ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
по английскому языку на тему

Мамлева Алла Владимировна

 

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных дискуссий и обсуждений, как грамматика. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике, которая является своего рода каркасом, на котором базируется лексика, поэтому в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Данный опыт является исследованием одного из путей формирование грамматических навыков английского языка у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта866.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №13

Обобщение педагогического опыта

учителя английского языка

I квалификационной категории

Мамлевой Аллы Владимировны

по теме:

«Формирование грамматических навыков через использование активных методов обучения». 

Ковров 2013

Наименование опыта – «Формирование грамматических навыков через использование активных методов обучения».

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных дискуссий и обсуждений, как грамматика. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике, которая является своего рода каркасом, на котором базируется лексика, поэтому в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Данный опыт является исследованием одного из путей формирование грамматических навыков английского языка у школьников.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент остается противоречие между теоретическими исследованиями по данной проблеме и их практическим воплощением в жизнь. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике. 

Все выше сказанное позволило мне сформулировать проблему моего исследования: найти и отобрать активные методы обучения, которые  являются наиболее эффективным средством формирования грамматических навыков английского языка на разных этапах обучения. 

Практическая ценность моей работы состоит в том, что подобранные мной активные методы обучения могут быть использованы другими учителями иностранного языка  при работе над формированием грамматического навыка у  школьников на разных этапах обучения.

Цель моей работы – изучение влияния АМО на формирование грамматического навыка у школьников на уроке английского языка и отбор наиболее эффективных для каждого возраста.

Объект исследования – процесс формирования грамматических навыков у  школьников на разных этапах обучения английскому языку.

 Предмет исследования – активные методы обучения, способствующие эффективному формированию грамматических навыков на уроках английского языка.

 Задачи:

  • Изучить психолого-педагогические основы формирования грамматических навыков английского языка у школьников на разных этапах обучения.
  • Создать банк данных активных методов обучения.
  • Апробировать АМО на практике на разных этапах обучения английскому языку.
  • Выявить наиболее эффективные методы формирования грамматических навыков у школьников.
  • Проанализировать достигнутые результаты.

Ведущая педагогическая идея.

     При обучении грамматике этап использования грамматического явления в продуктивной речи часто игнорируется. «Многие ученики и учителя считают, что процесс отработки грамматических навыков требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может быть развлекательным элементом урока....Коммуникативный характер отработки грамматических структур вызывает недоверие не только у учителей, но часто и у учащихся».[1]

Е.Н.Соловова считает этот этап очень важным, так как "овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия».[2] Наилучшим способом решения данной задачи Е.Н.Соловова считает использование различных активных методов обучения на уроке

Таким образом, я высказала гипотезу, что формирование грамматических навыков английского языка у школьников будет успешнее, если в ходе обучения грамматике будут использованы различные активные методы обучения.

 

[1] Е.Н. Соловова «Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций» М.:Просвещение, 2005г. Стр 115.

[2] Е.Н. Соловова «Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций» М.:Просвещение, 2005г. Стр 117.

Психолого-педагогические основы формирования грамматических навыков английского языка у школьников на разных этапах обучения.

  1. Возрастные особенности развития школьников

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний (подростковый) и старший школьный возраст, юность. Обучение эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития. [21]

Младший школьный возраст - первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Повышается точность работы органов чувств. Познавательная деятельность возникает преимущественно в процессе обучения. Ребенок учится осознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, “созерцательной любознательностью”, ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. Восприятие эмоционально.

Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается с такими функциями как мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление развивается от наглядно - образного к абстрактно - логическому. Это надо использовать в обучении грамматики. Задача начальной школы - развить мышление, развить интеллект до уровня понимания причинно - следственных связей. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. Именно в школе в значительной мере развивается интеллект и здесь велика роль учителя. Мышление развивается во взаимосвязи с их речью. Обучение не только расширяет словарный запас, но и развивает умение устно и письменно излагать свои мысли.

Память имеет по преимуществу наглядно - образный характер. Запоминается интересный, конкретный, яркий материал.

Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.

Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. [18]

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. [22]

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека.

  1. Этапы формирования грамматических навыков

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы.

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.

Процесс формирования грамматических навыков проходит несколько этапов.

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы [8,25].

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.

Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях преобладают элементы творчества, механические упражнения отходят на задний план.

Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими[9,33].

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы.

Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

Изученный материал способствовал созданию педагогического опыта, основанного на общедидактических и частно-методических принципах, из которых приоритетными являются:

Принцип природосообразности. Означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой. Педагогический процесс обучения и формирования строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообучения.

Принцип гуманизации определяет общий характер отношений учителя и учеников. Т.е. это принцип социальной защиты растущего человека как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип личностной деятельности. Воспитание личности способствует становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека, такие как мотивирующие, рефлексивные, критические, смысло-творческие и т.д. В связи с этим комплекс известных личностных структур выступает как набор принципиальных ориентиров воспитательной работы.

Принцип субъектного контроля ориентирует на то, что учитель должен хорошо разбираться, насколько самостоятельны принимаемые его учениками решения, способны или не способны они совершать осознанные действия мотивации, опосредования, рефлексии и т.д. для наиболее полной самореализации.

Принцип сотрудничества. Здесь основным становится взаимодействие учителя и учеников в продвижении с учениками к определенным целям, совпадающим со средствами и позволяющими совпасть воспитанию и обучению.

Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя - в совместной с учениками разработке таких видов и форм значимой деятельности, при которой каждый из учеников чувствует, что в ней он нужен людям как неповторимая личность. [8]

Создание банка данных активных методов обучения.

  1. Определение понятия активности

 Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемых, чем традиционные методы.

Активность — это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность - пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта.

 Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Что же такое методы активного обучения? Это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Особенности АМО: 

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  • Применение нетрадиционных форм проведения занятий (деловая игра, соревнование, семинар, экскурсия и др.);
  • Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
  • Использование игровых форм;
  • Диалогическое взаимодействие;
  • Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
  • Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
  • Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

  • Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.; художественное: с помощью схем, символов, рисунков и др.);»
  • Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
  • Различные виды самостоятельной работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
  • Деятельностный подход в обучении;

Методы обучения, повышающие уровень активности при формировании грамматических навыков.

                  неимитационные

задания с заранее  запланированными ошибками

задания, основанные на наглядности

электронные энциклопедии и справочники, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора

 

тренажеры и программы тестирования

http://www.correctenglish.ru/exercises/

образовательные ресурсы Интернета

http://www.alleng.ru/english/gram.htm

           имитационные

                                   

             игровые

дидактические или учебные игры

игровые приёмы и процедуры

Учитель называет слово, а учащиеся – название цвета, рифмующееся я этим словом, например:

       T: Ted         P: red

        night             white

        they             grey

        town        brown

        crack             black

        seen             green

        fellow             yellow

        glue             blue

Учитель в быстром темпе называют слова  water, earth, air, fire. Дети выполняют различные движения: при слове  water – опускают руки вниз, при слове earth – поднимают руки вверх, при слове fire – руки согнуть в локтях и быстро вращать кисти рук.

тренинги в активном режиме

 «Снежный ком»: P1: I can play.

                                  P2: I can play with a cat.

                                  P3: I can play with a cat and a dog.

                                  P4: I can play with a cat, a dog and a puppy. Etc.

   неигровые

коллективная мыслительная  деятельность

Один ученик высказывает мысль, другой продолжает. Данная форма учит учеников внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы. К коллективно мыслительной деятельности относятся: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, мозговой штурм и т.д. Например: группа делится на две группы: «родители» и «дети». «Родители» должны привести аргументы против компьютерных игр, а «дети» должны защищать игру на компьютере.

Теоретическая база.

Теоретической базой опыта стали:

1.        Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы. М.: Астрель, 2004.

2.        Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.

3.        Лингводидактика и методика. М.: Академкнига, 2006.

4.        Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.

5.        А.А. Миролюбов. Проблемы обучения грамматике и фонетике иностранных языков, МИОО, М., 2006.

6.        Игровые приемы для повторения пяти времен английского глагола.

7.        Иностранные языки в школе, №3, 2004.

8.        Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005.

9.        Е.И. Пассов, Е.Г. Завесова. Методика обучения иностранным языкам:

10.        Иностранные языки в школе, №1 2003, №3 2004, №3 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...