Из опыта работы с одарёнными детьми
методическая разработка по теме

Круглова Ольга Николаевна

В данном докладе  отмечено - что такое одарённость,  какого ребёнка  можно считать одарённым,и приведён краткий перечень работы, которую можно проводитьс одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

                            МБОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ

                              (МО учителей математики)

       ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С

     ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

                         Учитель математики и информатики:

                                 Круглова Ольга Николаевна

                                              Ноябрь 2012г.

Из опыта работы с одарёнными детьми

В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.

Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?


Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

Итак:одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

интеллектуальной;

творческо-продуктивного мышления;

академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);

общения и лидерства;

художественной деятельности.


К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Можно условно выделить три категории одаренных детей:

с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).


Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы  школы.

Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся я  вижу в организации профильного обучения, так как создание таких классов позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.
Можно выделить следующие виды работ с одаренными детьми:

Организация учебного процесса;

Внеурочная деятельность;

Интеллектуальные марафоны;

Школьные научно-практические конференции;

Школьные, региональные, Всероссийские олимпиады, конкурсы.

Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет.  Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость.

Я предлагаю учащимся задачи, решение которых позволяет им накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в  рассуждениях, учащиеся учатся думать.

   Задачи собраны из разных источников, для решения которых должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в первых пяти классах.


Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. В классах среднего и старшего звена (5-11 кл.), где я преподаю математику, занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность. Это и кружки по математике, факультативы, элективные курсы. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.

В классах старшего звена -это и уроки математики, информатики  и факультативные занятия. Подбор задач, примеров, учебных пособий обеспечивают проведение занятий на высоком уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках информатики решать задачи по  математике и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Результат моего с учениками сотрудничества - итоги ЕГЭ по математике и по информатике .Развитию учащихся способствуют и ученические проектные работы по математике, и применение ИКТ технологий на уроках информатики. Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.

Неординарные способности, приобретенные знания и навыки исследовательской работы позволили  моим ученикам учится в  различных Вузах страны и ,где им понадобились полученные знания по математике, информатике . Значит, я правильно организовала работу со способными учащимися и одаренными детьми.


Творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку.

ВЫВОД: система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

        выявление одаренных детей;

        развитие творческих способностей на уроках;

        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, можно использовать для диагностики одаренности классические тесты Айзенка,  Амтхауэра, ТИП.

Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. На уроках я стараюсь показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры. В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач. Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи разного содержания, доклады учащиеся. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Провожу интегрированные уроки: математика и информатика. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания .

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики , на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные уроки», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. С талантливыми детьми мы решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют в виде презентаций.

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Список использованной литературы:

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2.     Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

3.     Интернет-материалы.

4.     Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

 

 

 

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с Одарёнными детьми

В данной статье представлен опыт работы с одарёнными детьми в условиях Гимназии. Организация урочной деятельности требует новых подходов в достижении качественных результатов обучения. Интегрированный...

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Из опыта работы с одарёнными детьми

                                            Давайте зажигать звёзды!...

Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ".

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми - дело нелёгкое, но благодарное. Помочь учителю призвана эта статья...

В помощь учителю русского языка и литературы. Из опыта работы с одарёнными детьми.

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание  уместное привлечение историко-культурного, литературного, биографического материала,...