Обобщение опыта
материал по английскому языку по теме
Тема: «Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им.Г.Цыбикова»
Обобщение опыта
Тема: «Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка»
Далаева Б.М. – учитель английского языка
Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка
Условие возникновения опыта, становление опыта
Становление опыта работы по данной тематике – период с 2006 по 2009 год.
Условия возникновения – сельская национальная школа.
Актуальность
Актуальность данной тематики обусловлена следующими компонентами:
- Качественными изменениями социального заказа;
- Потребностью современного общества в свободно владеющих
информационно-коммуникационными технологиями субъектами
образовательного процесса;
- Эффективностью ИКТ технологий для формирования компетенций;
- Необходимостью внедрения данных технологий в практическую
деятельность учителей английского языка.
При использовании ИКТ учитываются следующие принципы:
- Отбор сожержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств Икт;
- Прогноз возможного воздействия средств ИКТ на характер мышления и поведение участников образовательного процесса;
- Выбор способов сочетания и интеграции средств ИКТ с другими средствами обучения;
- Создание соответствующих дидактических условий обучения – формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы.
Педагогические цели использования ИКТ:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общения, включающая ( помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
развитие навыков исследовательской деятельности;
формирование информационной культуры; умений осуществлять обработку информации.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
подготовка специалистов в области информационных технологий;
подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Использование информационных технологий обновляет дидактику и расширяет методы и формы обучения. При использовании информационных технологий происходит замена объяснительно-иллюстративных методов на проблемно-исследовательские (В.С. Швырев, А.Н. Алетюк), компьютерное моделирование, дистанционно-виртуальные методы.
Е.С. Полат, В.А. Комаров, А.В. Соловов к средствам компьютерного обучения относят носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования: электронные учебники, обучающие компьютерные программы, средства мультимедиа (компакт-диски), компьютерное тестирование и контроль знаний.
К дидактическим особенностям и функциям программных средств обучения можно отнести следующее:
1. Мотивационная функция. Психолого-дидактическими средствами повышения уровня мотивации является: актуальность содержания, нетрадиционность, новизна, динамичность визуального, цветного и звукового отображения фокусируют внимание обучаемого на основных моментах, которые выделены другим цветом, курсивом, шрифтом, специальными пометками в материале, снижают утомляемость, вызывают интерес. Положительные эмоции направляют восприятие в нужное русло, помогая осмыслить и понять информацию, способствуя умственной и физической работоспособности, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности.
2. Обучающая функция: компьютер является средством обучения, доступа и поиска информации обучающего характера. Информационная среда способствует самообразованию, развивает интеллектуальные способности, навыки структурирования и оперирования с более объемными блоками информации благодаря зрительной памяти, образному мышлению.
3. Развивающая функция: развитие трудолюбия, воли, формировании целеустремленности, стимулирования и развития познавательной и интеллектуальной активности, настойчивости и самостоятельности личности, выработка умений и навыков учебной деятельности.
4. Организационная функция: позволяет создать условие для самостоятельной работы, способствует формированию организационных умений.
Организационные умения – соблюдение культуры умственного труда; планирование работы; умение найти дополнительную информацию, в том числе работать с книгой, работать с учебником, инструкциями, с компьютерными программами, формирование собственного индивидуального рационального стиля учебной деятельности. Использование информационной техники сокращает затраты времени учащегося на обучение.
5. Управляющая функция: управление познавательной деятельностью – это формирование потребности в учении, познавательной самостоятельности.
6. Воспитательная функция: развитие личностных качеств, активность, организованность, ответственность и самостоятельность; формирование мировоззрения и нравственных сил учащегося, ценностных ориентаций, Стимулирование творческой индивидуальности.
7. Контролирующая функция: контроль – необходимый и завершающий компонент каждого учебного действия, важный элемент мотивации и успешности учения.
Наиболее устойчивыми оценочными критериями являются: объём усвоенных знаний; объем выполненного задания, самостоятельность при его выполнении; ответы, оригинальность, самоконтроль, творчество, умение использовать приобретенные знания на практике.
История возникновения опыта
Систематические исследования в области применения информационных
технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования
всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных
технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого
назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – текстовые и графические редакторы, средства для
работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций, системы
программирования и т. д
В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х годов прошлого столетия в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии,
Японии, России (ранее – СССР) и ряда других стран было разработано
специально для нужд образования большое количество специализированных
компьютерных систем, ориентированных на различные типы вычислительной техники.
В 80-90-х годах произошел своего рода скачок в информатизации, связанный с
массовым производством относительно недорогих и в то же время обладающих
прекрасными техническими характеристиками персональных компьютеров.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, фотографий, диаграмм, чертежей, карт). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных программах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. Это устройства для работы с компакт-дисками – CD-ROM от англ. Compact Disk Only Memory – устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (от англ. Compact Disk Read/Write – устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.
Современное обучение трудно представить без технологии мультимедиа (от англ. Multimedia – многокомпонентная среда) которая позволяет использовать текст, графику, видео, и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Новые возможности информатизации образования открыла в 90-х годы гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. Hypertext – сверхтекст), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране комьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
В гипертекстовой системе со стандартными возможностями пользоватеоь выбирает с помощью манипулятора «мышь» одну из видимых гиперссылок и перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. Наряду с графикой и текстом узлы могут содержатьмультимедиа информацию, включая звук, видео, анимацию.
Современную гипертекстовую информацию отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п.
Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
Технологии Internet: WWW (World Wide Web – Всемирная Паутина) – технология работы в сети с гипертекстами; FTP ( File Transfer Protocol – протокол передачи файлов) – технология передачи по сети файлов произвольного формата; IRC (Internet Relay Chat – поочередный разговор в сети) – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога; E – mail , электронная почта, целая серия услуг: Отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких часов; информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций; телеконференции – технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями.
С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.
Компьютер – средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большего количества материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.
ИКТ предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.
Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися. Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые можно скачать с Интернета, также существуют программы по тренировке грамматики, известный учебник по грамматике Murphy “Grammar in use”, “Professor Higgings” и т. д.
Мультимедиа – это одновременное использование различных форм представления информации. Обучающие компьютерные программы наполняют учебный процесс новым содержанием. Для младших классов – это прежде всего анимация, Дающая возможность в игровой форме установить прочные ассоциативные связи между звуковым и графическим образом изучаемого языкового явления – будь то слово, текст или грамматическое понятие. Для средней и старшей школы – это удобная форма работы с текстами и словарями.
Яркие и красочные образы на экране в сочетании с отчетливым написанием и четким произношением слов вызывают неизменный интерес у всех учащихся и дают более прочное усвоение материала.
Применение современных компьютерных технологий на уроках позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к процессу обучения, обеспечивающий дифференциацию обучения с учетом особенностей и его уровня обученности, так как обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов.
Применение проектной методики особенно актуально на средней и старшей ступени обучения иностранным языкам средней общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции.
ИКТ развивают способности школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира. Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития положительной мотивации учащихся. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.
При обучении английскому языку в УАСШ используются:
«Профессор Хиггинс»
Интерактивный диск для интерактивной доски для 4 класса
«ЕГЭ на 5 баллов»
«Сдаем ЕГЭ»
«Грамматика английского языка»
«Way Ahead» Macmillan
“Hello English”
Эффективность использования ИКТ:
- Общекультурное развитие учащихся
- Совершенствование навыков владения компьютером
- Совершенствование языкового уровня
- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
- Самоутверждение учащихся
- Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)
- Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
- Эстетичность презентации учебных материалов
- Совершенствование процесса проверки работ учащихся
- Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).
В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
В процессе работы был сделан вывод о том, что компьютерные технологии помогают :
- обеспечивать учебный процесс новыми учебными материалами, которые позволяют больше внимания уделять творческой деятельности учащихся;
- развивать познавательную активность учащихся, а следовательно, и их интерес к учебе;
- повышать интенсивность учебного процесса, активизировать мыслительный процесс учащихся;
- делать учебный процесс более разнообразным, использовать вариативность упражнений, что также развивает учащихся и повышает их желание изучать предмет;
- делать занятия более наглядными, что дает возможность более прочно усвоить материал;
- развивать самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
обобщение опыта работы
Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Комментарии
Комментарии
.