Применение технологии критического мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Семенюта Галина Васильевна

Статья о применении технологиии критического мышления на уроках английского языка для развития метапредметных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kritich._myshlenie_-_kopiya.docx54.24 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

                                                       Семенюта Галина Васильевна,

                                                  учитель английского языка,

                                                    ГБОУ средняя школа № 490,

                               Санкт-Петербург    

           В 2000 году «Program for International Student Assessment» провела международное исследование: проверялось умение 15-летних учащихся из 32 стран читать и грамотно писать. Лучшие результаты показали Финляндии, Канады и Новой Зеландии. Российские школьники заняли 32 место. В исследовании 2003 года, проведенном Международным институтом чтения, учащиеся РФ заняли 32-е место по качеству чтения и функциональной грамотности среди 40 стран.  

         Таким образом у российских школьников наблюдаются серьезные проблемы с пониманием текстов даже на родном языке. Еще большие проблемы возникают с пониманием текстов на иностранных языках. Между тем понимание текста и извлечение информации при чтении согласно ФГОСам являются основными метапредметными умениями. Формированию метапредметных умений способствуют новые технологии, в частности технология критического мышления.

       Под критическим мышлением (critical thinking) понимается система суждений, которая используется для анализа вещей и событий, формулирования обоснованных выводов, оценок и интерпретации текста. Полученные результаты могут быть корректно применены для решения конкретных ситуаций и проблем.  Другие названия — аналитическое, логическое или направленное мышление. Понимание текста - одно из предварительных условий критического мышления.

Технология критического мышления развивает следующие умения:

  • мыслить логично;
  • формировать и выражать свою мысль (мнение);
  • запоминать и оценивать факты;
  • самостоятельно работать над новым материалом;
  • уметь отстаивать свою позицию (точку зрения).

       Работа с текстом (аудиотекстом) как правило осуществляется в три этапа:

  • вызов;
  • осмысление содержания;
  • рефлексия.

          Каждый этап имеет свои цели, задачи и набор приемов, направленных сначала на активизацию работы с текстом, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

            На этапе вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, формулирует вопросы, на которые хочет найти ответы.

     Основными задачами фазы «вызов» являются:

  • создание мотивации к работе с новой информацией;
  • актуализация и систематизация   имеющихся знаний по теме;
  • обмен мнениями с одноклассниками.        

            Информация, полученная на этой стадии, выслушивается, обсуждается, фиксируется. Работа может проводится, как индивидуально, так и в парах или группах. Учащимся предоставляется возможность высказывать свою точку зрения по изучаемой теме свободно, без страха сделать ошибку. Это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов познавательной деятельности. На этом этапе учитель координирует и стимулирует деятельность учащихся.

           На стадии вызова используются следующие приемы:

  • мозговой штурм;
  • кластеры;
  • концептуальное колесо;
  • прогнозирование (по портрету, картине, ключевым словам);
  •  «тонкие» и «толстые» вопросы;
  • формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте;
  •  круги по воде;
  • таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»;
  • верные и неверные утверждения.

      Задачами фазы осмысления являются:

  • получение новой информации по теме;
  • систематизация (классификация) полученной информации.

   На фазе осмысления содержания учащиеся:

  • знакомятся с новой информацией;
  • сопоставляют эту информацию с имеющимися знаниями и опытом;
  • ищут ответы на ранее поставленные вопросы;
  • ставят новые вопросы и ищут на них ответ;
  • находят наиболее интересные для них идеи и факты, пытаются объяснить почему эти аспекты являются для них привлекательными;
  • готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

        Приемами работы, обеспечивающими достижение целей на этом этапе, являются:

  • чтение текста с маркировкой по методу insert;
  • чтение с остановками;
  • стратегия «Идеал»;
  • стратегия «фишбоун»;
  • зигзаг;
  • выделение ключевых слов/словосочетаний подчёркиванием или их запись в таблицу;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
  • чтение текста с остановками;
  • заполнение таблицы с формулировками основных идей и фактов по абзацам.

       Учитель на стадии осмысления:

  • может быть источником новой информации. (Тогда его задача найти ясные и интересные для учащихся формы ее подачи.);
  • отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
  • предлагает приемы эффективного чтения и осмысления прочитанного.

      Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание Учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже им известной, а также в соответствии с категориями знания (понятия, законы и закономерности, факты). На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

     Основные задачи этапа рефлексии:

  • приобретение нового знания;
  • обмен мнениями о новой информации;
  • мотивация к поиску дальнейшей информации по теме;
  • соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка новой информации;
  • выработка собственного мнения.

      На этапе рефлексии используются следующие виды заданий:

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • поиск и запись ключевых слов;
  • верные и неверные утверждения;
  • ответы на поставленные ранее вопросы;
  • круглых столы (устные и письменные);
  • дискуссии;
  • написание различных творческих работ;
  • исследовательские работы по отдельным аспектам темы и т.д.

       На данном этапе следует сочетать индивидуальные и групповые формы работы. При индивидуальной работе (различные виды письменных работ: эссе, ключевые слова, синквейны, графическая организация информации, поисково-исследовательские проекты и т. д.) учащиеся отбирают информацию, значимую для понимания изучаемой темы, а также значимую для достижения индивидуальных целей, поставленных ранее.  Они выражают новые идеи и факты своими словами, определяют причинно-следственные связи.

     Учитель предлагает различные формы предъявления рефлексии и оценивает работу учащихся, предварительно сообщив им критерии оценки или выработав их совместно с учащимися.

     Устные формы: диалог между одним учеником и учителем, диалог/полилог между учениками, реплики учеников, ключевые слова, верные и неверные утверждения, беседа, игры, круглый стол, ответы на вопросы.

      Письменные формы: анкетирование и опросы в различной форме, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. графические, схематические способы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, кластеры, таблицы. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение, исследовательские проекты.

     Технологические приемы развития критического мышления

  1. Технология Insert используется как на стадии вызова, так и далее.

Термин INSERT представляет собой акроним из первых букв слов, входящих в его название:

I – interactive (интерактивная)

N – noting (размечающая)

S – system (система для)

E – effective (эффективного)

R – reading (чтения и)

T - thinking (мышления/говорения).

        При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки карандашом, еще лучше использовать бумажную полоску, поместив ее на полях текста.

       Используются следующие значки:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вам уже известно;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали/предполагали;

+ если то, что вы читаете, является новым;

? если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели бы получить более подробную информацию.

      В процессе/после чтения текста может заполняться таблица из 4-х колонок.

  1. Технология «Мозговой  штурм» заключается в выдвижении и фиксировании самых разных идей  без их критики.  Анализ и отбор лучших идей является следующим этапом работы. Используется на стадии вызов.
  2. Двухчастный (цитата, комментарий) или трехчастный дневник (цитата, комментарий. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю).
  3. Бортовой журнал

     Учащиеся на стадии вызова и осмысления заполняют таблицу из двух частей «Что мне известно по данной теме?» и «Что нового я узнал из текста?»

  1. Круги по воде

Этот прием используется для активизации знаний и речевой активности учащихся на стадии вызова. Опорным словом при этом приеме может стать изучаемое понятие. Оно записывается в столбик и на каждую его букву подбираются слова (различные части речи, словосочетания) по теме.

  1. Концептуальное колесо (conceptual wheel) целесообразно но использовать на стадии вызова. Учащиеся подбирают синонимы к слову, находящемуся в центре понятийного «колеса», и записывают их в его секторы.
  2.  Чтение с остановками целесообразно использовать при чтении повествовательного текста. Важно найти оптимальное место для остановки. При этом в результате чтения учащемуся часто приходится корректировать понимание текста или даже отказываться от выработанной ранее позиции. Данный прием включает все три стадии работы с текстом:
  • вызов, который включает прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.п.
  • осмысление содержания. Прочитав часть текста, учащиеся понимают и осмысливают ее содержание. В то же время эта стадия является стадией вызова для следующей части текста. Главным вопросом учителя является вопрос: "Что будет дальше и почему?"
  • рефлексия. Используются различные формы работы с учащимися. 

       Чтение с остановками развивает навыки анализа текста и его элементов (основные идеи, темы, образы, позиция автора) и выражения своей позиции. 

  1. Древо предсказаний используется на стадии вызова. Ствол дерева – тема и/или основная идея, ветви - предположения, "листья" - обоснование этих предположений (аргументы). В речи учащихся преимущественно используются будущее время и сослагательное наклонение.
  2. «Тонкие» и «толстые» вопросы Таблица «тонких» и «толстых» вопросов используется на любой стадии работы с текстом.  Учащиеся в группах или индивидуально формулируют вопросы. По ходу работы учитель или учащиеся записывают вопросы, требующие простого односложного ответа («тонкие») в левую колонку таблицы.  В правой колонке записывают вопросы, требующие развернутого ответа («толстые»). Учащиеся отвечают на вопросы, а затем я читают или прослушивают текст и корректируют свои ответы.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Do you agree that … ? etc.

If you were … would you … ?

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the theme of the story?

What is the main / the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ?

What do you find the most interesting/exciting in the story?

What qualities do the main characters have in the story?

What new/important information have you found in the text?

  1. Кластер (mind map) – выделение ключевых слов/смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. Кластер – один из графических приемов активизации лексики и систематизации информации. Этот прием может быть применен, когда учащиеся систематизируют информацию, полученную до знакомства с ее источником, при чтении текста, при анализе материала.  Кластер используется и при пересказе текста как план/зрительная опора.
  2. Фишбоун (fishbone - «рыбный скелет») используется на стадии вызова и осмысления.   В    «голове» рыбы пишется тема/проблема текста. На верхних косточках ученики записывают причины возникновения проблемы. На нижних косточках ученики в ходе работы над текстом выписывают факты, отражающие суть проблемы. Возможна другая схема, где «голова» рыбы -  это проблема, «косточки скелета» - аргументы «за» и «против», в «хвосте» - фиксируется вывод/решение проблемы.
  3. Приём “For and Against” используется для решения задач при дискуссиях. Записываются аргументы «за» и «против» по изучаемой теме. Затем эти тезисы озвучиваются учащимися, подводятся итоги обсуждения и делаются выводы.
  4. «Синквейн» - текст из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн создается индивидуально или в парах. Он используется при рефлексии или на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

  • первая строка – тема стихотворения, выраженная 1-м словом, обычно именем существительным;
  • вторая строка – описание темы в 2-х словах, как правило, именами прилагательными;
  • третья строка – описание действия в рамках этой темы 3-мя словами, обычно глаголами;
  • четвертая строка –предложение из 4-х слов, выражающее отношение автора к теме;
  • пятая строка – ОДНО слово, синоним к первому, выражающее суть темы.

          На стадии осмысления и при пересказе текстов можно использовать следующие графические схемы представления информации в сжатом виде.

Денотантная карта следующего вида.

Основная мысль текста

Мысли по абзацам

Факты, подтверждающие мысль абзаца

Денотантная карта к тексту

Таблица к тексту

Animals

Shelter

Purpose of its building

Material of the Shelter

monkeys

a nest

to sleep in trees,

to be safe at the night time

tree branches and leaves

 different birds

a nest

to lay and hatch eggs, feed and grown up baby birds

dry grass, feathers, clay

owls

a tree hollow

to lay and hatch eggs, feed and grown up baby birds

feathers

Time line «Yuri Gagarin»

9.03.1934    1953            1955           1957                1960                     12.04.1961         1968

was born    graduated     entered     joined the      began to prepare         flew                died

                   from a          a school    first               for a flight into           into

                   vocational    for            group of         space                         space

                   school          pilots        cosmonauts  

Таблица для рассказа о достопримечательности

The Tower of London

Tell your classmates about the Tower of London using the words given in the card

one of the most remarkable sights of London, the British capital

to be very old

to be built in the 11-th century

to live in the tower

to be a royal palace, a fortress, a prison

to be a museum (now)

12 or so black ravens (to live at the Tower)

to look after the ravens and feed them(the Yeoman Raven Master)

to exist as long as Britain (a legend)

to be known for the old ritual of the Ceremony of the Key

to lock the main doors for the each night

         При работе с использованием технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и превращает обучение в совместную и интересную работу.

Литература:

  1. О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Иващенкина и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб, изд. «Каро», 2013
  2. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и неурочной деятельности. Под редакцией С.С. Татарченковой.  СПб, изд. «Каро», 2014
  3. О.Б. Зырянова «Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов», «Иностранные языки в школе», № 4, 2006.
  4. Автор-составитель Ю.И. Верисокин «Английский язык. 8 - 11 классы. Конспекты уроков», Волгоград. Издательство «Учитель», 2008