ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ III-IV ВИДОВ
статья (английский язык) на тему

Селиванова Екатерина Евгеньевна

В основу настоящей статьи положен материал исследования,
посвященного  проблеме    ФОРМИРОВАНИЯ        КУЛЬТУРНО- СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ                           НА         ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В  СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ С КОРРЕКЦИОННЫМ ВИДОМ №3, №4, где рассматриваются особенности культурно-страноведческого подхода в обучении иностранному языку, а именно, психолого-педагогические и методические аспекты формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиванова Е.Е. 

ФОРМИРОВАНИЯ        КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ        НА        ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В  СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ III-IV ВИДОВ.

В основу настоящей статьи положен материал исследования,
посвященного
        проблеме        ФОРМИРОВАНИЯ        КУЛЬТУРНО- СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ        НА        ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В  СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ С КОРРЕКЦИОННЫМ ВИДОМ №3, №4, где рассматриваются особенности культурно-страноведческого подхода в обучении иностранному языку, а именно, психолого-педагогические и методические аспекты формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.

На сегодняшний день эта проблема весьма актуальна. Причиной этому явились следующие аспекты. Во-первых, в  связи с процессом интеграции России в мировое сообщество в данное время требуется большое количество специалистов, владеющих иностранным языком. А хорошее знание иностранного языка предполагает не только наличие лексических, грамматических и фонетических навыков, но и сведения об истории, географии, литературы, искусства страны изучаемого языка, т.е. наличие социокультурного компонента.

Во-вторых, практика показывает, что большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках и внеклассных мероприятиях элементов страноведения.

В Законе «Об образовании» (ст.14) (1) зафиксировано, что основной пафос школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся «адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.

В последнее время данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым (2).

Для изучения мотивационной сферы иноязычной деятельности учащихся на среднем этапе обучения английскому языку автором было проведено комплексное методико-педагогическое исследование, направленное на определение круга лингвистических интересов школьников, мотивов лингвострановедческого чтения и идеалов данной возрастной группы.  Указанный вид исследования заключался в проведении градуированного анкетирования учеников 6 и 7 классов ФОГОУ «СКОШИ №3»  (17 испытуемых из 2-х классов) и устного собеседования с учащимися.

Далее приводятся результаты градуированного анкетирования учащихся (см. Таблица №1), показывающие культурно-страноведчиские интересы подростков, их цифровое выражение.

Анкетирование, проведенное в 6 и 7 классах, подтвердила предполагаемые результаты и позволила выявить новые, дополнительные темы, интересующие школьников, а именно «Поп и рок музыка (слова и ноты наиболее популярных английских и американских песен », «Интернет общенме в жизни подростка Англии и США».

Таблица №1:КУЛЬТУРНО-СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА.

Варианты ответов:

Прочитал(а) бы и послушал(а)

1.с удовольствием;

2.по мере необходимости;

3.только в редком случае.

1

2

3

1

Национальные праздники и традиции изучаемого языка.

13

2

2

2

Вопросы веры и религии в жизни молодежи Запада.

2

8

7

3

Виды спорта, которыми увлекаются сверстники за рубежом.

10

4

4

4

Трудовая и общественная деятельность подростков Англии и США.

2

4

11

5

Поп, рок музыка (слова и ноты популярных песен).

15

2

0

6

Интернет в жизни подростка В США и Англии.

16

0

0

7

Молодежная мода.

5

0

13

8

Молодежная культура на Западе.

7

2

8

9

Проблемы подросткового возраста: их решение по-западному.

2

6

9

10

Достопримечательности культуры стран изучаемого языка.

9

2

6

Практика преподавания английского языка показывает, что большая часть учащихся с неизменным интересом относится к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников.

При этом необходимо тщательно отбирать материал, т.к. перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании».-М.,2007.
  2. Рубинштейн С.Л. Задачи и мотивы деятельности. Основы общей психологии.//М.:Педагогика, 1989.
  3. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в средней школе.//ИЯШ, -1991.-№6.
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие.-М.: Слово, 2000.
  5. Томахин г.Д. Лингвострановедение. Что это такое?//ИЯШ, 1996.-№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеофильм как средство формирования культурно-страноведческого интереса у учащихся 10 -11 классов на уроках иностранного языка

Материал  будет  интересен  для  учителей  английского  языка,  которые  используют  видеофильм  на  уроках  иностранного  языка....

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению  на семинаре...

"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. соз...

Использование современных педагогических технологий Аутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.

Использование современных педагогических технологийАутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся....