Из опыта работы с Одарёнными детьми
статья по английскому языку по теме

Кудлай Лариса Леонидовна

В данной статье представлен опыт работы с одарёнными детьми в условиях Гимназии. Организация урочной деятельности требует новых подходов в достижении качественных результатов обучения. Интегрированный подход обеспечивает максимальную эффективность получаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_usloviyah_gimnazii.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективная организация урочной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка»

«Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.

Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи»

 Катран

В системе образования Российской Федерации появляются новые технологии обучения, инновации и на их основе новые учебные программы и пособия. Поэтому современный педагог,  сегодня должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, восприятию новшеств, творческому переосмыслению изменений содержания образования и применению их в педагогической деятельности.

Возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных образовательных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. Здесь необходимо сказать  об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:


• коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия).
• исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов,  организационнная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций);
• игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

Поэтому в своей педагогической практике,  я  активно использую информационные технологии, рассматривая их как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчающий доступ к информации, открывающий возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяющий по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

Современная цель обучения иностранному языку сводится к тому, что педагог не учит знаниям о языке, а учит общению посредством языка. Язык, речь и культура объединяются в иноязычную межкультурную компетенцию, которая через личностно-ориентированный подход становится целью обучения.  Эта цель детализируется для меня в преобразовании содержания учебного материала и технологии преподавания.

Современный урок является   основой эффективного и качественного образования. Урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Это одна из составляющих качества образовательного процесса. Грамотно сконструированный урок дает максимум знаний учащимся. Свои уроки я разрабатываю на основе интегрированного подхода в использовании новых современных технологий, что обеспечивает качественные результаты педагогического труда.

Обучение английскому языку в гимназии я осуществляю на основе современных образовательных технологий:  обучение в сотрудничестве, частью которого является метод проектов, проблемное обучение, включающее поисковые и  исследовательские методы, новые информационно-коммуникационные технологии, технологии интерактивного обучения. Эти   технологии наиболее органично вписываются в рамки коммуникативного, личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного,  деятельностного подходов в обучении ИЯ. Данные технологии непосредственно направлены на формирование и реализацию принципа индивидуальности. Их использование позволяет ученику находиться в зоне ближайшего развития: с учетом его интересов и способностей индивидуально осваивать ступени повышенного уровня знаний.

Работа в классах с углубленным изучением английского языка требует новых подходов в решении образовательных задач. Для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ, я эффективно использую разработанные издательством Макмиллан  современные английские учебные пособия.

В области инновационной и опытно экспериментальной работы  занимаюсь апробацией и внедрением в учебный процесс дополнительных учебных комплексов:

УМК « Cambridge English for Schools in Russia», под редакцией Ольги Виноградовой

УМК «Rising Star»,автор Luke Prodromou

УМК «First Certificate Star»,автор Luke Prodromou

УМК «Laser »,автор Luke Prodromou

 «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование» Авторы: Malcolm Mann, Elena Klekovkina.

«State Exam Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам» Автор: Е.Н. Соколова,

«Longman. Preparation Series for the TOEIC. Test. Intermediate Course.” Автор: Lin Lougheed и др.

Успешно освоив электронный курс « Активные методы обучения» (АМО) работаю над использованием Активных методов обучения  на уроках английского языка и во внеклассной деятельности. Эта система методов обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. На уроках я стараюсь сделать «скучные грамматические правила» увлекательными, преподнести новый лексический материал в интересной и неожиданной форме.  На каждом этапе урока или внеклассного мероприятия я использую активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа образовательного мероприятия (ОМ). Этапы образовательного мероприятия:

  1. Начало ОМ
  2. Выяснение целей, ожиданий и опасений
  3. Презентации учебного материала
  4. Организация самостоятельной работы
  5. Релаксация и итоги

Широко применяю информационно-коммуникационные технологии и  Интернет-ресурсы на своих уроках,  а также для подготовки проектов, организации самостоятельной работы учащихся и во внеурочной деятельности. Кроме учебных англоязычных сайтов, для поиска информации страноведческого характера учащиеся посещают сайты музеев мира, достопримечательностей стран и  городов.

В актированные дни и дни карантина мною продумана и целенаправленно проводится работа с учащимися дистанционно, осуществляется обратная связь и контроль за выполнением заданий. Для активизации лексико-грамматических навыков учащимся предлагается работа в режиме он-лайн на образовательных сайтах в Интернете. В дистанционной работе используются самые содержательные учебные сайты.

Использование средств ИКТ  на моих уроках можно условно разделить на несколько групп:

  1. использование обучающих и познавательных программ на CD-дисках;
  2. создание и использование на уроке собственных ЭОР (м\м презентаций);
  3. использование презентаций, созданных учащимися самостоятельно или с помощью учителя или родителей;
  4. использование Интернет-ресурсов.

Учебный процесс сопровождается обязательным использованием приемов, основанных на  здоровьесберегающих и биоадекватных технологиях, где  создаются условия для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроках, проводятся подвижные игры, физзарядки, физминутки, расслабляющие мини-тренинги.

Неотъемлемой частью организации моей урочной деятельности является  осуществление проектной деятельности  учащихся. Мы  разрабатываем различные виды проектов  в каждом классе. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Стараюсь учитывать психологические и возрастные особенности учащихся.  Темы проектов самые разнообразные: «Школьный портрет», «Чудеса света», « Мое фамильное древо», « Транспорт. Роскошь или необходимость», « Молодежные субкультуры» и др.

Учащиеся с удовольствием разрабатывают творческие и исследовательские мультимедийные учебные проекты, выступают с ними на уроках и конференциях.

Защита проекта - это всегда праздник для учеников. На мой взгляд, проектная деятельность способствует повышению мотивации  и развитию самостоятельности в решении образовательных задач.

На протяжении нескольких лет осуществляю мониторинг использования современных образовательных технологий на уроках английского языка. Заполняю карту проектной деятельности, в которой  определяю цель и задачи проекта, а также количество часов на его реализацию.

Образовательное пространство гимназии позволяет максимально использовать современные приемы и формы обучения и расширять рамки традиционной школы.

Компьютерно-техническая база кабинета иностранного языка позволяет индивидуализировать учебный процесс, увеличить скорость усвоения учебного материала, усилить  практическую ценность обучения  и повысить  качество образования.

Кабинет ИЯ, в котором я работаю, оснащен телевизором, DVD-плейером, магнитофоном, мультимедийным проектором и интерактивной доской, сетевыми компьютерами с возможностью выхода в Интернет. Это позволяет широко использовать материалы Цифровых образовательных ресурсов, работать с обучающими образовательными программами, осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, готовиться к олимпиадам и конструировать уроки в режиме он-лайн.

Учащиеся имеют возможность пользоваться электронными словарями «БАБИЛОН» и  «ЛИНГВА», установленными на каждом ПК  и ресурсами, созданной мною, медиатеки кабинета. Учащиеся осваивают  обучающие интерактивные  программы:

« Английский  “Talk to Me”  Полный Курс»

« Английский  Язык. Интерактивный экзамен»

«В поисках утраченных слов. Обучающий квест»

 «PRACTICE TESTS for the RUSSIAN STATE EXAM»

«Интерактивный тренинг- Подготовка к ЕГЭ» и др.

Для обеспечения максимальной информативности на своих уроках я широко использую дополнительную справочную литературу, комплекты дидактического материала, медиаресурсы,  систематизированный фонд контрольно-измерительных материалов и разработок по английскому языку. Мною разработан учебный пакет тематических контрольных работ для учащихся старших классов.

Ежегодно я оформляю и обновляю информационные уголки для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и в формате ЕГЭ. Данная форма работы оправдывает себя, так как ученик получает полную и достоверную информацию о структуре и требованиях, предъявляемых к экзаменам и о результатах ЕГЭ.  Для правильной организации научного труда школьников  в 2010 я году составила  комплект памяток для учащихся «Как учить иностранный язык». В ней собраны рекомендации по организации работы над совершенствованием навыков по всем видам речевой деятельности.

Для активизации лексико-грамматических навыков учащихся в 2009 учебном году разработала учебное пособие «Le-Gra»(комплексные тесты для учащихся старших классов). Предлагаемый сборник тестовых заданий предназначен для  формирования и контроля грамматических и лексических навыков и ориентирован, главным образом, на учащихся 10-11 классов и абитуриентов. Он помогает качественно подготовиться к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ.

В пособие включен обширный лексический и грамматический материал, что позволяет использовать его на различных этапах обучения в школах с углубленным изучением языка, лицеях и гимназиях, а также при подготовке к экзаменам на получение международных сертификатов и к вступительным экзаменам в вузы.

Мною разработаны и успешно внедряются в учебный процесс программы спецкурсов для учащихся старших классов « ЕГЭ на 100 баллов», «Грамматика  плюс» для учащихся 7х классов, поступающих на филологический профиль и «Олимпиадный тренинг» для 9-11 классов. Разработка программ осуществлялась на основе системного подхода, актуальности и практической значимости в образовательном пространстве, который выражен в усилении внимания к обобщению и систематизации знаний, в постепенном раскрытии структуры важнейших теоретических знаний и их блоков, в раскрытии и использовании таких функций, как   объяснительная и исследовательская.  При отборе содержания учитывались четыре основных компонента - знания, умения, ценностные отношения, элементы творчества. Система практических занятий построена  по принципу поэтапного повышения уровня сложности  и углубления базовых знаний.

 Эффективность использования данных  программ  доказывают показатели городских и международных олимпиад, возрастающий интерес к исследовательской и проектной   деятельности. Мои ученики  охотно участвуют в олимпиадах, успешно занимаются исследовательской деятельностью,   принимают участие в научно-практических конференциях школы и города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Из опыта работы с одарёнными детьми

                                            Давайте зажигать звёзды!...

Из опыта работы с одарёнными детьми

В данном докладе  отмечено - что такое одарённость,  какого ребёнка  можно считать одарённым,и приведён краткий перечень работы, которую можно проводитьс одарёнными детьми....

Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ".

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми - дело нелёгкое, но благодарное. Помочь учителю призвана эта статья...

В помощь учителю русского языка и литературы. Из опыта работы с одарёнными детьми.

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала,...