Итеграция и дифференциация
статья по английскому языку на тему

Купцов Александр Юрьевич

выступление на городском семинаре по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_i_differentsiatsiya.docx27.88 КБ
Файл prilozhenie_k_vystupleniyu.pptx340.39 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей   самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок - по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи, для их эффективной социальной адаптации, для развития   партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие. Среди способов удовлетворения потребностей учащихся в самовыражении можно выделить следующие:

- дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие использовать полностью личностные особенности и способности школьников;

- включение учащихся в сложные и важные виды деятельности, которые требуют от них полной самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности;

- поощрение и развитие у учащихся творческих способностей, опыта творческой деятельности;

- развитие у подростков и старшеклассников опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в природно-социальном мире.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимал целостно учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.

Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

 Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Применительно к системе обучения понятия “интеграция” может принимать два значения:

а) как цель обучения – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире;

б) как средство обучения – нахождение общей платформы сближения предметных знаний.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существенные связи между ними.

Модели интеграции:

1. A  + B = C

2. A + B = B (A)

3. A + B = AB

4. A+ B = 0

Если представить интеграцию как взаимодействие всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом:

- взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных аспектов, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию - пародию на внутри- и межпредметные связи.

Интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.

2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов).

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Результатами интеграции могут стать:

>знания становятся системными;

>умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;

>усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

>более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности

Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.

В практике школ выделяют 3 основных формы дифференцированного обучения:

  • Модель полного усвоения знаний.
  • Уровневая дифференциация (внутри класса).
  • Организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).

Внутриклассная уровневая дифференциация является самой распространенной формой дифференциации, при которой учителя используют разные виды работы.

а) Планируют выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, условия уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

б) Учителя планируют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами осуществляют выбор.

в) Задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

г) Дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задания с письменной инструкцией (например, с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.

д) групповая работа, предполагающая четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.

Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущую профессию подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.

Особенно важное значение имеют процессы интеграции и дифференциации в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данные процессы решают важные дидактические задачи:

ЗАДАЧИ:

  • Расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;
  • Расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;
  • Развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;
  • Выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества, и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.

Следовательно, добившись выполнения  указанных выше задач, мы сможем сказать, что реализуем ФГОСы 2 поколения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Процессы интеграции и дифференциации в организации жизнедеятельности школы в условиях внедрения госстандартов второго поколения

Слайд 3

Модели интеграции 1. A + B = C 2. A + B = B ( A ) 3. A + B = AB 4. A + B = 0

Слайд 4

Уровни интеграции 1.Тематическая интеграция 2.Проблемная интеграция 3.Концептуальная интеграция 4.Теоретическая интеграция

Слайд 5

формы дифференцированного обучения Модель полного усвоения знаний. Уровневая дифференциация (внутри класса). Организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).

Слайд 6

ЗАДАЧИ Расширение общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика; Расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности; Развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности; Выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки , качества, и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....