творческие способности. Так как эта работа еще на начальном этапе, могу показать лишь наброски. На рис. 5 представлена одна из моделей домов, а на рис. 6 пробная модель ландшафта. Рис. 5: Модель дома Рис. 6: Модель ландшафта ![]() ![]()
По окончанию работы, планируется защита проектов. Дети работают в парах. Как уже было сказано выше модели могут быть, как похожи на объект реальности, так и выдуманной. Так некоторые модели, школьники придумывают сами, проявляя свои творческие способности. Вот, например, некоторые из них: ![]()
Рис. 7: Модели фигур
Далее мы планируем работать с анимацией в этой программе.
| Слушают, желающие высказываются | Фронтальная |
4. Практическая часть | А теперь предлагаю воспользоваться данной программой для создания простых моделей. Я приглашаю вас занять места за компьютерами. Предлагаю работать в парах. У вас у всех на столах есть подробные рекомендации к выполнению практических заданий. К тому же я вместе с вами пошагово буду создавать предложенные модели. 1. Итак, начнём с запуска программы Blender. На рабочем столе найдите такой ярлык и запустите программу.![]()
Рис. 8 После запуска Blender, перед вами появляется главное окно программы:
![]()
Рис. 9 Вы видите три перпендикулярные оси, что сразу создаёт ощущение трёхмерного пространства. В окне вы видите следующие объекты: - 3D-курсор - используется для определения места добавления новых объектов;
![]() ![]() - лампу – служит источником света;
- камеру -необходима для отображения конечного изображения;
![]() - куб – отображаемый объект.
2. Давайте сначала рассмотрим с вами инструменты навигации в окне просмотра с помощью мыши: - прокрутка колеса мыши меняет масштаб;
- движение мыши при нажатом колесе поворачивает сцену (не крутите его, просто нажмите как кнопку);
- движение мыши при нажатом колесе + Shift передвигает сцену.
3. Сейчас необходимо научится выделять объекты, т.е. рассмотрим инструменты выделения: - выделение объекта в Blender осуществляется щелчком правой кнопки мыши (ПКМ) по нему;
- несколько объектов - ПКМ при зажатой клавише Shift.
4. Прежде чем мы начнем изменять формы объектов и превращать их в другие формы, мы должны познакомится с инструментами создания, удаления, перемещения, вращения и масштабирования основных 3D-объектов: - добавление новой фигуры – Add / Mesh / фигуры;
- удаление фигуры – при выделенной фигуре нажать клавишу Delete;
Попробуйте добавить несколько фигур. - перемещение выделенной фигуры – клавиша G + перемещение фигуры левой кнопкой мыши (ЛКМ);
- масштабирование объекта – клавиша S + движение курсора до необходимого размера;
Попробуйте изменить размер любой фигуры и переместить её в другое место.
- вращение объекта – клавиша R + курсор мыши;
Примечание: Щелчок ЛКМ подтверждает согласие с изменениями, правой – отказ от них. 5. Давайте рассмотрим инструменты раскрашивания фигур. Рассмотрим самый простой способ окрашивания. Для этого справа на панели инструментов выбираем Material (рис. 10).![]()
Рис. 10 ![]()
Появится диалоговое окно, где необходимо выбрать нужный цвет, как показано на рис 4.
Сейчас вы можете попробовать самостоятельно создать такие фигуры, как, например, кубик-рубик, пирамидку, снеговика и прочее.
Рис. 11 Теперь предлагаю вам под моим руководством, используя подробные рекомендации, создать модель чаши (предполагается, что все действия участники мастер-класса выполняют под руководством мастера). - Для создания новой модели, нам необходимо удалить все имеющиеся, нажав клавишу Delete.
- Далее добавляем Сферу: Add/Mech/UV Sphere. Перейдите в режим редактирования, нажав клавишу Tab.
- Сейчас нам необходимо настроить вид или отображение нашей сферы на экране, для этого найдите пункт меню View нажмите опцию View Persp/Otho и нажмите отображение справа Right. Также нужно необходимо перейти в режим Wireframe (рис. 12).
![]()
Рис. 12 - Следующим шагом нашей работы будет удаление верхней части сферы. Для этого нажмите клавишу B, выделите верх сферы и удалите её, нажав Delete.
- Аналогичные действия выделения необходимо проделать с низом сферы и нажать по порядку клавиши S/Z/0 затем подтвердить действия нажатием клавиши Enter.
В результате у вас должно получится следующее:![]() Рис. 13
- Сейчас нам необходимо перейти в режим Solid (рис. 12) и выйти из режима редактирования (Tab).
- Теперь нам необходимо установить толщину стен и сгладить нашу чашу. Для этого необходимо выбрать модификатор Solidify, как показано на рис. 14.
![]()
Рис. 14
- Устанавливаем в окне значение Thickn = (толщина стен чаши) и слева находим опцию сглаживания Smooth и нажимаем её.
- Вы можете задать ей цвет, используя кнопку Material.
- В результате мы получим следующую модель чаши (рис. 15).
![]()
Рис. 15 Обсуждение результатов практических работ. | Выполняют практические задания
По итогам работы, педагоги демонстрируют и обсуждают созданные модели.
| Парная |
5. Результативность | Представленная на мастер-классе программа Blender, позволяет формировать и развивать не только конкретные предметные знания, умения, навыки, но и творческие способности детей. Выполнение заданий на развитие творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объёмного восприятия и образного мышления. Занятия моделированием является важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. | Слушают, желающие высказываются. | Фронтальная |
5. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия | Итак, уважаемые участники мастер-класса, сегодня мы с вами познакомились с процессом создания простых моделей в трехмерном редакторе Blender, увидели её возможности для развития творческих способностей школьников. Хотелось бы услышать ваше мнение: - Заинтересовало ли вас 3D-моделирование в данной программе?
- Планируете ли вы использовать данный опыт во внеурочной деятельности?
- Какие рекомендации хотели ли бы оставить педагогу?
| Отвечают на вопросы, высказывают пожелания и впечатления от мастер-класса. | Фронтальная |