Статья: «Развитие монологической и диалогической речи учащихся на основе учебного текста»
статья по английскому языку на тему

Горшкова Ирина Алексеевна

Статья посвящена роли учебных текстов в формировании навыков монологической диалогической речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горшкова И.А.

Статья: «Развитие монологической и диалогической речи учащихся на основе учебного текста»

        

        Учебные тексты являются языковой основой для развития подготовленной речи учащихся. Работу над учебным текстом необходимо проводить по трём этапам.

        Первый этап - подготовительный. Цель этого этапа усвоение лексического и грамматического материала, содержащегося в тексте, без предъявления самого текста. Последнее условие очень важно: оно обеспечивает устное опережение. Этот этап распадается на две стадии. На первой стадии автоматизируется употребление лексики (слов, словосочетаний, клише и т.д.) на основе уже пройденного грамматического материала. На второй стадии усваивается новая грамматическая структура, при этом используется только что автоматизированная лексика.

        На подготовительном этапе с целью формирования лексических навыков целесообразно использовать упражнения подстановочного характера.

        С целью формирования грамматических навыков можно использовать такие перефразирующие упражнения, как изменение лица высказывания, изменение времени глагола, диалог с товарищем.

Второй этап – трансформация текста. Чтобы научить учащихся передавать содержание прочитанного, необходимо перефразировать, комбинировать, трансформировать имеющийся текстовой материал. Этот этап работы можно провести следующим образом:

  • Ознакомление с этапами текста;
  • Чтение одного абзаца по предложениям, причем в каждом предложении учитель задает вопрос;
  • Чтение следующего абзаца с изменением лица, от которого ведется повествование;
  • Чтение следующего абзаца в другом времени и др.

После второго этапа работы над текстом необходим еще один этап работы, где бы усвоенный материал текста использовался учениками творчески, в речи, в связи с какими-то другими ситуациями.

        Третий этап – послетекстовой. В него входят:

  • Прослушивание рассказа или диалога, составленных учителем на основе материала рабочего текста;
  • Работа над ситуациями со зрительной опорой;
  • Краткие диалоги по отдельным ситуациям без зрительной опоры;
  • Составление диалога;
  • Сообщение по заданной теме.

Итак, изложенную выше систему работы над учебным текстом можно применять с целью развития монологической и диалогической речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 11 классе "Профессии. Развитие навыков устной монологической и диалогической речи"

Данная работа была представлена на конкурс муниципального уровня "Учитель года". Прзентация в формате Ppt выполнена с использованием мультимедийных средств, Интернет и информационных источников. Этапы...

Учебная ситуация по теме «Дружба» для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)

Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степен...

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...

Статья "Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий"

Статья по обучению формирования навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий....