Повышение мотивации изучения английского языка в общеобразовательном учреждении
статья по английскому языку по теме

Дроздова Наталья Владимировна

Каждому учителю приходится сталкиваться с тем, что не все учащиеся проявляют подлинный интерес к изучению предмета, который они преподают. Я постаралась проанализировать мотивы учащихся, исходя из своего личного опыта и знаний. Надеюсь, мои высказывания будут кому-нибудь полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon размышления на тему36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация изучения английского языка в школе.

Обучение иностранному языку вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Эти занятия воспитывают у детей интерес к изучению иностранного языка и формируют навыки учебной деятельности. Изучение иностранного языка развивает у детей мышление, внимание, воображение и память, формирует осознанное отношение как к родному, так и к иностранному языкам. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля деятельности других детей.

Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности, воспитывает в духе мира и доброжелательного отношения к другим народам и странам.

Все мы по себе знаем, что хорошо запоминается или быстро изучается лишь то, что нам необходимо сейчас, или мы осознаём значимость изучаемого материала для нашей дальнейшей деятельности. Если вы работаете в сфере, где нет контакта с иностранцами, вряд ли возникнет желание начать изучать иностранный язык. Но если представить себе ситуацию, что вы вдруг выиграли бесплатную путёвку в Америку, то вы обязательно возьмёте с собой англо-русский разговорник и словари. Если в самолете стюардесса будет разносить сок и вам нужно будет привлечь к себе её внимание, вы будете лихорадочно рыться в своей памяти, вспоминая “excuse me, please”. Эти слова хорошо отпечатаются в вашей памяти и долго не забудутся.

К сожалению, пока дети не осознают особых мотиваций для изучения иностранного языка и для них сейчас, пожалуй, единственным стимулом может являться интерес к языку. И одной из задач, решаемых учителем на уроке, и должна быть задача поддержания у детей интереса к иноязычной деятельности, так как с течением времени он утрачивается и даже может возникнуть неприятие и отвращение к языку. Для решения этой цели можно использовать следующее:

  1. Использование игровых форм и приёмов на уроках английского языка. Л.С.Выгодский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания.

Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным возможностям учащихся. Игра для школьников – это любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

На своих уроках я использую работу в парах, группах, где более способные дети могут помочь более слабым. Подростки любят такие уроки и с удовольствием участвуют в них. Очень любят дети уроки типа КВН (своеобразного соревнования между группами), которые я тоже практикую как обобщающие по пройденным темам. Также я использую проверку задания самими же учащимися. Например, при написании диктанта или при выполнении упражнения на грамматику. Дети ищут ошибки в тетради своего соседа. При этом одновременно решаются несколько задач: возрастает значимость учащегося как личности (ещё бы, ведь он выступает в роли учителя), все учащиеся заняты проверкой задания, и все они ещё раз возвращаются к написанию слов, изучению правил  и т.д., то есть им подаётся в качестве повторения всё тот же материал, но уже совсем в другой форме.

  1. Проведение интегрированных уроков несомненно также повышает интерес учащихся. Присутствуя на открытом уроке в девятом классе, который был интегрирован с информатикой, я увидела подлинный интерес учащихся к такого вида деятельности, и при хорошем оснащении школы техническими средствами, такие уроки дадут определённый результат в повышении интереса к английскому языку.
  2. Проведение всевозможных фестивалей, игр и соревнований между классами также повышает мотивацию изучения английского языка. Так детям очень запомнился песенный фестиваль, проводимый в нашей школе 2 года назад, праздник “Halloween“, а сейчас учащиеся седьмых классов готовятся представить для нас праздники англоязычных стран в песнях.
  3. Участие детей в постановках сказок и спектаклей на английском языке также повышает мотивацию изучения иностранного языка. А уж когда дети сами играют в сказке, превращаясь в сказочных героев, поддержание интереса к языку вам обеспечено. В течение многих лет мои учащиеся участвуют в межрайонных фестивалях Любителей Английского Языка и несколько раз мои учащиеся принимали участие в Международном фестивале «сказочный остров», два раза став победителем фестиваля.
  4. Очень много идёт споров о том, нужно ли включать изучение стихотворений в школьную программу. Есть очень много «за» и «против». Когда я была на курсах по новаторским технологиям в изучении английского языка, учителям было предложено написать положительные и отрицательные моменты, возникающие при изучении стихов. К минусам отнесли трудность изучения, наличие старых слов, отступление от грамматических правил и т.д. Но в плюсах несомненно было изучение классиков английской литературы и повышение интереса к языку. И как нельзя лучше мое мнение созвучно со стихотворением Larry Groce “Friends” , где взаимоотношения ученик-учитель можно также передать через дружеские взаимоотношения и взаимопонимание.

Friends

(By Larry Groce)

The stars are out, the moon is up.

It’s time to go to bed.

I’m so glad you have a place

To lay your little head.

Have a deep and peaceful sleep,

Dream away the hours.

When you wake the sun will come

To smile upon the flowers.

Go to sleep, my little friend,

Beneath the evening star.

You will always have a friend,

No matter where you are.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Театральные постановки как средство повышения мотивации изучения английскому языку.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.  Как преодолеть равнодушное отношение к  изучению английского языка?  В нашей школе работает клуб «EnglishWise», в который входят ...

Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательном учреждении

Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики.Предлагаемое исследование по данному вопросу, а также система деятельно...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

Звёздный час (обобщающий урок-игра для 8 класса, УМК Афанасьева О.В, Михеева И.В."Английский язык для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка"

Данный материал можно использовать как простую презентацию для  повторения и обобщения пройденной лексики, грамматики за первое полугодие (Unit 1, Unit 2) или провести  урок-игру "Звёздный ч...

Способы повышения мотивации изучения английского языка в начальной школе

Сатья об особенностях младшего школьног возраста, путях формирования языковых и речевых навыков обучающихся на уроках английского языка...


 

Комментарии

Дроздова Наталья Владимировна

Этот материал будет полезен для учителей, не выполняющих свою работу формально, а ищущих, думающих, творящих