Обучение в сотрудничестве
методическая разработка (английский язык) по теме

Шивинская Любовь Федоровна

Речь пойдет о возможных вариантах обучения в сотрудничестве.

    Совместная деятельность учащихся – основа организации учебного процесса на всех его этапах. В этом нас убеждают разные пед. технологии. Как организовать познавательную деятельность на этапе формирования определенных навыков. При организации обучения в группах сотрудничества, прежде всего, возникает вопрос  об их создании. Как организовать эти группы, чтобы учащиеся работали вместе с удовольствием? Необходимо определить отношение приязни-неприязни среди учащихся, чтобы оказать поддержку непопулярным ученикам со стороны других учеников. Конфиденциально попросить каждого ученика назвать троих, которые ему более всех нравятся, или попросит учеников класса записать имена учащихся, с которыми они хотели бы сидеть вместе.  Метод обучения в сотрудничестве используется во многих странах довольно продолжительное время и доказал свою эффективность. Существуют два варианта обучения в сотрудничестве. Один больше нацелен на подготовку к проектному методу, на формирование необходимых интеллектуальных умений и навыков исследовательской деятельности. Другой вариант - в большей мере ориентирован на усвоение академических знаний каждым учеником группы, формирование необходимых навыков, интеллектуальных умений, социализацию. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве используются для того, чтобы обеспечить для каждого ученика возможность усвоить и осмыслить изучаемый материал.                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sotrudnichestve.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                                       

                                         

                                                   

                                           Обучение в сотрудничестве

                                                                           

Речь пойдет о возможных вариантах обучения в сотрудничестве.

    Совместная деятельность учащихся – основа организации учебного процесса на всех его этапах. В этом нас убеждают разные пед. технологии.                                                                                                                                                               Как организовать познавательную деятельность на этапе формирования определенных навыков. При организации обучения в группах сотрудничества, прежде всего, возникает вопрос  об их создании. Как организовать эти группы, чтобы учащиеся работали вместе с удовольствием? Необходимо определить отношение приязни-неприязни среди учащихся, чтобы оказать поддержку непопулярным ученикам со стороны других учеников. Конфиденциально попросить каждого ученика назвать троих, которые ему более всех нравятся, или попросит учеников класса записать имена учащихся, с которыми они хотели бы сидеть вместе.  Метод обучения в сотрудничестве используется во многих странах довольно продолжительное время и доказал свою эффективность. Существуют два варианта обучения в сотрудничестве. Один больше нацелен на подготовку к проектному методу, на формирование необходимых интеллектуальных умений и навыков исследовательской деятельности. Другой вариант - в большей мере ориентирован на усвоение академических знаний каждым учеником группы, формирование необходимых навыков, интеллектуальных умений, социализацию. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве используются для того, чтобы обеспечить для каждого ученика возможность усвоить и осмыслить изучаемый материал.                                                                            

      Рассмотрим возможные варианты обучения в сотрудничестве. Работа в команде. В этом варианте уделяется внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами. Существует вариант  работы в команде, который может быть использован применительно к любому школьному предмету на любой ступени обучения: это совместное обучении в малых группах, состоящих из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение каждого задания объясняется    вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учениками, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом, конечно, дифференцируется сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются на группы. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый соревнуется сам с собой, со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый приносят группе баллы.                                Другой разновидностью совместной групповой работы может служить индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальные задания, по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственные задания. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая успехи и продвижения каждого.                                          Метод обучения в сотрудничестве построен на принципе дифференциации обучения: группы соревнуются между собой, но в соревнованиях участвуют отдельно сильные, средние и слабые ученики. Соответственно и задания даются дифференцированные, но зачет идет по группам. Сильным ученикам дается либо большее по объему, либо по сложности задание за определенное количество баллов. Средним ученикам за тоже количество баллов дается менее сложное или менее объемное задание. Слабым ученикам за тоже количество баллов задание еще в большей степени упрощается или уменьшается его объем.

Таким образом, все уч-ся в состоянии принести группе определенное количество баллов в соответствии со своими способностями и возможностями. Побеждает та группа, которая набирает  большее количество баллов.

Работа в сотрудничестве учит учащихся задавать вопросы и обсуждать ответы на них. В любом варианте обучения в сотрудничестве очень полезно противопоставление точек зрения, в результате которого участники должны достичь определенного консенсуса. Это очень значимое интеллектуальное умение, которое входит в понятия обсуждения, дебатов, дискуссий. Такое противопоставление существует в тех случаях, когда идеи, информация, заключение, теории, мнения одного человека не совпадает с идеями, мнениями и т. д. другого человека и эти двое должны найти компромисс, прийти к общему заключению. Подобная ситуация наблюдается в реальной жизни практически на каждом шагу. Поэтому таким умениям необходимо обучать. Эти умения входят в одну из базовых компетенций – коммуникативную. Учебное противопоставление точек зрения используется для совершенствования умений решения проблем, принятия решения, формирования критического мышления, аргументации, межличностных отношений при общении. Такие умения необходимы для сохранения психологической устойчивости и душевного равновесия. В практике обучения они заключаются в следующем. Преподаватель  предлагает некоторые проблемные ситуации, которые предполагают наличие аргументов, как за определенный способ решения данной проблемы, так и против. Уч-ся объединяются  в  группы по 4 человека. Двое учеников должны найти аргументы за решение проблемы, двое других – против. И той и другой стороне предлагаются дополнительные материалы для более глубокого изучения проблемы. Уч-ся обмениваются точками зрения, выслушивая, аргументы друг друга. Возникает открытая дискуссия. Каждая сторона пытается убедить другую сторону в правильности своих аргументов. Каждая группа пытается найти общие позиции, отбрасывая крайности, шаг за шагом вырабатывает общую позицию, т. е. консенсус. Группа должна представить на обсуждение всех групп единый доклад, отражающий общую позицию. Это вовсе не значит, что в отношении решения обсуждаемой проблемы все приходят к единому мнению. Это значит, что по данным позициям в предлагаемых формулировках нет особых возражений.

Что дает такая работа?

  1. Такая совместная деятельность позволяет более глубоко осмыслить изучаемую проблему:  добиться более убедительной аргументации, более обоснованного принятия решений, более частого использования творческого подхода к решению, более тщательного анализа ситуации, обмена экспертными оценками, более мотивированной активности каждого участника дискуссии.                                                                                                                        

2. Такая деятельность оказывает положительное влияние на характер межличностного общения, повышается стремление к сотрудничеству внутри группы, к поиску поддержки среди участников дискуссии.                                                                                                                                            3. Такая деятельность оказывает влияние и на психологическое здоровье учащихся: повышается самооценка, уровень коммуникабельности, умение противостоять стрессовым ситуациям.

    Существует еще один полезный прием при работе в группах сотрудничества, позволяющий организовать рефлексию. По окончании работы учитель задает вопросы: «Ваше впечатление от работы группы ?» «По каким критериям вы будете ее оценивать ?» «По каким признакам вы можете о ней судить ?»  Учащиеся формулируют, например, такие критерии и признаки: способность слушать других, активность обсуждения разных аспектов задания, поддержка активности каждого участника, обмен мнениями, позициями. Так учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность.

   Могут спросить: «А сильному ученику зачем нужно такая совместная деятельность ? Это же для него потеря времени». Не совсем. Вспомним старую учительскую поговорку: « Я столько раз ему объяснил, что сам понял. » Это и про сильного ученика тоже. Иногда им кажется, что они все знают, но, когда им задают конкретные вопросы, оказывается, что не все так просто. Сильные ученики очень быстро это понимают и с удовольствием или без такового, но берут на себя дополнительную обязанность объяснять непонятные вопросы своим товарищам. Есть еще и проблемы культуры общения, социализации. Помочь товарищу становится так же естественно и понятно, как смеяться и общаться.

      И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одном варианте обучения в сотрудничестве, который широко применяется во многих странах. Он четко нацелен на формирование интеллектуальных умений исследовательской деятельности, например при работе, над проектом.  Ведь проектная деятельность предполагает владение целой совокупностью интеллектуальных умений. Прежде всего, тех, что касаются умений работы с текстом, с информацией. Необходимо уметь отыскать нужную информацию в контексте поставленной задачи, провести ее анализ, т.е. выделить главные мысли, идеи, сопоставить с теми, что были знакомы ранее, сделать нужные выводы для решения обсуждаемой проблемы, оценить достоверность той или иной информации. Отсутствие перечисленных и некоторых других умений, относящихся к критическому мышлению, затрудняет любую исследовательскую деятельность, а также дискуссию, делает совместную работу мало эффективной. Всему этому нужно обучать. Главное – научить в процессе подготовительной деятельности совместной работе, открытому стилю взаимодействия,  общению. Все это очень пригодится на других этапах познавательной деятельности, когда нужно будет применять полученные знания и умения для решения подчас достаточно сложных исследовательских и творческих задач.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...