Методическая разработка
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

Данный материал включает теоретический анализ вопроса и практическое применение данной технологии на старшей ступени обучения языковой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №2

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Использование проектной технологии как  средства повышения мотивации студентов к изучению английского языка»

Специальность: 050303 « Учитель английского языка »

                     

Составитель:

преподаватель английского языка

Виролайнен Е. В.

Санкт-Петербург

2008 г.

Содержание

Введение…………… .……………………………………………………………   3

Глава 1. Педагогические технологии        …

  1. Современные педагогические технологии        …5
  2. Характеристика основных современных педагогических технологий... 5
    Глава  2.  Использование проектной технологии на уроках иностранного
    языка        

  1. История метода проектов        ……8    
  2. Проектная технология на уроках иностранного языка        ….9
  3. Классификация проектов (по Полат Е.С.)           11  
  4. Формы продуктов проектной деятельности           .13      
  5. Оценка проектных работ        …  14
  6. Роль преподавателя в проектной деятельности учащихся        …  14  Глава 3. Учебная мотивация учащихся и процесс ее развития

3.1 Познавательные  и социальные мотивы учения…………………………  17

3.2 Условия учебной мотивации учащихся…………………………………..  19

3.3 Учебная ситуация и проблемы мотивации учения………………………  21

3.4 Формирование мотивации учения у учащихся в процессе изучения английского языка……………………………………………………………… 23

 Глава 4. Применение проектной технологии в обучении как средства повышения мотивации  на уроках английского языка        

  1. Характеристика учебно-методического комплекса        …25    
  2. Описание проведения проектной работы             27  

4.2.1.Подготовка к работе над проектом            27  

4.2.2.Работа над проектом            28    

Заключение           33  

Список литературы        .. 35

Приложение        37

Введение

Образование на рубеже тысячелетий, как мы знаем, обновляется и изменяется. Какое образование востребовано сегодняшним и, что важнее, завтрашним обществом? Сегодня абсолютной ценностью общества становится человек, а целью образования - развитие личности. Образование рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития индивидуума, таким образом, на сегодняшний день провозглашен принцип гуманизации образования.

Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, и учитель не является для них единственным источником информации. Но обилие информации не приводит к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать нужную ему информацию в условиях ее

-.

обилия, а также усваивать ее в виде новых знаний.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний, а потом переживает, что дети не хотят учиться. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулировать его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Необходимо так организовывать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у учащихся знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, т.е. учить не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике. Тут возникает проблема поиска и выбора необходимых методов, средств, технологий обучения.

Описанные проблемы уже обуславливают необходимость рассмотрения технологии учебных проектов с позиции возможности их решения. Очевидна актуальность применения учебных проектов на уроках иностранного языка. В начале третьего тысячелетия общество и система образования сталкиваются с потребностью формирования новой

дискуссионной практики, опирающейся на диалог, общение через диалог. Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъектно-субъектных отношений в противоположность сложившимся субъектно-объектным (монологическим) отношениям.

Изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями, реализующим коммуникативную сущность языка - служить средством общения, расширению кругозора и развитию интеллектуальных возможностей школьника. Чтобы добиться этой цели, недостаточно насытить урок коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность мыслить самостоятельно, решать какие-либо проблемы, которые порождают идеи, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, - с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулировании этих мыслей. Именно поэтому технология проектов актуальна на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного общения.

Целью работы является оценить эффективность влияния технологии проектов на мотивацию студентов к изучению английского языка. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

1. дать теоретическое обоснование проектной технологии на основе изучения различной литературы по данной теме;

2. рассмотреть проблему мотивации в ходе изучения английского языка;

3. экспериментально проверить предположение о том, что использование проектных технологий влияет на мотивацию изучения английского языка.

Глава 1. Педагогические технологии

1.1. Современные педагогические технологии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Устаревшее и перегруженное информацией содержание школьного образования не обеспечивает прочных знаний. «Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет». [ 5 ]

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Что же такое педагогическая технология? Само слово «технология» происходит от греческого «technе» - - искусство, мастерство, умение и «logos» - - наука. Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношения к производственному процессу - совокупность приемов и способ получения, обработки и переработки сырья, материалов. [ 4 ] Во многих международных изданиях можно обнаружить ее новое понимание. Это «выявление принципов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». В наше время в школах используются различные виды новых технологий (педагогическая мастерская, личностно-ориентированный урок, технология проекта).

1.2. Характеристика основных современных педагогических технологий

Педагогическая мастерская. «Мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия». [ 13 ] Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. «В мастерских достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к уже имеющемуся». [ 2  ]   

В мастерской происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, а также между опытом каждого участника. Наконец, идет внутренний диалог каждого с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие знания «нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ним можно только диалогически общаться».  [14 ] Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию.

Личностно-ориентированный подход (урок). «На личностно-ориентированном уроке происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика» [13]. Ученик как носитель субъективного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает

учитель. Между учителем и учащимися осуществляется равноправный диалог (полилог), где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя - выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует теме урока, целям, задачам того или иного предмета, т.е. он принимает на себя роль координатора, организатора диалога, полилога.

Технология проектирования. Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу в выражении и отстаивании своих идей. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверию и сплоченности семьи.

Выводы. Цель образования сегодня - это создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся знаний она переходит к передаче знаний, в ходе которой осуществляется развитие индивидуальных особенностей и личности ребенка. Чтобы решить данную задачу, недостаточно использовать только старые методы, которые использовались раньше, необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии. Более подробно остановимся на технологии проектов, так как  ее применение особо актуально на уроке английского языка. Такая технология не только создаст возможность построить интересный и познавательный урок, но и позволяет учащимся самостоятельно работать и познавать новое.

Глава 2. Использование проектной технологии на уроках иностранного языка

2.1. История метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он появился в Америке в 1919 году. Как принято считать, основоположником педагогического метода проектов является Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ - прагматик, психолог и педагог. Его идеи заключались в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая связана с его личным интересом и личными целями. Поэтому чрезвычайно важным было показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но как? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, решая которую ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые предстоит приобрести.

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле слова», - так писал один из основоположников метода проектов, последователь Дж. Дьюи, профессор педагогики учитель колледжа при Колумбийском Университете Уильям Херд Килпатрик.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов получил широкое распространение в практике отечественной школы в 20-3Ох годах после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925). Он был направлен на реализацию задачи развития учащихся. Сначала

«перспективный», а вскоре и «универсальный метод» через пять с небольшим лет был изъят из школы как «легкомысленное прожектерство». Причиной этого стало то, что он не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, что привело к недопустимому падению качества обучения.

В настоящее время принцип гуманизации образования становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Преимущество технологий проектного обучения давно уже признано и широко используется в обучении иностранным языкам в нашей стране. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.

2.2. Проектная технология на уроках иностранного языка

Технология проектов нашла широкое применение во многих странах мира потому, что позволила интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет широкую практическую направленность на создание реального речевого и неречевого - материального продукта; позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развитие творческой фантазии того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить другим. [ 8 ]

Популярность проектной технологии и ее перспективность объясняется, прежде всего, тем, что «проектное задание непосредственно

связывает   процесс   овладением   определенным   предметным   знанием   с реальным использованием этого знания»10.

Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик - учитель - группа». Е.С.Полат отмечает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Это способствует развитию социально — активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу.

Е.С.Полат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Метод проектов, по определению
Е.С. Полата, «предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат,

готовый к внедрению» [19  ] .

В процессе изучения английского языка метод проектов является
комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды
иноязычного речевого общения в целях решения определенных
конструктивно        практических, информационных, исследовательских,

сценарных и других проблемных и творческих задач. Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных

творческих продуктов, диапазон которых может варьироваться от детских иллюстраций и подписей под картинками до исследования реальных культурно—исторических проблем и конкретных социальных обследований, написания сценария собственного фильма, подготовка к изданию, например, буклета о школе и т. п. «Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную

творческую деятельность»  [ 20 ].

В самостоятельной работе по иностранному языку метод проекта не является каким-то исключительным, претендующим на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности, он может быть эффективно использован в обучении, дополняя их в условиях вариативного обучения иностранному языку.

2.3. Классификация проектов (по Полат Е.С.)

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов.

 1. Классификация по доминирующему в проекте виду деятельности:

исследовательский, творческий, ролево - игровой, информационный, практико-ориентированный проекты.

Исследовательские     проекты.     Они     полностью     подчинены     логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

 Творческие проекты. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-либо произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации или вообще фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

Ролево-игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практика-ориентируемые проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и другого характера); программа действий; проект закона, справочный материал; словарь обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проекта.

2. Классификация по предметно-содержательной области: монопроект (в

рамках одной области знания) и межпредметный проект.

Монопроекты. Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной исторической тематикой.

Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

3.        Классификация по характеру координации проекта: с открытой, явной
координацией   и   со   скрытой   координацией   (неявный,   имитирующий
участника проекта).

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта. В качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок.

 Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

4.        Классификация  по характеру  контактов  (среди участников одной
школы, одного класса, города, региона):
 внутренний, или региональный,
международный.

Внутренние или региональные проекты. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам).

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес. Для их реализации требуются средства информационных технологий.

5.        Классификация по количеству участников проекта. По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые: между группами.

6.        Классификация по продолжительности проекта.

Краткосрочный проект организуется на уроке для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы, средней продолжительности - на один - два месяца и долгосрочные - до года.

2.4.        Формы продуктов проектной деятельности

Выбор    формы    продуктов    проектной    деятельности        важная

организационная задача участников проекта. Приведем примеры возможных выходов проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, действующая фирма, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный проект, пакет рекомендаций, письмо, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, чертеж, экскурсия.

2.5.        Оценка проектных работ

На уроке защиты проектов можно пригласить других учителей английского языка, которые выступят как эксперты.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (самостоятельность работы над проектом; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; артистизм и выразительность выступления; как раскрыто содержание проекта в презентации; использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы).

2.6.        Роль преподавателя в проектной деятельности учащихся

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, повышая мотивацию к обучению, и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководством проектом (энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели; специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультант (организатор доступа к

ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководитель; «человек, который задает вопросы» (тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь); координатор всего группового процесса; эксперт (дает четкий анализ результатов выполнения проекта). [ 8]

Исходя из вышесказанного, очевидно, что технология проектов снова становится популярной в российской педагогике. Сегодня многие педагоги  широко применяют ее в процессе обучения, как школьников, так и студентов, важно отметить, что проект многогранен, кроме того, проект эффективен, перспективен и неисчерпаем.

Итак, проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета и на любой ступени обучения, исключение не составляет и иностранный язык. Технология проекта может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает и формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Обучение с использованием проектных приемов на уроках иностранного языка имеет еще целый ряд достоинств. Так, работа над проектом способствует: повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе, планировать деятельность, время, ресурсы; расширению кругозора учащихся; повышению мотивации учащихся; поощрению творчества; воспитанию самостоятельности; развитию общеучебных умений, а самое главное дает возможность применять полученные знания на практике, то есть в обычной жизни. Легко заметить, метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.

Технологию проектного обучения нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Ведь в том случае, если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

Глава 3. Учебная мотивация учащихся и процесс ее развития

3.1 Познавательные  и социальные мотивы учения

Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые учащийся переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

 Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий учащихся, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. В педагогической психологии И.Логинов, С.Сарычев, А. Силаков пишут о том, что «чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается» [ 9  ]

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотива учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

 Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации студента большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учащихся в совместную учебную деятельность;

- построение отношений «преподаватель-студент» не по типу вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля учащегося;

- творческие работы.

Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность учащегося включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

3.2 Условия учебной мотивации учащихся

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации учащихся:

            1. Предоставление свободы выбора. Учащийся должен иметь возможность выбора учебного заведения, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, позволяющую испытывать чувство самодетерминации. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

            2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения  наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации учащегося об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

            3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений учащегося. Результаты обучения должны соответствовать потребностям учащегося и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При  этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

            4. Урок следует организовать так, чтобы учащемуся было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками. На уроке должна быть создана атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося на уроках. Об организации таких уроков писал Ш.А. Амонашвили.

Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.[ 16]

Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

3.3 Учебная ситуация и проблемы мотивации учения

Учебная ситуация- единица анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет освоения, субъект учения, учебная деятельность, учитель.

Предмет освоения - это система знаний о том или ином аспекте действительности, орудие и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.

Субъект учения это учащийся, который:

- находится в состоянии направленности на освоение предмета;

- обладает определенными предпосылками для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции деятельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, существующие задатки и способности, психофизиологическую, психическую и социальную зрелость для овладения той или иной деятельностью).

Учебная деятельность - то средство, благодаря которому учащийся распредмечивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения. Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распредмечивание и усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является:

- ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества;

- учащемуся трудно самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим преподаватель.[ 11]

Преподаватель осуществляет регуляцию деятельности учащегося, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно.  Преподаватель организовывает деятельность учащегося по освоению предмета. Функции преподавателя: мотивация учащегося, планирование, контроль и коррекция его деятельности.

В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность учащегося. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность учащегося - это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы:

1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения,

2) раскрытие потенций личности.[ 3]

Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и, в конечном счете, самоутверждает свою сущность.

Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося.

3.4 Формирование мотивации учения у учащихся в процессе изучения английского языка

Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет играет особую роль. Сегодня потребность в изучении иностранного языка диктуется социальным и экономическим заказом общества. Помимо реализации воспитательной, образовательной и развивающей цели в процессе обучения иностранному языку, мы пытаемся реализовать основную цель -    коммуникативную,  научить учащихся общаться на межкультурном уровне. Более того на первый план выдвигается личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение, которое достигается через содержание предмета.

Процесс изучения иностранного языка представляет большую сложность в рамках учебного заведения в нашей стране, поскольку отсутствует реальная языковая среда, живой язык общения, и мы вынуждены искусственно ее создавать путем вовлечения учащихся в учебную ситуацию. Многие факторы обуславливают сложность изучения иностранного языка: многоплановость процесса изучения иностранного языка, специфика употребления языковых явлений, восприятие национальных особенностей культуры зарубежных стран, условия обучения, которые порой затрудняют  реализацию поставленной цели и многое другое. Многие учащиеся испытывают затруднения в изучении иностранного языка с самого начала обучения, что сказывается в дальнейшем на его мотивации, поэтому важно для решения данной проблемы строить процесс обучения исходя из возможностей, потребностей, интересов учащихся, важно искать решение проблемы в самом учащемся, а именно – в мотивационной сфере личности учащегося. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача преподавателя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами учащегося, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.[12]

Итак, изучение иностранного языка  требует работы ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Учащийся должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного [ 11 ]. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике, или быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками. Таким образом, преподаватель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит учащихся к выводу о том, что изучение иностранного языка  важно особенно на данном этапе развития международных отношений, так он формирует у них устойчивую мотивацию учения.

Важно отметить, что формирование мотивации учения у учащихся – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны преподавателя и учащихся.

Глава 4. Применение проектной технологии в обучении как средства повышения мотивации

Для выявления влияния проектной технологии на мотивацию студентов к изучению английского языка было задумано разработать несколько проектов студентами II курса педагогического колледжа.

Для  достижения этой цели были намечены следующие задачи:

     1. пронаблюдать за уровнем мотивации студентов по отношению к изучению английского языка;

  1. найти результативные подходы для повышения мотивации используя проектную технологию;
  2. проанализировать эффективность выбранной технологии.

Экспериментальная работа проводилась с группой студентов второго курса, в группе обучается 10 человек. Среди учащихся 5 человек имеют высокий балл по успеваемости (по английскому языку), 2 человека – средний балл, 3 человека – низкий балл.  

В ходе работы со студентами на протяжении двух лет можно сделать вывод о том, что степень мотивации учащихся не может быть оценена однозначно. Некоторые учащиеся очень активны на уроках, а некоторые не стараются проявить инициативу. Быть может причиной тому является традиционный подход в обучении, когда от учащихся в основном требуется воспринимать и понимать информацию, а затем на основе полученных знаний, посредством выполнения различных упражнений, добиваться формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.


4.1 Характеристика учебно-методического комплекса

Enterprise Plus

(авторы Virginia Evans и Jenny Dooley)

В работе со студентами II курса педагогического колледжа используется УМК Enterprise Plus (уровень Pre - intermediate), разработанный Virginia Evans и Jenny Dooley. Данный УМК рассчитан на два года обучения по 6 часов в неделю. УМК состоит из книги для учащегося, книги для учителя, рабочей тетради, тетради по грамматике, видеокассеты и 5 аудиокассет. УМК строится на следующих принципах:

  1. коммуникативной направленности всего процесса обучения;
  2. дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности;
  3. воспитывающего обучения;
  4. сознательности в овладении материалом;
  5. активности и широкого использования всех видов языковой и неязыковой наглядности;
  6. ситуативного изучения грамматики;
  7. использования проектной методики;
  8. обилия лингвострановедческого материала (аутентичных текстов, безэквивалентной лексики, языковых клише).

 УМК соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. В УМК большое внимание уделяется развитию учебной компетентности, умениям работать в группе, оформлять и представлять результаты работы. В учебнике последовательно реализован коммуникативно-когнитивный подход, используется комбинация современных и традиционных методов.

         В УМК рассматриваются темы: Внешность, Знаменитые люди, Окружающая среда, Путешествие, Чтение книг, Вымершие животные (культурологический компонент), Типы историй, Трудные времена Потерянные цивилизации (культур.компонент), Жизнь в 2050 г, Случайность. Несчастный случай, Древние сооружения, Экология, Профессии, Спорт Великий пожар в Лондоне, Животный мир, Проблемы планеты Еда, Секреты искусства, пещеры (культур.компонент), Телевидение. Развлечения, Великие изобретения. В некоторые темы включено задание на создание проекта, под которым в данном УМК подразумевается такая творческая деятельность как создание постера по теме, нарисовать иллюстрацию, отображающую сюжет из книги, написать статью о ….и приложить иллюстрации к тексту, составьте диалог по эпизоду из текста и т.д. Следует отметить, что учебник содержит избыточное количество информации по теме, поэтому  преподаватель может работать по учебнику используя  не весь материал.

 

4.2 Описание проведения проектной работы

4.2.1. Подготовка к работе над проектом

Тема проекта: «Вымирающие виды животных»

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и подготовка презентации.

Задачи:

  1. формирование навыков исследовательской деятельности: умение найти необходимую информацию, работать с информационным текстом, дополнительным материалом;
  2. формирование умений выделять главную информацию от второстепенной;
  3. расширение словарного запаса учащихся;
  4. активизация изученного грамматического и лексического материала;
  5. развитие умений адаптировать информацию к восприятию с учетом уровня владения языковым материалом;
  6. формирование коммуникативных навыков и умений;
  7. развитие творческих способностей учащихся;
  8. воспитание нравственности.

Результат проекта: создание презентации

Характеристика учебного проекта:

  1. доминирующий вид деятельности: информационный
  2. предметно-содержательная область: монопроект
  3. характер контактов: внутриколледжный
  4. характер координации: проект с открытой явной координацией
  5. количество участников проекта: личностный
  6. продолжительность: краткосрочный

Мотивация к работе основывалась на интересе учащихся к данной теме. Следует отметить, что данная тема интересна как для младшего школьного возраста, так и для подростков. Подобная тема заставляет задуматься над многими вопросами нравственного характера: кто виноват?, почему так происходит?, что нужно сделать, чтобы предотвратить это? и т.д. Таким образом, было задумано создать проект, который способствовал бы не только расширению, углублению знаний по теме, повышению мотивации к изучению английского языка посредством выполнения творческой работы, но и воспитанию нравственных качеств. Проект разрабатывался в рамках изучаемой темы «Экологические проблемы».

4.2 Работа над проектом

Во время работы со студентами второго курса было создано несколько проектов в рамках изученных тем.

Работа над проектом, как правило, проходила в 5 этапов:

I        этап - погружение в проект;

II        этап - организация деятельности;

  1. этап - осуществление деятельности;
  2. этап - презентация проектов;

V        этап - оценка результатов.

I этап: погружение в проект

Первый этап - самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе преподаватель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формирует проблему проекта. Из нее уже выделяется ряд задач, которые ее уточняют. В результате проблематизации определяется цель проекта, поиск одного или нескольких способов решения поставленных задач. В ходе учебно – воспитательного процесса была проведена беседа с учащимися, направленная, во-первых, на выявление знаний по теме, во - вторых, на пробуждение у учащихся интереса к этой теме.

Для того чтобы заинтересовать учащихся и обозначить тему будущего проекта, учащимся было предложено устно ответить на следующие предваряющие вопросы:

  1. What do you feel about the animals that are in danger?
  2.  Would you name some species of extinct animals?
  3. What do you think is the reason?

II этап: организация деятельности учащихся

На этом этапе организуется деятельность учащихся. Работа носила индивидуальный характер, таким образом, каждый являлся автором своего проекта. Необходимо было определить цели и задачи выполнения проекта, озвучить источники получения информации, которыми могут пользоваться учащиеся во время подготовки, наметить план, по которому будет отбираться необходимый материал, уточнить требования к выполнению проекта.

III этап: осуществление деятельности

После того, как была спланирована работа, необходимо было начать выполнение проекта. На этом этапе, в отличие от начального, возрастает автономность учащихся. Преподаватель становится советником, помощником, консультантом, который будет направлять учащихся, создавать условия для раскрытия их творческого потенциала. Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько они подготовлены. Но в любой момент, когда возникнут трудности, преподаватель обязан прийти им на помощь.

Когда у учащихся не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи новых идей, нового материала. Преподаватель постоянно находится в курсе происходящего: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности участников проекта. Учащиеся собирают материал по теме, им разрешено пользоваться любыми источниками информации: библиотеками, Интернетом, различными журналами - всем, что может помочь. Каждый участник старается внести вклад в работу, найти что-то интересное. Через неделю на первой консультации каждый участник предъявил собранный материал. Это были статьи на русском и английском языке, ксерокопии из книг, иллюстрации, рисунки и т.п. Преподаватель ознакомился с представленной информацией, отметил, что хорошо, а что нужно подкорректировать, проконтролировал правильность лексического и грамматического оформления информации, помог, когда возникали трудности с переводом названий, имен и т.д. Консультации были нужны для того, чтобы проконтролировать работу над проектом, ответить на вопросы, возникающие в процессе работы.

Дальше задача каждого состояла в том, чтобы выбрать самую интересную информацию и подготовить небольшой рассказ по выбранной теме так, чтобы предъявить его своим одногруппникам.

IV этап: презентация

Презентация это один из важнейших этапов осуществления проектной деятельности, она завершает, подытоживает работу над проектом. Данный этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, и, конечно же, для демонстрации результатов.

Презентация была составлена в программе Power Point, учащиеся подобрали иллюстрации, сделали надписи, оформили соответствующим образом,  в качестве гостей были приглашены завучи и преподаватели колледжа.  Важно отметить, что творческие работы учащихся отличались по оформлению, о проделанной работе каждого можно было сказать, что стиль оформления  

недолгим, но содержательным и интересным. Надо отметить, что учащиеся внимательно слушали выступающих. После того, как они закончили предъявление проекта, слушателям было предложено задать выступающим вопросы. Сначала учащиеся не были активны, но постепенно включились в работу.

Так учащиеся легко справились с заданными вопросами, старались отвечать развернуто, убедительно.

После выступления учащиеся с помощью преподавателя были подведены итоги презентации проектов, отметили наиболее яркие черты каждой презентации, запомнившиеся факты, высказали свое мнение о данном способе получения знаний.

V этап: оценка результатов

После презентации проекта и подведения итогов работы учащимся было предложено ответить на несколько вопросов, что учащиеся понимают под учебным проектом, как они работали, какие трудности возникли в ходе выполнения, что понравилось, а что нет и очень важно - открыли ли они что-нибудь новое для себя, какие знания получили в ходе изучения информации.

В целом можно сказать, что презентация проектов прошла удачно, в ней приняли участие почти все учащиеся. Большинство выразило положительное отношение к выполнению подобной формы работы – учебному проекту. Все учащиеся остались довольны выполненной работой.

4.2.1. Подготовка к работе над проектом

Тема проекта: «Путешествие»

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и подготовка презентации.

Задачи:

  1. формирование умения выделять главную информацию от второстепенной;
  2. расширение словарного запаса учащихся;
  3. активизация изученного грамматического и лексического материала;
  4. развитие творческих способностей учащихся;

Характеристика учебного проекта:

  1. доминирующий вид деятельности: творческий
  2. предметно-содержательная область: монопроект
  3. характер контактов: внутриколледжный
  4. характер координации: проект с открытой  явной координацией
  5. количество участников проекта: личностный
  6. продолжительность: краткосрочный

Мотивация к работе основывалась на интересе учащихся к данной теме. Тема «Путешествие» изучается на разных этапах обучения, такая повторяемость заключается  в том, что объем лексического и грамматического материала в пределах данной темы от одного этапа к другому увеличивается. Таким образом, увеличиваются возможности общения по данной теме. Более того, сегодня огромные возможности  отдыха в зарубежных странах и живого общения с иностранцами, очевидно, что учащиеся любят обсуждать эту тему как на родном языке, так и на иностранном.

4.2.Работа над проектом

Работа над проектом, как правило, проходила в 5 этапов:

I        этап - погружение в проект;

II        этап - организация деятельности;

  1. этап - осуществление деятельности;
  2. этап - презентация проектов;

V        этап - оценка результатов.

I этап: погружение в проект

На этом этапе целью было заинтересовать учащихся в теме проекта, обозначить проблемное поле, подчеркнуть значимость, предложить тот или иной ракурс рассмотрения темы. Исходя из этого, выделяется ряд задач, которые ее уточняют. В результате проблематизации определяется цель проекта, поиск одного или нескольких способов решения поставленных задач. В ходе учебно – воспитательного процесса была проведена беседа с учащимися, направленная, во-первых, на выявление знаний по теме, во - вторых, на пробуждение у учащихся интереса к этой теме.

Для того чтобы заинтересовать учащихся и обозначить тему будущего проекта, учащимся было предложено устно ответить на следующие предваряющие вопросы:

  1. Do you like travelling?
  2. Do you prefer resting abroad? Why?

 3.  Can you remember your unforgettable travelling?

II этап: организация деятельности учащихся

На этом этапе организуется деятельность учащихся. Работа носила индивидуальный характер, таким образом, каждый являлся автором своего проекта. Необходимо было определить цели и задачи выполнения проекта, озвучить источники получения информации, которыми могут пользоваться учащиеся во время подготовки, наметить план, по которому будет отбираться необходимый материал, уточнить требования к выполнению проекта.

III этап: осуществление деятельности

После того, как была спланирована работа, необходимо было начать выполнение проекта. На этом этапе, в отличие от первого, возрастает автономность учащихся. Преподаватель становится советником, помощником, консультантом, который будет направлять учащихся, создавать условия для раскрытия их творческого потенциала. Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько они подготовлены. Но в любой момент, когда возникнут трудности, преподаватель обязан прийти им на помощь.

Когда у учащихся не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи новых идей, нового материала. Преподаватель постоянно находится в курсе происходящего: как идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности участников проекта. Учащиеся собирают материал по теме, им разрешено пользоваться любыми источниками информации: библиотеками, интернетом, различными журналами и т.д. Затем, через несколько дней, каждый участник предъявил собранный материал. Это были статьи на русском и английском языке, ксерокопии из книг, иллюстрации, рисунки и т.п. Преподаватель ознакомился с представленной информацией, отметил, что хорошо, а что нужно подкорректировать, проконтролировал правильность лексического и грамматического оформления информации, помог, когда возникали трудности с переводом названий, имен и т.д. Консультации были нужны для того, чтобы проконтролировать работу над проектом, ответить на вопросы, возникающие в процессе работы.

Дальше задача каждого состояла в том, чтобы отобрать самую интересную информацию об отдыхе и оформить виде буклета, который можно было  предъявить остальным. Подобный буклет служил в некотором роде рекламой, в которой дается совет, где можно хорошо отдохнуть.

IV этап: презентация

Презентация это один из важнейших этапов осуществления проектной деятельности, она завершает, подытоживает работу над проектом. Данный этап необходим для анализа проделанной работы, самооценки и оценки со стороны, и, конечно же, для демонстрации результатов.

Учащиеся подобрали иллюстрации, сделали надписи, оформили соответствующим образом.  Остальные учащиеся внимательно слушали, а потом задавали интересующие вопросы.  Важно отметить, что каждый проявил творческие способности при оформлении, презентации и выступления были достаточно  интересными и информативными, так в обсуждение вовлекался каждый учащийся.

Так учащиеся легко справились с заданием, старались отвечать развернуто и  убедительно.

После выступления учащихся совместно с преподавателем были подведены итоги презентации проектов, отметили наиболее яркие черты каждой презентации, запомнившиеся факты, высказали свое мнение о данном способе получения знаний.

V этап: оценка результатов

После презентации проекта и подведения итогов работы учащимся было предложено ответить на несколько вопросов, как они работали, какие трудности возникли в ходе выполнения, что понравилось, а что нет и очень важно - открыли ли они что-нибудь новое для себя, какие знания получили в ходе изучения информации.

В итоге было проведено анкетирование учащихся (Приложение). Из ответов учащихся можно сделать вывод, что большинство учащихся положительно относятся к данному виду деятельности направленной на поиск информации, способствующий расширению кругозора учащихся и организации самостоятельной работы. Проектная деятельность побуждает к  осознанному отношению к работе, требует усидчивости и влияет на мотивацию обучения в целом.

Особенно важен ход осуществления проекта, где учащиеся пытаются самостоятельно мыслить и получать знания, максимально использовать свои возможности при решении значимой для себя проблемы, они учатся выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, работать с различными источниками информации.

 

Заключение

Главный успех проекта состоит в том, что с большим увлечением учащимся выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь», так гласит китайская пословица.

        Осуществление проектов по теме «Вымирающий вид животных», «Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу», изготовление постеров, реклам, брошюр  позволило учащимся развить свои навыки самостоятельной работы, умения работать со справочной литературой, с интернетом и другими источниками информации.  Кроме того, такой вид деятельности способствует лучшему усвоению материала, так как хорошо усваивается только тот материал, который прошел через творческую переработку.

        Современная дидактика уделяет большое внимание организации активной деятельности учащихся по усвоению новых знаний, формированию и развитию умений. Участие в проектах способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развиваются исследовательские умения: выявление проблемы, сбор информации, анализ материала и его отбор.

        Более того, в ходе работы над проектом, развивались навыки и умения речевой деятельности, умения в говорении, аудировании, чтении и письме. Проектная деятельность способствует сплочению коллектива, поскольку учащимся приходится работать в парах, группах и обращаться за помощью к своим товарищам. В ходе выполнения творческой работы развиваются эстетические качества человека. Ответственным моментом является защита проекта, где учащимся приходится демонстрировать умение выступать, поддерживать и завершать выступление.

        При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческой личностью и обнаружить в себе нераскрывшиеся способности.

На этапе рефлексии из работ учащихся можно сделать вывод о том, что такой вид деятельности привлекает их больше и дает больший результат в отношении изучения английского языка, нежели если бы они являлись участником традиционного урока. В ходе беседы с учащимися выяснилось, что создание проекта не является чем-то сложным, непреодолимым, а скорее необходимым внедрением в учебно-воспитательный процесс по разным предметам, учащиеся поддерживают идею использования проектной технологии на уроках и готовы в этом участвовать.  

Список литературы

1. Архипова В.В Коллективная организационная форма учебного процесса – Спб.: «Дорваль», 1995. 133с.

2. Вайсбурд М.Л. Методы обучения. Выбор за вами // Иностр. Языки в школе.2000.№2. С. 29-34

3.Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 1997.

4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.:Издательский центр «Академия», 2001.- 176с.

5.Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе// Под ред. Артемовой С.С.., Пассова Е.И. и др. М.: Просвещение.1993.

6.Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- Спб.: КАРО, Мн.:Издательство “ Четыре  четверти”? 2005.-208 с

7. Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К.К. Платонова, М.: Высшая школа, 1984. -246 с.

8. Круглова О.С.Технология проектного обучения//Завуч.1999.- № 6      

9. Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-221 с

10. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.

СПб.: Питер, 2005. -583 с.

11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М.,1993. -183с.

12.Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1999. - №4.

13.Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение.- М.: Педагогика-Пресс,1999.

14.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной  общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова)/Серия «Среднее профессиональное образование».- Ростов н/Д:»Феникс», 2004.-416 с.

15.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник// Под ред. Гез Н.И., Ляховицкого М.В., Миролюбова А.А. и др.М.: Высш.шк., 1982.С.100-155

16. Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т. 1. М.: Просве-щение: Владос, 1994. -576 с.

17.Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 1987. - №6

18.Педагогика/Под ред. П.И. С.А. Смирнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 512с.

19.Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. - № 1-6 .
20.Полат Е.С. “ Интернет на уроках иностранного языка”// Иностранные языки в школе.- 2001.№ 3.


Приложение

Анкета участника учебного проекта

по теме «Endangered animals»

                Ф.И.О._________________________________________________

1. Как ты думаешь, почему учащимся предлагается такая форма работы – учебный проект?

  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Заинтересовала ли тебя данная технология (учебный проект)? Почему?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Как ты считаешь,  какова цель данного проекта?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Актуален ли выбор темы? Почему?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Что лично для тебя было самым интересным при выполнении проекта?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Что вызвало наибольшие затруднения? (поиск информации, переработка информации, оформление проекта и т.д)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

7.Какими источниками ты пользовался при поиске информации?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8. Можно и нужно ли использовать такую форму работы на уроках?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

9. Что нового ты узнал в ходе выполнения проекта?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10. Как ты понял, что такое учебный проект?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...