Технология проблемного обучения
статья по английскому языку по теме

Перовская Ирина Юрьевна

Данная технология используется на уроках  подготовки монологического и диалогического высказывания. Исходя из темы урока, ставится проблемная ситуация, ученики  подбирают тезисы и аргументы к заданной проблеме. Данная технология применяется и в тренировке письменной речи. Учащимся  предлагается написать сочинение формата «за» /» против», исходя из проблемной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная отрасль педагогической науки. Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся. При проблемном обучении педагог не дает готовых знаний,  новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

На уроке английского языка  технология проблемного обучения используется достаточно часто. Примером использования данной технологии может стать урок по теме Robots in our life в 8 классе.

После прочтения и  подробного изучения текста  «The Surgeon» (учебник  “English VIII”,  авторы  Афанасьева О.В. ,Михеева И.В.) ученикам предлагается на рассмотрение и обсуждение проблемная ситуация.

 Проблемная ситуация:

Nowadays some people think that robots can do more harm than good, others think that they help us.

Задание:

Discuss if robots are “a curse or a blessing”.

Ситуация рассматривается в формате «за»/«против». Ученикам предлагается несколько тезисов, поддерживающих или не одобряющих идею присутствия роботов в нашей жизни.  Учащиеся должны раскрыть каждый тезис, подкрепляя утверждение 2-3  аргументами.

Robots

For

  1. Can help people in dangerous situations
  2. Perform tasks where great strength or accuracy is required
  3. Can help weak and helpless people ( the blind, the old, invalids)

Against

  1. Can make people lazy
  2. Can break down and become dangerous
  3. Can take over and rule the people on the planet

Также учащиеся могут выдвигать и свои тезисы, подкрепляя их аргументами. Итогом обсуждения может стать сочинение в формате «за» \ «против» на заданную тему, которое имеет следующую структуру:

Структура  сочинения «за» \ «против»

Composition “For” and “Against”

Paragraphs

Paragraph 1 Introduction (state the problem)

Paragraph 1 Some people think … . Others believe that … . In this essay I will discuss both points of view.

Paragraph 2 Arguments “For”

Paragraph 2 A general sentence. Present 3 arguments “for”.

Paragraph 3 Arguments “Against”

Paragraph 3 A general sentence. Present 3 arguments “Against”

Paragraph 4 Conclusion

Paragraph 4 In conclusion I can say that the advantages outweigh the disadvantages. … Although people should make a choice according to their preferences.

На следующем уроке можно провести взаимооценивание по следующим критериям:

Учащиеся

Части текста

Содержание критериев

Макс. баллов

1

2

3

4

5

6

Введение (3)

Актуальность темы

1

Качество тезиса

1

Слова связки (1-2)

1

Основная часть (8)

Количество аргументов (3+3)

3

Качество аргументов

3

Слова - связки (4)

2

Заключение(2)

Обобщение

1

Слова - связки (1-2)

1

ИТОГО:

13

Проблемное обучение многофункциональное и позволяет решить многие  задачи:

  1. Стимулирует мотивацию учения;
  2. Повышает познавательный интерес;
  3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
  4. Развивает творческие способности;
  5. Формирует убеждения;
  6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
  7. Развивает коммуникативные компетенции.

Применение технологии проблемного обучения позволяет научить студентов мыслить логично, научно, творчески, помогает рассматривать проблему с разных сторон, объективно, учит  взвешивать достоинства и недостатки,  способствует переходу знаний в убеждения. Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...