Доклад "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"
методическая разработка на тему

Коновалова Лариса Борисовна

В докладе раскрывается опыт работы по использованию учебных проектов в процессе обучения иностранному языку в педагогическом колледже. Доклад сопровождается презентацией и Дневником проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как форма индивидуализации

в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа

Л.Б.Коновалова, преподаватель иностранного языка

Индивидуализация обучения -  организация учебного  процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация осуществляется в условиях коллективной учебной работы  в рамках общих задач и содержания обучения. Она направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной  деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Подбор индивидуализированных  заданий сложен. Если слабому  студенту давать лишь облегчённые задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников необходимо  сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. Для сильных студентов индивидуальные задания должны помочь осваивать не только учебный материал программы, но и получать дополнительные знания, развивать более сложные умения и навыки.

Особенно актуально этот вопрос стоит в учреждениях среднего профессионального образования, где учащиеся пришли из разных школ и их знания иностранного языка сильно отличаются внутри одной учебной группы. В тоже время ФГОС предъявляет к студенту свои требования. Помочь разрешить эти противоречия может метод проектов.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических  заданий — проектов. Один из его основоположников, представитель прагматизма Джон Дьюи предлагал «строить обучение ребенка через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни». Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной, обучающей среды,  нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему».

В чем же преимущества данного метода? Проектная деятельность позволяет сделать что-то самостоятельно индивидуально или в группе, приложить свои знания, попробовать свои силы, публично показать результат своей деятельности и принести пользу.

В 3 отделении колледжа проектная деятельность органично вплетена в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку и затрагивает аудиторные занятия, самостоятельную работу и внеаудиторную воспитательную работу.

В начале каждого учебного года проводится диагностика уровня иноязычной коммуникативной компетенции – срезы остаточных знаний школьной программы: вопросы лингвострановедческого характера, основные сведения по грамматике и лексике  английского языка. Параллельно с этим выявляется осведомленность студентов о методе проектов посредством анкетирования.

На основании полученных результатов планируется дальнейшая работа по включению проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку.

Проекты выполняются 1-2 раза в семестр после изучения какой-либо крупной темы. Примерные темы проектов – на слайде.

Как правило, на выполнение каждого проекта отводится 2-4  недели. За  это время студенты могут получить консультацию и методическую поддержку в соответствии с их индивидуальными способностями и уровнем знаний по предмету по вопросам выполнения и оформления работы.

Перед началом работы студенты заполняют специальную анкету и детально расписывают этапы работы над проектом. Исходя из этого преподаватель каждому  оказывает  дифференцированную методическую поддержку..

Методическая поддержка носит индивидуальный характер и может заключаться в следующем: подборка глоссария по теме, обеспечение студента справочными материалами, составление пошаговых инструкций выполнения работы, помощь в подборе литературы и других источников, координация работы с преподавателями других дисциплин, знания которых необходимы для создания проекта.

Защита проекта производится во время аудиторного занятия. При оценивании проекта учитываются следующие критерии: своевременность сдачи работы, глубина раскрытия темы, наличие грамматических и лексических ошибок, качество оформления.

После выполнения проекта проводится рефлексия в форме анкетирования «Выявление результативности использования метода проектов в обучении иностранному языку». В анкету включены вопросы, позволяющие выяснить:: чем вам понравилось выполнение проекта, какую оно принесло вам пользу, какие трудности вы испытывали в ходе создания проекта. Ответы на эти вопросы позволяют преподавателю отслеживать результативность данного вида деятельности и своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

Помимо этого, каждый студент заполняет лист самоанализа работы над проектом. Проведенный самоанализ дает возможность студентам реально увидеть результаты своей работы, оценить самим свой труд, почувствовать успешность учения.

В последствии все опросники и анкеты были объединены в «Дневник проектной деятельности»

По выполнении каждого проекта проводится срез знаний по изученной теме. Как правило, срез проводится в виде закрытого теста из 10 заданий, охватывающие лексико-грамматические аспекты и навыки перевода. Проведение тестов позволяет вести мониторинг успешности учебного процесса по предмету.

Использование метода проекта в учебно -  воспитательном процессе положительно влияет на уровень обученности студентов. Уже к концу первого года обучения наблюдаются количественные и качественные изменения по таким показателям (слайд)

Помимо этого, различия в уровне знаний между сильными и слабыми студентами становится менее заметной.

Таким образом можно сделать вывод, что использование метода проектов в учебном процессе будет эффективным, если студентам будет обеспечена индивидуальная методическая поддержка, а сама проектная деятельность будет систематически отслеживаться, измеряться и своевременно корректироваться.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров В.Ю.  Педагогический  словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -176 с.
  2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  3. Полат, Е.С. Метод проектов, http: // nsk.fio.ru/festival/docs/polat.htm - 6 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия (в 2 томах). Главный редактор В. В. ДАВЫДОВ. Москва. Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ,1993.
  5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку

Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...

Использование метода проектов в процессе обучения английскому языку

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творче...

Совершенствование самостоятельной работы студентов в процессе обучения английскому языку

Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...

Презентация к докладу "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"

Презентация к докладу "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"...

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...