Обобщение опыта
материал по английскому языку по теме

Далаева Бальжима Мункожаргаловна

Тема: «Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_dalaevoy_b.m.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им.Г.Цыбикова»

Обобщение опыта

Тема: «Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка»

                                                     Далаева Б.М. – учитель английского языка

Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка

 Условие возникновения опыта, становление опыта

 

  Становление опыта работы по данной тематике – период с 2006 по 2009 год.

  Условия возникновения – сельская национальная школа.

 Актуальность

   Актуальность данной тематики обусловлена следующими компонентами:

   - Качественными изменениями социального заказа;

   - Потребностью современного общества  в свободно владеющих

     информационно-коммуникационными технологиями субъектами  

     образовательного процесса;

   - Эффективностью ИКТ технологий для формирования компетенций;

   - Необходимостью внедрения данных технологий в практическую    

      деятельность учителей английского языка.

   При использовании ИКТ учитываются следующие принципы:

  1. Отбор сожержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств Икт;
  2. Прогноз возможного воздействия средств ИКТ на характер мышления и поведение участников образовательного процесса;
  3. Выбор способов сочетания и интеграции средств ИКТ с другими средствами обучения;
  4. Создание соответствующих дидактических условий обучения – формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы.

                         Педагогические цели использования ИКТ:

 

    1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общения, включающая ( помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

    развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

   развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

   развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

   формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;

   развитие навыков исследовательской деятельности;

   формирование информационной культуры; умений осуществлять обработку информации.

    2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

    подготовка специалистов в области информационных технологий;

    подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

    3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

    повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;

    выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

     Использование информационных технологий обновляет дидактику и расширяет методы и формы обучения. При использовании информационных технологий происходит замена объяснительно-иллюстративных методов на проблемно-исследовательские (В.С. Швырев, А.Н. Алетюк), компьютерное моделирование, дистанционно-виртуальные методы.

     Е.С. Полат, В.А. Комаров, А.В. Соловов к средствам компьютерного обучения относят носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования: электронные учебники, обучающие компьютерные программы, средства мультимедиа (компакт-диски), компьютерное тестирование и контроль знаний.

      К дидактическим особенностям и функциям программных средств обучения можно отнести следующее:

      1. Мотивационная функция. Психолого-дидактическими средствами повышения уровня мотивации является: актуальность содержания, нетрадиционность, новизна, динамичность визуального, цветного и звукового отображения фокусируют внимание обучаемого на основных моментах, которые выделены другим цветом, курсивом, шрифтом, специальными пометками в материале, снижают утомляемость, вызывают интерес. Положительные эмоции направляют восприятие в нужное русло, помогая осмыслить и понять информацию, способствуя умственной и физической работоспособности, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности.

       2. Обучающая функция: компьютер является средством обучения, доступа и поиска информации обучающего характера. Информационная среда способствует самообразованию, развивает интеллектуальные способности, навыки структурирования и оперирования с более объемными блоками информации благодаря зрительной памяти, образному мышлению.

      3. Развивающая функция: развитие трудолюбия, воли, формировании целеустремленности, стимулирования и развития познавательной и интеллектуальной активности, настойчивости и самостоятельности личности, выработка умений и навыков учебной деятельности.

      4. Организационная функция: позволяет создать условие для самостоятельной работы, способствует формированию организационных умений.

Организационные умения – соблюдение культуры умственного труда; планирование работы; умение найти дополнительную информацию, в том числе работать с книгой, работать с учебником, инструкциями, с компьютерными программами, формирование собственного индивидуального рационального стиля учебной деятельности. Использование информационной техники сокращает затраты времени учащегося на обучение.

5. Управляющая функция: управление познавательной деятельностью – это формирование потребности в учении, познавательной самостоятельности.

6. Воспитательная функция: развитие личностных качеств, активность, организованность, ответственность и самостоятельность; формирование мировоззрения и нравственных сил учащегося, ценностных ориентаций, Стимулирование творческой индивидуальности.

7. Контролирующая функция: контроль – необходимый и завершающий компонент каждого учебного действия, важный элемент мотивации и успешности учения.

Наиболее устойчивыми оценочными критериями являются: объём усвоенных знаний; объем выполненного задания, самостоятельность при его выполнении;  ответы, оригинальность, самоконтроль, творчество, умение использовать приобретенные знания на практике.

       

История возникновения опыта

    Систематические исследования в области применения информационных    

технологий  в образовании ведутся более сорока лет. Система образования  

всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных  

технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого  

назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные   программные комплексы – текстовые и графические редакторы, средства для

работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций, системы  

программирования  и т. д

     В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех   потребностей педагогов. Начиная с 60-х годов прошлого столетия в научных    центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии,  

Японии, России (ранее – СССР) и ряда других стран было разработано

специально для нужд образования большое количество специализированных  

компьютерных систем, ориентированных на различные типы вычислительной   техники.

      В 80-90-х годах произошел своего рода скачок в информатизации, связанный с  

массовым производством относительно недорогих и в то же время обладающих  

прекрасными техническими характеристиками персональных компьютеров.

      В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, фотографий, диаграмм, чертежей, карт). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных программах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

    Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. Это устройства для работы с компакт-дисками – CD-ROM от англ. Compact Disk Only Memory – устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (от англ. Compact Disk Read/Write – устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.

    Современное обучение трудно представить без технологии мультимедиа (от англ. Multimedia – многокомпонентная среда) которая позволяет использовать текст, графику, видео, и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

   Новые возможности информатизации образования открыла в 90-х годы гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. Hypertext – сверхтекст), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая  может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране комьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

    В гипертекстовой системе со стандартными возможностями пользоватеоь выбирает с помощью манипулятора «мышь» одну из видимых гиперссылок и перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. Наряду с графикой и текстом узлы могут содержатьмультимедиа информацию, включая звук, видео, анимацию.

    Современную гипертекстовую информацию отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п.

    Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.  

    Технологии Internet: WWW (World Wide Web – Всемирная Паутина) – технология работы в сети с гипертекстами; FTP ( File Transfer Protocol – протокол передачи файлов) – технология передачи по сети файлов произвольного формата; IRC (Internet Relay Chat – поочередный разговор в сети) – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога; E – mail , электронная почта, целая серия услуг: Отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких часов; информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций; телеконференции – технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями.

     С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ.

    Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.

     Компьютер – средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большего количества материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.

     ИКТ предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.

     Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися. Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые можно скачать с Интернета, также существуют программы по тренировке грамматики, известный учебник по грамматике Murphy “Grammar in use”, “Professor Higgings” и т. д.

     Мультимедиа – это одновременное использование различных форм представления информации. Обучающие компьютерные программы наполняют учебный процесс новым содержанием. Для младших классов – это прежде всего анимация, Дающая возможность в игровой форме установить прочные ассоциативные связи между звуковым и графическим образом изучаемого языкового явления – будь то слово, текст или грамматическое понятие. Для средней и старшей школы – это удобная форма работы с текстами и словарями.

     Яркие и красочные образы на экране в сочетании с отчетливым написанием и четким произношением слов вызывают неизменный интерес у всех учащихся и дают более прочное усвоение материала.

    Применение современных компьютерных технологий на уроках позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к процессу обучения, обеспечивающий дифференциацию обучения с учетом особенностей и его уровня обученности, так как обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика.

     Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе.

    Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов.  

    Применение проектной методики особенно актуально на средней и старшей ступени обучения иностранным языкам средней общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

    Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции.

     ИКТ развивают способности школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира. Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития положительной мотивации учащихся. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний  Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.

        При обучении английскому языку  в УАСШ используются:

«Профессор Хиггинс»

Интерактивный диск для интерактивной доски для 4 класса

«ЕГЭ на 5 баллов»

«Сдаем ЕГЭ»

«Грамматика английского языка»

«Way Ahead» Macmillan

“Hello English”

 Эффективность использования ИКТ:

  • Общекультурное развитие учащихся
  • Совершенствование навыков владения компьютером
  • Совершенствование языкового уровня
  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
  • Самоутверждение учащихся
  • Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)
  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
  • Эстетичность презентации учебных материалов
  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся
  • Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

      В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.

Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

В процессе работы был сделан вывод о том, что компьютерные технологии помогают :

- обеспечивать учебный процесс новыми учебными материалами, которые позволяют больше внимания уделять творческой деятельности учащихся;

- развивать познавательную активность учащихся, а следовательно, и их интерес к учебе;

- повышать интенсивность учебного процесса, активизировать мыслительный процесс учащихся;

- делать учебный процесс более разнообразным, использовать вариативность упражнений, что также развивает учащихся и повышает их желание изучать предмет;

- делать занятия более наглядными, что дает возможность более прочно усвоить материал;

- развивать самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...