Технология проблемного обучения
статья по английскому языку по теме

Рябова Татьяна Владимировна

Технология проблемного обучения (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_problemnogo_obucheniya.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рябова Т.В.

учитель английского языка

Технология проблемного обучения

Я преподаю английский язык  8 лет и могу сказать, что ключ к успеху для большинства учеников – это, бесспорно, мотивация.

Когда ко мне приходят дети на первый урок, первый вопрос, который я им задаю – “Зачем вам нужно изучать английский язык?». Задумайтесь над этим вопросом, пожалуйста, а я представлю причины  для изучения иностранных языков, в частности английского языка. Как правило, взрослые, ставят себе конкретные цели  и так

  • это дополнительный шанс в жизни, чтобы стать успешным и счастливым;
  • возможность общаться с иностранцами на их родном языке и найти много новых друзей;
  • помощь в получении новой работы;
  • возможность больше путешествовать по миру и знакомиться с другими культурами и людьми;
  •  возможность поступить в зарубежный вуз и учиться за границей;
  • Неважно сколько вам лет. Вы можете изучать иностранные языки, т.к. это предотвращает старение головного мозга, по мнению немецких ученых и сокращает на 70% вероятность того, что вы заболеете старческим слабоумием.

Даже так!

Обучение иностранным языкам в новой России рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

Одна из  часто встречающихся проблем при обучении ИЯ заключается в том, что ученики умеют читать, переводить, знают грамматический материал, но при этом не могут говорить на английском языке. В то время как наша цель – научиться разговаривать.  А что значит научить разговаривать? 

Это выражать свои мысли вслух, в том числе и на иностранном языке. В своей практике я сталкиваюсь с проблемой, когда дети машинально заучивают слова, словосочетания, даже тексты, не задумываясь об их значении.  Рассказали сообщение как скороговорку и ждут пятерки, если случайно сбились, пытаются начать все сначала.  

Отсюда я стараюсь «приблизить» учебный процесс к условиям управляемого овладения детьми языком в естественной языковой ситуации, стремлюсь расширить «границы» учебного времени и увеличить объем практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы класса (организация праздников, постановка спектаклей, переписка с зарубежными сверстниками, просмотр мультфильмов); поддерживать интерес учащихся к ИЯ за счет включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создать естественные мотивы общения.

 Иностранный язык - крепость, которую следует штурмовать со всех сторон.

      1 блок - Ключ к успеху для большинства учеников – это, бесспорно, мотивация. 

       С целью выявления учебных интересов, наличия или отсутствия познавательных мотивов ежегодно 2 раза в год я провожу диагностика по методике «Составление расписания на неделю» С. Я. Рубинштейна.                                                                                  

                                               

                                                                   

Мониторинг выявления учебных интересов обучающихся

(2012-2013 уч.г.)

   Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря  использованию современных образовательных технологий.  Интерес к учебной деятельности можно проследить по участию обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах.       С целью привлечения внимания ребят к учебному предмету ведется  внеурочная работа по научно-познавательному направлению «Английский с удовольствием», факультативная работа «Грамматика английского языка».

2 блок  Секрет успеха - постоянное самосовершенствование учителя.

3 блок  Благоприятный психологический климат на уроке

Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения  нам не дождаться.

 От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

4 блок Современные педагогические технологии

Научно-технический прогресс, новое содержание и новые формы труда требуют внедрения новых приемов и методов обучения, которые создавали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, развития их мышления, формирования у них познавательного отношения к действительности и навыков самообучения и самообразования.

Чему способствует системно-деятельностный подход, в частности технология проблемно обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Для чего же нужен проблемный диалог?  И что же он даст каждому отдельному звену в цепочке процесса образования?

для всех и каждого        - технология «открытия» знаний учениками

для учителя        - ключ к успеху и творчеству

для ученика        - интересный и понятный урок

Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний».  Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей.

Проблемные ситуации, используемые в целях обучения, должны иметь обучающий характер.

 Проблемное обучение преследует две цели:

 1.    Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков.

 2.    Достигнуть высокого уровня умственного развития учащихся.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Обучающая деятельность учащихся в процессе переноса ранее ситуаций при выполнении все новых и новых заданий, сопровождаемая интеллектуальным удовлетворением от преодоления трудностей и иллюзией полной самостоятельности в «открытиях», все это благоприятно влияет на становление личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается творческое отношение к учебному материалу.

Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму). На каждом этом этапе может использоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. При выполнении этих упражнений огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность, которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций.

 Так, например, при обучении диалогической речи по теме: «Расскажи о себе», построенные по «модели коммуникативной ситуации».

 Весь цикл обучения диалогической речи по этой модели содержит пять этапов:

 1.    Предъявление модели

 2.    Контроль понимания

 3.    Подготовка к воспроизведению диалога

 4.    Полусвободное говорение

 5.    Свободное говорение, то есть самостоятельное высказывание в объеме лексико-грамматического материала по этим темам.

 Задача первого этапа — показать учащимся, о чем они будут говорить в связи с данной ситуацией, и добиться понимания речи преподавателя.

 Целью работы на втором этапе является проверка понимания содержания диалога действующих лиц. На четвертом этапе при сохранении аналогичной ситуации, вносятся некоторые изменения. Так, например, в микродиалоге «Расскажи о себе»

 — What is your name?

 — My name is Nick..

 — How old are you?

 — I am 8.

 — Can you sing and dance?

  • Yes, I can.

 Ученики заменяют лексику, обозначающую личную информацию (имя, возраст), глаголы движения. Пятый этап — завершающий. Это свободное говорение. Ученики ведут беседу друг с другом уже о себе.

 Для выполнения упражнений с использованием модели коммуникативной ситуации необходимо соблюдать следующие условия:

 •    во-первых, учащиеся должны быть подготовлены к этой работе, то есть они должны уметь реализовать уже известные им речевые образцы и лексические единицы в данном диалоге (получить настрой);

 •    во-вторых, учитель сам должен заранее подготовить необходимые наглядный материал. Так, например, при работе с диалогом по теме «За столом» нужно иметь соответствующую наглядность, я стараюсь создать ситуацию близкую к реальности, мы накрываем стол, используя макеты продуктов, столовых приборов, что помогает полностью погрузить детей в данную ситуацию общения.

 При выполнении ситуативно-коммуникативных упражнений (4-й этап) могут быть использованы и элементы программированного обучения.

 Каждая пара учеников получает индивидуальные задания. На карточках участников диалога имеются вопросы и предполагаемые ответы с правильно размеченной интонацией. Вот пример такой карточки:

A talk with a novice.

1.Would you like some tea?

1. Yes, please.

2. Here you are.

2. Thank you. May I have some jam, please?

3.Of course. Help yourself!

3. Thank you!

4.You are welcome!

  Использование заданий проблемного характера возможно также и при обучении монологической речи.

 Так при изучении темы «Мой город» каждый учащийся получает карточку с заданием, например: 1. Посмотрите на картину. Опишите свой родной город. Употребите данные слова и выражения.

 При обучении монологической речи возможны проблемные ситуации не только с опорой на картинку, но и на текст. Например, дается задание:

 1.    Подобрать предложения, соответствующие содержанию картинки;

 2.    Прочитать текст и составить рассказ по картинкам к тексту;

 3.    Выбрать какой-либо персонаж, изображенный на картинке и рассказать о нем;

 4.    Рассказать о своей будущей работе на основе текста, в котором описывается деятельность ученого, художника и так далее.

 Эти задания можно использовать в основном, при работе с текстами домашнего чтения.

 Используем мы и ситуации вербального (словесного) характера. Например, по теме «Наша школа»:

 1. Ты пришел в школу Мистера Гринвуда и встретил его учеников. О чем бы ты хотел поговорить с ними?

 2. К нам в класс пришел новый ученик расскажите ему о школе, классе, занятиях, досуге школьников.

 3. Расскажите в письме о том, как вы проводите в техникуме свободное от занятий время (кружки, художественная самодеятельность, библиотека и так далее).

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

Результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психологические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,    т. е. реализуется в любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...