Статья "Домашнее задание как этап в структуре современного урока"
статья по английскому языку по теме

Материал содержит информацию  из опыта работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplnie_oganovoy_s.m.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

«Домашняя работа как этап в структуре современного урока»

   ( из опыта работы учителя английского языка Огановой С.М.)

Ковров 2011

         В структуре современного урока этот этап занимает особое место. Домашнее задание – одна из форм организации УВП, которая предусматривается классно – поурочной системой обучения и предполагает самоподготовку учащихся к уроку. Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома и снова возвращается на урок. Выполняемое дома учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком, но отличается большей самостоятельностью учащихся. Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной работы, характер самостоятельной деятельности. Поэтому естественно возникают проблемы с её выполнением. Проблемы организации домашней работы связаны с преодолением присущих её типичных недостатков: перегрузок, однообразия видов деятельности, невыполнения дом. заданий. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо совершенствовать методику разработки, постановки и проверки дом. заданий, подготовки учащихся к их выполнению, с учётом возрастных особенностей, исходя из способностей ученика. С методической точки зрения дом. задания можно разделить на следующие виды: задания, направленные на подготовку к восприятию нового материала при изучении новой темы, задания на закрепление ЗУН, на применение знаний на практике, задания творческого характера.

     Итак, задания могут быть разные, но их объединяет общая цель. Цель дом. работы – формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию. Дом. работа опирается на самостоятельность, осознанность, активность и инициативность самого школьника, служит для его саморазвития и самовыражения. Учит самостоятельно определять время её выполнения, темп, ритм. Всё это имеет не только образовательное значение, но и большое воспитательное, так как у учащихся формируется чувство ответственности, усидчивость, аккуратность и др. социально – значимые качества.

   Например: на уроке английского языка формируется умение смысловой переработки информации, нахождение и извлечение информации из источников разных типов: печатных, интернет-ресурсов, таблиц, диаграмм, формируется умение пользоваться словарем, приложениями учебника. В ходе изучения устных тем учащиеся задумываются над экологическими проблемами, о здоровом образе жизни, способах решения конфликтных ситуаций, знакомятся с культурой.  

   Любое домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень    его познавательной деятельности по сравнению с    той, какую он выполнял в классе. Должно стимулировать его любознательность, жажду познания.

   Поисковый характер- вот главный признак домашней работы в системе современного обучения в школе. Например: при работе с текстом учащиеся ищут новые, интересные факты о каком-либо событии, выдающейся личности, знаменитом человеке, артисте, писателе. Семантизация новой лексики также носит поисковый характер при помощи картинок, контекста, загадок, через анализ звукового образа слова.

   Задания на дом, так же как и задания в классе задаю, соблюдая принцип индивидуального, дифференцированного подхода, учащимся предоставляется право выбора. Например: приготовить фонетическое чтение 1 из 2 стихотворений. При работе с текстом одни получают задание озаглавить или подобрать одно из предложенных заголовков, соотнести части текста с картинками. Что требует общего охвата содержания. Это задание для слабых учащихся. Сильные ученики отвечают  на уточняющие вопросы. Извлекают более точную, детальную информацию.

    Для того, чтобы домашняя работа отвечала современным требованиям каждое задание должно сопровождаться четким и ясным инструктажем, помогающим самостоятельно учиться. Постановка дом. задания должна способствовать созданию ситуации успеха на следующем уроке. Постановка домашнего задания возможна на разных этапах современного урока (и в его начале , и в конце). В младших классах я часто заостряю внимание на тех упражнениях  в ходе урока, которые пригодятся для выполнения домашнего задания. При работе с речевыми образцами и моделями. Сообщаю, что они помогут при составлении рассказа. Сообщения, когда подвожу  итог этапа работы над грамматикой. То есть для информирования о домашнем задании выбираю оптимальное место на уроке. Содержание этапа информирования ДЗ – предупредить о возможных затруднениях и способах их ликвидации, повысить интерес к домашнему заданию (через поисковый характер; сказать, что оно будет использовано  в игре на следующем уроке; изученная лексика понадобиться для разгадывания кроссворда). Способы активизации ДЗ возможны через дифференциацию, творческий характер их выполнения. Ошибки, допускаемые при реализации этапа информирования о домашнем задании : после звонка, большой объем, высокая сложность. Отсутствие ясности цели и способов выполнения заданий. По объему задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок, В совокупности в день на выполнение всех ДЗ по всем предметам учащиеся должны тратить: 5-6 кл. до 1.5 ч , 7-9 кл. до 2 ч, 10-11 кл. до 2.5ч.    Причем, общее время на работу в классе и дома не должно занимать  у детей более 8 ч в день. К тому же не рекомендуется давать ДЗ на выходные и праздничные дни. Рекомендуется чередование и сочетание различных видов домашних заданий. Классификация видов ДЗ:

- устные и письменные;

- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением ЗУН

- репродуктивные, конструктивные, творческие

- обязательные, по выбору, по желанию

- общие, дифференцированные. Индивидуальные

- регламентированные(проектные задания)

- комбинированные

     И несколько слов о формах   проверки ДЗ

- фронтальные

- вызов одного ученика к доске

- «уплотненный опрос»

- внеурочная проверка учителем тетрадей

- самопроверка путем сверки с образцами

- косвенный контроль ДЗ с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный  ДЗ

- ролевая игра (ученик заменяет учителя, класс отвечает на вопросы). В режиме ученик-класс проходит контроль лексики. Такие игры обычно  называю «Буратино», «Незнайка», «Корреспондент», «Зарубежные гости», «Инопланетяне» в зависимости от ситуации и темы.

А так же рекомендуются консультации. Во внеурочное время ученики могут найти ответы на свои вопросы, заданные накануне, поработать с методическими материалами в уголке «Спрашивайте – отвечаем». В заключении,  хочется пожелать качественно выполненных домашних заданий.

Литература

  1. Современный урок  С.В.Кульневич, изд. Ростов на Дону «Учитель» 2005 г, 288 с.
  2. Технология интегрированного урока Е.Ю.Сухаревская,  изд. Ростов на Дону «Учитель» 2003 г, 128 с.
  3. Технология личностно ориентированного урока В.В.Шоган, изд. Ростов на Дону «Учитель» 2003 г, 160 с.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Презентация "Домашнее задание как этап в структуре современного урока"

Презентация содержит информацию об организации домашнего задания с учётом требований к современному уроку....

Типология и структура современного урока

laquo;Урок как форму организации обучения придумал Я.А. Коменский ещё 400 лет назад. Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя».Из выступления и...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

«Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных условиях  учите...

Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подхода

Презентация-выступление на республиканском семинаре для учителей-слушателей курсов в рамках программы повышения квалификации.Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опреде...

презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части

В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....