Метод проектов
статья по английскому языку на тему

Уже достаточно длительное время успешно в практике обучения иностранным языкам используется метод проектов . Он интересен учащимся как начальной школы,так и реднего звена и старшего в том числе. На разных этапах проекты имеют свой характер создания новизны, креативности, и неординарности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА  КАК  СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ  МОТИВАЦИИ  В  ИЗУЧЕНИИ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

The “project based learning” of  foreign languages is examined. The author gives the example of applying this method in practice.

Что такое проект? Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение переплетено с интеллектуально-эмоциональным содержанием другой деятельности. Метод проектов включает использование обширного спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося. Подготовка и реализация собственных творческих проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

В настоящее время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка при этом, в целом, осознается значимость его изучения. Мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Метод проектов как раз, по мнению многих исследователей и педагогов, позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается путем переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение.  Личностно-ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в направлении процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения – учащийся начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Развивается активное самостоятельное мышление, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Кроме того, у учащихся  появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты не только своего труда, но и труда своих товарищей. Опыт разрешения  проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. В работе над проектами нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.

В данной системе обучения в ходе решения проблемных задач осуществляется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Кроме того, появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектирование способствует созданию устойчивой языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора обучающихся.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для обучающихся. Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролевые - игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, имитирующие социальные и деловые отношения. Практико-ориентированные типы проектов отличаются четко обозначенной с самого начала целью деятельности участников проекта, которая в свою очередь должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Тип информационных проектов изначально направлен на сбор сведений о каком либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего встречаются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, количество этапов, число участников.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.

В данном докладе представляется опыт работы над проектом по теме «Путешествие в Англию». Проект относится к практико-ориентированному и исследовательскому типу и имеет целью изучение истории и культуры Англии, истории взаимоотношений двух стран. Исследуемая проблема – «Как заинтересовать человека совершить поездку в Англию».

На первом этапе происходит представление ситуаций, позволяющих выделить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Процесс проектирования начинается с создания проблемной ситуации. Для этого можно предложить учащимся следующие задания:

  • Проведите короткую лекцию по британской истории (если необходимо, составьте список наиболее важных событий).
  • Составьте схему королевской семьи. Скажите, чем известен каждый член королевской семьи. Расскажите о любом члене королевской семьи в деталях.
  • Опишите достопримечательности Лондона:
  • а) представьте, что Вы гид по Лондону; используя карту, расскажите о любой достопримечательности Лондона;
  • б) в качестве гида автобусного тура сделайте остановку на Трафальгарской площади или у собора Святого Павла;
  • в) инсценируйте тему «Прибытие», «Как найти дорогу», «Городской транспорт». Используя карту, объясните, как добраться до определенного места;
  • г) представьте, что Вы экскурсовод по Британскому музею. Проведите экскурсию по залам музея для русских туристов;

В результате обсуждения заданий, в группах учащиеся составляют программу прогулки по городу и посещения его достопримечательностей. Учащиеся подходят к пониманию и к определению цели, которую им предстоит достичь, - исследовать, в чем заключается уникальность и своеобразие истории и традиций Англии, как правильно и грамотно рассказать путешественнику о стране, заинтересовать его.

Второй этап – это подготовительный этап. Он включает два основных момента.

1. Чтобы научить описывать достопримечательности города, необходимо вспомнить и активизировать: а) грамматические конструкции и б) необходимую лексику (составить список ключевых слов).

2. Далее нужно продумать соответствующую коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения на иностранном языке, и возросли качественные и количественные показатели их речи (например: «Вы житель Лондона, расскажите гостю о своих любимых местах»).

Параллельно с этим проводится подготовительная работа над проектом. Подготовка проекта предполагает формулировку темы, постановку целей и поиск средств, чтобы их достичь. Учащиеся делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстративный материал. Важно, что студенты будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Главная задача на данном этапе заключается в сборе информации. Чтобы помочь участникам проекта в организации данного процесса можно посоветовать им, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе. Преподаватель помогает учащимся проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое, откорректировать и оформить материал как проект группы.

На третьем этапе происходит сама творческая деятельность, результатом которой будет определенный продукт.

На заключительном этапе происходит презентация проектов, их защита и обсуждение. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, показ видео роликов или устная презентация. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначает докладчиков и распределяет роли. Учащиеся могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку. По окончании презентации участники этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации

Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Кроме того, работа над проектом на занятиях иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых, помогает развивать умение работать с большими объемами информации, приобретать навыки исследовательской работы.

Нельзя утверждать, что проектная методика поможет в решении всех проблем в обучении иностранному языку, но она может стать эффективным средством от однообразия, скуки, способствовать расширению языковых знаний, развитию учащегося, осознанию себя как члена группы.

Личностно-ориентированное воспитание посредством иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности учащихся. Поэтому преподавателю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в аудиторию, включить учащегося в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру. Именно метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Литература

  1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М., 2003.
  2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – №3.
  3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. – 2005. – №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...