Способы повышения мотивации изучения английского языка в начальной школе
консультация по английскому языку на тему

Сатья об особенностях младшего школьног возраста, путях формирования языковых и речевых навыков обучающихся на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения мотивации изучения английского языка в начальной школе

Типологические психологические особенности овладения иностранным языком в начальной школе

Это важный компонент программы начального образования, а не дань моде, способ привлечь родителей в ту или иную школу. В связи с этим возникает ряд вопросов:

- что надо знать учителям ИЯ, которые никогда не работали с малышами?

- с чего лучше начинать обучение ИЯ: с объяснения грамматических правил, чтения и письма или с создания ситуации, близкой к условиям овладения родным языком?

- каковы психологические особенности овладения иностранным языком в начальной школе?

Овладение языками – родным и иностранным

Не секрет, что дети быстрее усваивают второй язык, находясь в ситуации погружения, когда им предоставлена возможность  постоянно слышать устную речь в окружающей их обстановке. Чем больше ребенок слышит иностранную речь в значимом для него контексте, тем быстрее он начинает понимать взаимосвязь значения слов/фраз и случаев их употребления

Начиная осваивать родной язык, ребенок слышит названия конкретных предметов, побуждение к действию, описание действия его самого и окружающих его людей, команды/инструкции во время игр, а также детские рифмовки, стихи, песни и сказки. В течение опр. времени он молчит, а свои желания выражает невербально. Так же непроизвольно происходит усвоение нового языка, если ребенок увлечен той деятельностью, через которую подается языковой материал. В этом случае он принимает/присваивает новую фразу как средство достижения конечного результата.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому темп усвоения информации детьми на уроках разный. Каждый имеет право пережить “silent period”, накапливая лексический запас, чтобы в определенный момент быть готовым заговорить, используя целые фразы.

При овладении языками важное значение для ребенка имеют темп речи, тон, тембр, а также использование повторений, жестов, мимики, визуальных средств, доброжелательная атмосфера, помощь и поддержка.

Особенность восприятия детей этого возраста – понимание ситуации, общего смысла фразы в целом, а не отдельных слов, ее составляющих.  Младший школьник способен ориентироваться на знакомые ключевые слова,  догадываться о значении новых с помощью картинок, действий и интонации.

Создание ситуации, близкой к условиям усвоения родного языка, отсутствие страха у детей сделать ошибку, их любознательность и креативность способствует успешному овладению ИЯ младшими школьниками.

Возрастные и когнитивные особенности

Чувствительность младших школьников к любому языку – преимущество раннего обучения ИЯ. Дети надолго запоминают целые фразы “chunks”с первого раза, если они значимы для ребенка и используются в ярком эмоциональном контексте. Выражения классного обихода многие дети смогут употреблять как chunks, даже не зная значения каждого слова и его грамматической функции в этой фразе. Обучение грамматике с помощью готовой фразы или предложения целесообразно в начальных классах, т.к. дети еще не владеют в полной мере абстрактным мышлением и у них возникают проблемы при построении предложения, в выборе правильной формы глагола и т.д.

Они изучают язык неосознанно, но в то же время выявляют закономерности в использовании ЛЕ (лексических единиц) и языковых конструкций в разных ситуациях.

Они обладают кратковременным непроизвольным вниманием (5-7 мин.), имеют проблемы при воспроизведении хранящейся в памяти информации. Поэтому необходима смена заданий и видов деятельности каждые 10 мин. Работа с учебником – не более 20% времени урока.

Для закрепления в долговременной памяти детей используются коммуникативные игры, музыка, движения, ритмы, яркие иллюстрации.

У детей 10-11 лет появляется способность к анализу, выработке собственной стратегии в изучении ИЯ.

Но прежде чем анализировать грамматический строй языка, надо накопить базисный лексический запас и дать возможность самим увидеть некоторые закономерности.

Мультисенсорное восприятие ИЯ

Эта идея не нова, но эффективна. Учащиеся усваивают и запоминают информацию, включая чувствительные каналы: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Подобно тому, как ребенок осваивает родной язык через 3-канальную систему восприятия: слышу, вижу, делаю, - так и младший школьник легче воспринимает и запоминает новый языковой материал, используя различные каналы. Следовательно, учителю надо использовать multi-sensory intake на всех этапах урока.

В зависимости от ведущего канала восприятия  дети делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Кинестетики склонны копировать действия других, а не действовать по правилам, сохраняя в памяти действия лучше слов. Аудиалы рассуждают вслух, выполняя индивидуальное задание. Визуалы не всегда реагируют на устные инструкции, зачастую витая в облаках.

Смена занятий в разной модальности фиксирует внимание каждого во время урока.

Задания, основанные на TPR (TOTAL PHYSICAL RESPONSE), позволяют задействовать 3 канала одновременно, давая ученикам при этом подвигаться на уроке.

Мультисенсорнорное обучение, опираясь в основном на канал восприятия, способствует развитию других сенсорных каналов учеников, их способность удерживать и концентрировать внимание, сохраняя языковой материал в долговременной памяти. Чем лучше вы изучите инд. качества ребенка, тем больше вы сможете помочь ему обрести положительный учебный опыт, развить и использовать свои сильные стороны.

Мотивационные аспекты в начальной школе

На достаточно высокую мотивацию к изучению ИЯ может повлиять неуверенность в успехе обучения. Развитие способности младших школьников рефлексировать – один из способов сохранения интереса и желания учить ИЯ.

В создании ситуации успеха важную роль играет система оценивания  (портфолио, взаимоконтроль и самоконтроль). Эту педагогическую поддержку ученикам важно оказывать как в процессе обучения, так и в процессе контроля.

Умение учиться

Это одна и важнейших задач в начальной школе – научить детей эффективным приемам изучения ИЯ, заложить основу для развития УУД (общеучебных умений и навыков), а также способов деятельности, предусмотренных стандартом начального образования.

Развитие познавательной деятельности – через игру на догадку, сравнение, нахождение отличий.

Для формирования учебного сотрудничества – составить правила работы в группах.

Для развития самостоятельной орг. деятельности – решение логической загадки, создание аналогичной для друга.

Для повышения мотивации к изучению ИЯ обучение должно строиться на принципах ЛОП с учетом индивидуальных возрастных особенностей младших школьников, а также на принципе успешности, что дает возможность детям независимо от их способностей достичь положительного результата.

Таким образом, развитие речевых и языковых навыков и умений у младших школьников формируется через:

  • интеграцию навыков и частую смену деятельности;
  • широкое использование наглядности;
  • обеспечение высокой степени повторяемости материала (recycling);
  • постепенное наращивание объема и сложности заданий;
  • системное отслеживание речевого и языкового развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Повышение мотивации изучения английского языка в общеобразовательном учреждении

Каждому учителю приходится сталкиваться с тем, что не все учащиеся проявляют подлинный интерес к изучению предмета, который они преподают. Я постаралась проанализировать мотивы учащихся, исходя из сво...

Театральные постановки как средство повышения мотивации изучения английскому языку.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.  Как преодолеть равнодушное отношение к  изучению английского языка?  В нашей школе работает клуб «EnglishWise», в который входят ...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Повышение мотивации к изучению английского языка в начальной школе

Статья -обмен опытом на районном семинаре « Школьная мотивация педагогов и обучающихся».Повышение мотивации к изучению английского языка в начальной школе на базе материалов для подготовки к Кемб...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...