Главные вкладки

    Интернет-проекты в развитии коммуникативной компетенции учащихся
    опыты и эксперименты по английскому языку на тему

    Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, креативным, интересным и познавательным. Для этого создаю условия практического овладения языком. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon -files-docs-internet_-_proektbi_sgibneva.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интернет-проекты в развитии коммуникативной компетенции учащихся

    Сгибнева Светлана Владимировна, учитель английского языка
    МБОУ "Экономический лицей" Центрального района г. Новосибирска
     

    «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» Benjamin Franklin
    «Скажи мне, и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»
    Б.Франклин

    Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Направление коммуникативного подхода к обучению английскому языку в методике преподавания возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США, Канаде в 1970-1980-х годах. Поскольку с каждым днём Россия все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека. Все это, несомненно, повышает статус английского языка как учебного предмета и заставляет продолжать традицию коммуникативно-ориентированного подхода к обучению английскому языку, т.е. готовить учащихся к использованию языка в реальной жизни.

    В законе “Об образовании” написано, что учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед школой: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.

    Для усиления коммуникативной направленности содержания образования в российской школе и создания серьезных предпосылок для грядущей информатизации российской школы обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования.

    Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, игровые технологии (С.А. Шмаков, М.Ф. Стронин, Т.В. Пукина), проблемное обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, Е.С. Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. Нет необходимости говорить о том, что информационные технологии все больше проникают в нашу повседневную жизнь. Интернет, как и любое средство, любой инструмент может быть использован творчески, созидательно, с пользой для человека, его личностного развития. Или, наоборот, в лучшем случае станет поводом для бесцельного времяпровождения, пассивного восприятия легкоперевариваемого, но пустого по содержанию информационного потока, состоящего из отрывочных сведений и узнаваемых образов, - так называемого информационного серфинга.

    Поэтому демонстрация возможностей творческого, активного, созидательного потенциала Интернет - технологий является сегодня важной задачей воспитания молодого поколения, которое будет жить в среде, требующей осваивать нарастающий вал информации и создающей постоянную ситуацию выбора, в том числе нравственного. Одним из способов, позволяющих расширить творческую образовательную среду в Интернете, является вовлечение детей в образовательные Интернет – проекты. В случае успешной реализации они сделают Интернет средством нравственного, эстетического воспитания и развития школьников. Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) являются качественно новой формой организации образовательной деятельности учащихся. Учебный телекоммуникациооный проект- это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Это и проекты , которые занимают довольно большой временной отрезок времени. Тонизирующее влияние на работу школы оказали проекты, требующие максимальной концентрации сил в непродолжительное время.

    Несомненно, что участниками проектов не могут стать сразу все школьники, более того первоначально их участие останавливается на этапе регистрации. Порой это вызывает уныние и страх за судьбу проекта у его организаторов. Но приобщение к новой, необычной атмосфере интерактивного общения, свойственной интернет-среде не может пройти бесследно. Дети и взрослые, разместив свои материалы в сети, с нетерпением ждут отзыва своих партнёров, растёт их стремление расширить познания в области информационных технологий. Порой ребёнок, который с большой неохотой (если не сказать резче) берётся за сочинение «Письмо другу», увидев отклик на своё небольшое сообщение в блоге , начинает «мучить» педагога вопросами, как лучше выразить свою мысль при ответном послании. Поэтому предпринимаю попытки выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью технологий ресурсов Интернет. Актуальность данной проблемы вижу в том, что именно использование ИКТ приводит к созданию реальных жизненных ситуаций (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

    Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, креативным, интересным и познавательным. Для этого создаю условия практического овладения языком. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Развивая иноязычную компетенцию, я изменяю подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Активизируя познавательную деятельность учащегося, применяю современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использую новые информационно - коммуникативные технологии, Интернет – ресурсы. Новые взгляды на результат обучения способствуют появлению новых технологий с использованием Интернет-ресурсов, которые противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам.

    Техническая база нашего лицея помогает мне разрабатывать новые формы учебных занятий с применением информационных технологий. Огромные возможности представляет всемирная компьютерная сеть для изучения иностранного языка. Общаясь в истинной языковой среде с помощью Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Реальным общением служат форумы, чаты, видеоконференции и электронная почта, где учащиеся общаются с носителями языка. Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как виртуальная экскурсия, что очень важно при изучении страноведческого аспекта урока. Ребята обращаются к материалам таких сайтов как http:/its-online.com, http:/www.lonelyplanet.com для того, чтобы подобрать дополнительные сведения. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей. Это особенно ценно для России, где существуют мало возможностей для живой коммуникации с носителями языка.

    Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет ученикам практически применять свои знания, умения и навыки. Ребята самостоятельно собирают материалы по той или иной теме на различных веб - сайтах в Интернете. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать мысли. Они отсылают и получают большое количество текстовой информации, анализируют поступающую к ним и представляют новые идеи. Они планируют и осуществляют мониторинг, дают оценку своей деятельности. По завершению поиска учащиеся представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Такая форма работы является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой в центре внимания стоит ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формируют навыки взаимопомощи и умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.

    Прежде чем приступить к разработкам заданий на основе Интернет ресурсов, анализирую недостатки заданий, которые хочу улучшить при помощи Интернета. Затем нахожу область или сайт, который будет использован, например чат, рассылка или веб-сайт. Разрабатываю определенные критерии для оценки и выбора сайта. Полезными критериями являются содержательная понятность, доступность и ценность для достижения целей, такие как дизайн, скорость и гибкость, согласованность и удобность для пользователя. После выбора области или сайта перехожу к этапу проектирования задания. Помню о том, что упражнения должны тренировать различные стили учения, давать реальную возможность для коммуникации и способствовать взаимодействию и сотрудничеству, как местному, так и международному. С помощью материалов Интернета решаю целый ряд дидактических задач по формированию навыков и умений чтения, совершенствованию умения письменной речи; пополнению словарного запаса учащихся; формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению английского языка (о чем свидетельствуют результаты анализа мотивации школьников к изучению иностранного языка).

    Для развития навыков и умений чтения, устной речи, письма и аудирования организация Интернет проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет. Не забываю о парной или групповой работе, создаю группы по интересам, где каждый выбирает задания - это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения в классе. Именно поэтому работа в группах представляется мне более продуктивной. В этом – то и состоит, на мой взгляд, сущность идеи изменений.

    На основе информационно- коммуникативных технологий создана система работы с сайтами в обучении аудированию помогает (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html). Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Работа с газетами является прекрасным образцом для чтения. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая используется для установления дружеской переписки. Соответственно, все виды речевой деятельности охватываются Интернет-ресурсами. Описанная форма учебных занятий направлена на достижение реальных результатов. Анализ деятельности показывает, что задания на основе Интернет - ресурсов и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах и чувствовать личную ответственность. Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина… не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно». Хочется отметить тот факт, что информационные технологии не признаны заменить учителя, а скорее наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих объяснений. Применяя компьютерные технологии в своей школе, я всегда помню одну замечательную мысль, высказанную однажды Крейгом Барретом «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!».

    Владение коммуникативной методикой преподавания, приемами активизации устной речи учащихся, разработка заданий на основе Интернет - ресурсов, направленное на повышение коммуникативности,посещение авторских семинаров по проектной методики, использование зарубежных учебников (издательства Oxford, Longman) - все это позволяет говорить об условиях, способствующих реализации изменений. Все эти изменения ведут к эффективности обучения, так как коммуникативность прослеживается во всех видах речевой деятельности, ребята проявляют большую изобретательность, появился рост мотивации к изучению предмета, увеличилось количество творческих работ учащихся. Ребята активно принимают участие в Интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах, международной проектной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

    Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

    Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

    Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

    Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"

     Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...

    Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

    Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...