Компонент к рабочей программе "Языковое портфолио" (материалы - приложения образовательного проекта)
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Шестак Ксения Викторовна

Опытно-экспериментальная работа по теме «Языковое портфолио как средство оценивания образовательных достижений учащихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вопросы для анкетирования педагогических работников

Уважаемый учитель! Просим Вас ответить на несколько вопросов анкеты, будем признательны за Ваше участие.

1.        Знакомы ли Вы с моделью языкового портфолио, достаточно ли Вы информированы о целях данной технологии и способах работы с языковым портфолио?

  1. Знаком и достаточно информирован        3. Не знаком
  2. Частично знаком, недостаточно информирован        4. Затрудняюсь ответить

2.        В каких классах должна вестись работа с языковым портфолио?

1. В 5-9 классах        

2. В 10-11 классах        

3. Начиная с начального звена

4. Ваш вариант__________________

3.        Какая форма оценивания языкового портфолио должна быть принята в Вашей школе?

  1. Балльная оценка от 2 до 5        3. Сочетание балльной и качественной оценок
  2. Качественная оценка        4.  Ваш вариант_________________

4. Какие сотрудники Вашей школы должны отвечать за курирование языкового портфолио?

  1. Учителя английского языка
  2. Руководитель школьного МО

3.        Заместитель директора по методической работе

4. Ваш вариант______________

5. Какие этапы деятельности, по Вашему мнению, должна предполагать образовательная технология «языкового портфолио»?

1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

2. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.

3. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

4. Сбор и оформление материалов.

5. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.

6. Рефлексия деятельности на этапе.

7. Презентация в рамках цели создания и использования.

8. Оценка результатов деятельности по использованию материалов портфолио.

9. Итоговая рефлексия деятельности.

6. Как повлияет введение языкового портфолио на организацию учебного процесса?

  1. В школе появится новый метод преподавания и оценивания
  2. Расширится исследовательская деятельность учеников
  3. Будут развиваться проектные формы работы в школе
  4. Повысится образовательный уровень учеников
  5. Изменений не произойдет
  6.  Ваш вариант_________________

7. Как введение языкового портфолио повлияет на учебную активность?

1.        Положительно (как именно)        

2. Отрицательно (как именно)        

3.Не повлияет

4. Затрудняюсь ответить

8. С какими проблемами и сложностями может столкнуться Ваша школа в процессе реализации технологии языкового портфолио?

1. Проблемы получения информационно-методических материалов

2. Отсутствие понимания основных задач портфолио со стороны школьников и родителей

3. Кадровые

4. Управленческие

5. Координационные (взаимодействие с другими образовательными организациями)

6. Финансовые        

7. Ваш вариант_______________

9. Какие проблемы могут возникнуть у педагогов при работе с языковым портфолио?

  1. Нет необходимых документов, методических материалов для портфолио        
  2. Не хватает времени для работы с портфолио
  3. Нет желания и интереса
  4. Ваш вариант_____________

10. На Ваш взгляд, какие затруднения могут возникнуть у ученика Вашей школы при создании собственного языкового портфолио?

  1. Ученик недостаточно информирован о целях и задачах работы с языковым портфолио
  2. У ученика недостаточно времени для работы с ЯП    
  3.  Ученик недостаточно организован и самостоятелен
  4. Ваш вариант___________________

11. На Ваш взгляд, языковое портфолио необходимо для того, чтобы ученик мог ...

  1. Расширить свою учебную активность        
  2. Адекватно оценить свои достижения        
  3. Повысить степень самостоятельности
  4. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка
  5. Ваш вариант______________

12. Как Вы отнесетесь к введению языкового портфолио?

  1. положительно        4. отрицательно
  2. скорее положительно, чем отрицательно        5. мне безразлично
  3. скорее отрицательно, чем положительно


Приложение 3

Таблица самоанализа «I can…Я могу»

______________________ __________________

(дата) (имя)

Диалогическая речь

Могу

Не могу

Затрудняюсь

ответить

Оценка

учителя

1

Диалог - знакомство (познакомиться с собеседником)

2

Диалог – обсуждение (обсудить с

собеседником погоду, занятия

спортом)

3

Диалог – побуждение (пригласить собеседника поработать совместно)

4

Диалог – расспрос (задать вопросы собеседнику, используя общие и

специальные вопросы по темам)

5

Проиграть разные роли в диалогах

Монологическая речь

Могу

Не могу

Затрудняюсь

ответить

Оценка

учителя

1

Описать картинки, животного

2

Рассказать о себе, школе, семье

3

Пересказать прочитанный

рассказ

4

Передать содержание прочитанного

или услышанного текста с опорой на

иллюстрацию

Аудирование

(понимание на

слух)

Могу

Не могу

Затрудняюсь

ответить

Оценка

учителя

1

Понять высказывания собеседника

2

Понять аудио- и видеотексты

3

Понять речь учителя и

одноклассников на уроке

Чтение

Могу

Не могу

Затрудняюсь

ответить

Оценка

учителя

1

Читать текст вслух с правильной

интонацией и произношением

2

Понять, о чём текст

3

Понять текст полностью, иногда

используя словарь

4

Понять общее содержание текста

5

Найти в тексте отдельные факты,

ответить на вопросы, пользуясь

текстом

Приложение 4

Инструкция для учеников по работе с языковым портфолио

Дорогой друг!

Языковое портфолио – твоя собственность. От того, как часто, с каким желанием и насколько бережно ты будешь с ним обращаться, зависит его эффективность.

Языковой портфель состоит из трех частей: «Языковой паспорт», «Языковое досье» и «Языковая биография». Каждый документ оформляется с отдельного титульного листа.

Как заполнить языковой паспорт:

Внеси нужные данные о себе и своем языковом окружении, вставь свою фотографию. Ты можешь также оформить паспорт креативно (слоган, рисунок о изучаемом языке, эмблема). Если возникнут вопросы – обратить к учителю за помощью.

Как заполнить языковое досье:

Досье – своего рода, «копилка» твоих результатов. Оно зафиксирует любые твои достижения в изучении английского языка. Такими примерами могут быть самостоятельные работы, переводы, учебные проекты, стихи, письма, сочинения. В «Досье» также включаются сертификаты, грамоты и дипломы конкурсов и олимпиад по английскому языку. Ты можешь разместить здесь и персональный словарь. В досье учитель оставляет тебе свои рекомендации по изучению, на что нужно обратить внимание. Если оценка не совпадает с мнением учителя, то следует побеседовать с ним, чтобы выяснить причину этого несовпадения и наметить пути ее устранения.

В «Досье» ты найдешь очень важную таблицу самооценки: «Всё, что я могу делать на иностранном языке». Внимательно изучи ее и начинай заполнять, выбери (поставь галочку, закрась, заштрихуй) один ответ, который соответствует твоим умениям. Затем, учитель оставит свое мнение о каждом из твоих языковых умений.

По мере изучения на уроках каждого модуля учебника, выполняй творческие задания с пометкой «Portfolio», это будет твоей рабочей тетрадью. При возникновении трудностей, обязательно обращайся к учителю.

Как заполнять «Языковую биографию»:

Сначала внимательно изучи инструкцию. Отметь в таблице сведений о ходе изучения языка умения, которыми, по твоему мнению, ты уже владеешь, чего ты достиг и какой опыт в изучении ты приобрел, а также дальнейшие цели:

Что я хочу улучшить? Как я собираюсь это сделать? К какому сроку?

Это поможет тебе:

- провести самоанализ своих достижений в овладении языком;

- более четко запланировать дальнейшую учебную деятельность.

- повысить эффективность овладения языком.

Затем, оцени сам свои умения в аудировании, говорении, чтении, письме с использованием международной!!! уровневой шкалы (каждое умение оценивается от 1 до 3 баллов). Твоему возрасту соответствует уровень А1-А2 (Beginner – Elementary). Поставь дату заполнения. Ты вернешься к этой таблице в конце учебного года.

Желаю успехов в овладении английским языком и надеюсь, что Языковое Портфолио окажет тебе в этом большую помощь.

Приложение 5

Рекомендации по организации деятельности и введению модели языкового портфолио для педагогов

  1. Выявить управленческие решения и условия, необходимые для введения языкового портфолио. Разработать положение о языковом портфолио, зафиксировать основные направления деятельности органа, отвечающего за работу с языковым портфолио на уровне общеобразовательной организации.
  2. Определить куратора группы/органа, курирующего работу с языковым портфолио, составить циклограмму его деятельности на ближайший учебный год.
  3. Осуществить информационную работу на уровне общеобразовательной организации с педагогическим коллективом и администрацией школы, обучающимися и их родителями. Разработать план мероприятий по проведению информационной работы и дальнейших консультаций со всеми участниками образовательного процесса.
  4. Разработать принципы и критерии оценивания языкового портфолио и его учет в формировании рейтинга учащихся.
  5. Консультировать и помогать учащимся в формировании языкового портфолио.
  6. Оказывать поддержку социальным практикам школьников: участие в конкурсах проектов и исследовательских работ по иностранному языку, участие в олимпиадах, конкурсах, профильных школах.
  7. Осуществить преемственность в работе с языковым портфолио в среднем и старшем школьном звеньях.
  8. Внести тему анализа работы с языковым портфолио в план работы школьного методического объединения учителей иностранного языка.
  9. Организовать серию педагогических семинаров для учителей по проблемам освоения и внедрения инновационных форм работы в связи с введением технологии языкового портфолио.
  10.  В конце года провести школьную конференцию для педагогов для анализа опыта работы с языковым портфолио и определения дальнейших путей развития и вектора работы.
  11.  Представить основные положения модели языкового портфолио и опыт работы на муниципальном уровне (выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка.

Приложение 6

Положение о языковом портфолио обучающихся 5-6 классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Белоярский»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о «языковом портфолио» индивидуальных образовательных достижений обучающихся СОШ №1 г.Белоярский (далее Положение), разработано в целях создания условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений обучающихся по английскому языку и определяет структуру и содержание «языкового портфолио» (далее – «языковое портфолио», ЯП).

1.2. «Языковое портфолио» - это накопительная папка личностных достижений учащихся, позволяющая объективно фиксировать их индивидуальные образовательные результаты по английскому языку и созданная для системного введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Это перспективная форма представления индивидуальных образовательных достижений обучающихся по английскому языку, являющаяся основой для определения мониторинга достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных результатов) по английскому языку.

1.3. ЯП - личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию и его контакты с другими культурами. Языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создает в процессе изучения языка и культуры, он позволяет проследить прогресс в изучении английского языка, способствует развитию индивидуальных языковых способностей.

1.4. Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и содержание «языкового портфолио», как инструмента оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающихся по английскому языку в период обучения в 5-6 классах.

2. Цели, задачи и функции «языкового портфолио»

2.1. Цель введения языкового портфолио: 1) Прослеживание индивидуального прогресса обучающихся, достигнутого ими в процессе получения образования, вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 2) Оценивание образовательных достижений и дополнение результатов тестирования и других традиционных форм контроля. «Языковое портфолио» рассматривается как третий компонент зачета по английскому языку в промежуточной аттестации школьников в 5-6 классах.

2.2. Задачи портфеля:

- отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;

- отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;

- исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;

- способствовать развитию рефлексии деятельности;

- обеспечивать преемственность в процессе обучения.

2.3. «Языковое портфолио» реализует следующие функции образовательного процесса:

1. Диагностическая – фиксируются изменения, рост показателей за определенный период времени обучения учащихся;

2. Целеполагания – поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;

3. Мотивационная – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов;

4. Содержательная – максимально раскрывает спектр индивидуальных образовательных достижений учащихся по английскому языку;

5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания;

6. Рейтинговая – показывает диапазон и уровень достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

3. Порядок формирования «языкового портфолио».

3.1. «Языковое портфолио» является одним из документов, подтверждающий уровень достижения образовательных результатов по английскому языку и играет важную роль для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления «языкового портфолио» – 2 года (5-6 классы).

3.3. Ответственность за организацию формирования «языкового портфолио» и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на экспертную группу по ЯП, на учителей-предметников.

3.4. «Языковое портфолио» хранится в школе в течение всего пребывания обучающихся в ней. При переводе детей в другое образовательное учреждение, «языковое портфолио» выдается на руки их родителям (законным представителям).

4. Структура и принципы оформления «языкового портфолио»

4.1. «Языковое портфолио» оформляется в виде архивной папки, которая наполнена файлами с перфорацией для хранения документов или работ формата А4. ЯП заполняется учащимися: на уроках, занятиях внеурочной деятельностью, дома. «Языковое портфолио» имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение обучения. Учащиеся осуществляют работу в зависимости от уровня осознания обучающимися той или иной информации, по мере овладения ими навыков чтения, письма, говорения, аудирования.

4.2. Портфолио имеет следующую структуру:

Модель портфеля ученика 5 – 6 классов состоит из трёх разделов: «Языковой паспорт», «Языковое досье» и «Языковая биография». Каждый документ оформляется с отдельного титульного листа.

Раздел 1. «Языковой паспорт»

Паспорт включает в себя следующие материалы:

Основные данные об учащемся (ФИО, адрес, языки на которых говорит владелец портфеля, учебное заведение). Отражает языки общения в семье, языки, которые изучаются в школе и вне ее; пребывание за границей.

Раздел 2. «Языковое досье».

Досье включает в себя:

Лучшие работы (с точки зрения учащегося), свидетельствующие о его успехах в овладении языками: письменные работы, стихи и рассказы, индивидуальные и групповые проекты, письма, открытки, грамоты, награды, памятки, рекомендации по развитию учебных навыков, критериальные карты. Листы самооценивания языковых умений (рефлексии): «Всё, что я могу делать на иностранном языке» (характеристики умений определённого уровня даны значительно более подробно, чем в языковой биографии, и ориентированы на возраст учеников).

Раздел 3. «Языковая биография».

Таблица сведений о ходе изучения языка; о том, какие языковые проекты были выполнены; о языковых обменах, рабочем опыте, листы планирования учебных задач и целеполагания: описание способов, которыми школьник собирается добиться прогресса. Составляя план действий, школьник должен ответить на три вопроса: Что я хочу улучшить? Как я собираюсь это сделать? К какому сроку? В намеченный срок школьник должен внести в таблицу ещё одну запись: Чего я достиг? Самооценка коммуникативных умений: аудирования, говорения, чтения, письма с использованием международной шестиуровневой шкалы и дескрипторов к ней.

Раздел 4. Рабочая тетрадь с заданиями. На основании кодификаторов Программы и УМК «Spotlight» издательство предлагает Языковое Портфолио на печатной основе (задания к учебнику).

5. Система оценки «языкового портфолио»

5.1. Для организации деятельности по введению, регламентации и оцениванию ЯП формируется группа по языковому портфолио во главе с куратором. В состав группы входят учителя английского языка, члены ШМО. Состав ЭГ объявляется в начале учебного года по приказу директора.

5.2. Группа по ЯП разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфеля, создает приложение к рабочей программе, рекомендации для педагогов, памятки для учащихся по работе с ЯП. Все материалы и документы, разработанные ЭГ, утверждаются директором.

5.3. Члены группы разрабатывают критерии по языковому портфолио, вносят предложения по следующим вопросам: максимальный балл ЯП, способы качественного оценивания материалов, учет портфолио при промежуточной аттестации, сроки реализации данной работы;

5.4. Члены группы обеспечивают помощь школьникам в работе с языковым портфолио, координируют процесс во время урочной и внеурочной деятельности, оказывают посильную методическую поддержку.

5.5. В течение учебного года ученики совместно с учителями оценивают работу по созданию ЯП (не реже 1 раза в месяц).

5.6. В конце года учащиеся делают устную презентацию ЯП на конференции (с приглашением родителей).

5.7. В ходе оценивания учитывается информация об уровне сформированности достижения образовательных результатов учащихся (личностных, метапредметных, предметных); индивидуальном прогрессе овладения английским языком на элементарном уровне (языковые навыки и коммуникативные умения).

Приложение 7

Циклограмма работы группы по языковому портфолио

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

Ответственный

Реализация

1

Знакомство с экспериментальной моделью ЯП, корректировка, внесение предложений

Май - июнь

Куратор группы по ЯП

2

Изучение дополнения к рабочей программе, проверка наличия учебно - методического обеспечения

Август - сентябрь

Куратор группы по ЯП

Справка

3

Составление календарно – тематического планирования

Август - сентябрь

Куратор группы по ЯП

4

Уточнение списка вебинаров и курсов по работе с языковым портфолио, распределение учителей по курсам

Сентябрь

Куратор группы по ЯП

Списки

5

Участие в методическом совете школы по утверждению модели ЯП

Сентябрь

Завуч по УВР

Протокол совета

6

Проведение информационного собрания с родителями и учащимися

Сентябрь

Куратор, педагоги

Протокол собрания

7

Проведение урочных и внеурочных занятий по созданию, оформлению и накоплению ЯП, педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

В соответствии с КТП, в течение года

Учителя – предметники, педагог - психолог

8

Мониторинг, контроль работы (выявление возможных проблем и западающих элементов, решение проблем на уровне, консультации, рекомендации)

В течение года

Куратор

9

Организация конкурсов, олимпиад и путей накопления раздела «Языковое досье», участие педагогов в курсах повышения квалификации и вебинарах

В течение учебного года

Куратор, педагоги

10

Представление открытых внеклассных занятий по работе с ЯП в рамках недели иностранного языка

Февраль

Педагоги

Конспекты занятий, самоанализы

11

Проведение методического семинара «Языковое портфолио как средство оценки и самооценки», круглый стол

Апрель

Куратор, выступающие

Протокол

12

Ученическая конференция, презентации языковых портфолио учащихся, выставление итоговых баллов

Май

Куратор, завуч по УВР

Итоговая ведомость

13

Заседание методического совета школы по итогам апробации модели ЯП, представление результатов деятельности группы по языковому портфолио

Май

Завуч по УВР

Протокол

Приложение

к рабочей программе по иностранному (английскому) языку,

от 30.08.2016г. № 933

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»

Утверждено на заседании методического совета

Зам. директора _____    Т.Г.Ефименко

20.03.2017 г.                                                                            

Компонент к рабочей программе по иностранному (английскому) языку  

«Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как средство оценивания, самооценки и рефлексии учащихся средней школы»

5-6 класс

Составитель: Шестак Ксения Викторовна,

учитель английского языка

СОШ №1 г. Белоярский

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Языковой портфель под названием «Европейский языковой портфель» (European Language Portfolio) был разработан в рамках проекта Совета Европы на основе документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценки». Языковой портфель представляет собой пакет рабочих материалов, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении изучаемым иностранным языком, включает отдельные виды работ, свидетельствующих о его успехах в изучаемом языке.

На основе Европейского языкового портфеля были разработаны национальные варианты языкового портфеля, учитывающие национально-культурные и учебные традиции в изучении языков. Внедрением языкового портфеля в отечественную практику обучения иностранным языкам занимается Московский государственный лингвистический университет при участии экспертов Совета Европы.

Программа дополнительного образования – «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» – рассчитана на учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа разработана с учётом различных возможных вариантов учебных планов общеобразовательных учреждений и может быть использована при наличии в основной школе 3 часов английского языка в неделю, а также как элективный курс или лингвистический кружок (1 час в неделю внеурочной деятельности).

Ученик сам выбирает задания для выполнения, что формирует его автономность. Помимо этого, ученик на своё усмотрение включает в языковой портфель любые работы, которые считает подтверждением своих успехов и достижений в изучении английского языка. Рекомендации по пополнению языкового портфеля даются в соответствующих рубриках учебника, причём включают не только выполнение письменных творческих работ, но и запись на аудионосители самостоятельно выполненных функциональных монологов и ситуативных диалогов. Кроме того, языковой портфель способствует развитию навыков самоанализа и самооценки учащихся, рефлексии способов деятельности в процессе овладения английским языком. Для этого учащимся предлагается система опор по самоанализу освоения языкового материала и развития всех видов речевой деятельности.

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа). Языковой портфель как основа данной программы обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью к использованию английского языка в других областях знаний. Возможность использования языкового портфеля как в урочное, так и во внеурочное время делает программу дополнительного образования

Основная цель программы «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» заключается в системном развитии у учащихся навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности на уроке английского языка и во внеурочное время.

Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:

  • осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
  • повысить общий уровень владения английским языком;
  • развить индивидуальность каждого ребёнка;
  • сформировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации;
  • более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ

Метапредметные:

  • Научить учащихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.
  • Развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком.
  • Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем.
  • Формировать навыки планировать и организовывать свою деятельность.
  • Развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы.
  • Развивать способность проводить самоконтроль.
  • Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
  • Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения.

Личностные:

  • Развивать самостоятельность / автономию учащихся.
  • Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений.
  • Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.
  • Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры.
  • Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени.

В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:

1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком.

3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.

4. Коммуникативная направленность заданий.

5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

 Календарно-тематическое планирование

Учебник (год обучения)

Номер и название модуля

Название работы в языковом портфеле

Кол-во часов

Говорение

Письменная речь

Spotlight 5

Module 1 School days

My weekly timetable

1

-

Расписание уроков

Spotlight 5

Module 1 School days

Pen friends

1

-

Дружеское письмо с опорой на образец

Spotlight 5

Module 2 That’s me!

What is your country famous for?

2

Устная презентация о значимых местах в России

Постер о том, чем знаменита Россия

Spotlight 5

Module 2 That’s me!

Countries

1

-

Визитная карточка зарубежной страны (по выбору учащихся)

Spotlight 5

Module 3 My home, my castle

Design the perfect room!

2

Монологическое высказывание: устное описание комнаты своей мечты

Описание комнаты мечты по плану

Spotlight 5

Module 3 My home, my castle

Different houses

1

-

Постер с известными зданиями России

Spotlight 5

Module 4 Family ties

My family

1

Монологическое высказывание: описание своей семьи

Генеалогическое древо своей семьи

Spotlight 5

Module 4 Family ties

My favourite actor

2

Монологическое высказывание: устное описание любимого актёра

Описание любимого актёра по плану и с опорой на образец

Spotlight 5

Module 5 World animals

My favourite animal

2

Монологическое высказывание: описание любимого животного

Описание любимого животного по образцу

Spotlight 5

Module 5 World animals

Let’s go to the zoo!

2

Монологическое высказывание: описание зоопарка с опорой на картинки

Короткий рассказ об одном из зоопарков страны

Spotlight 5

Module 6 Round the clock

What is happening?

1

-

Рассказ-описание своей улицы / посёлка

Spotlight 5

Module 6 Round the clock

Weekend fun!

1

-

Дружеское письмо с опорой на подсказки

Spotlight 5

Module 7 In all weathers

Weather & clothes

1

-

Список одежды на разную погоду

Spotlight 5

Module 7 In all weathers

My favourite clothes

1

-

Короткий рассказ о своей любимой одежде (по плану)

Spotlight 5

Module 8 Special days

Festive food

1

-

Список ингредиентов праздничного блюда (по модели)

Spotlight 5

Module 8 Special days

Meal plan

1

-

Список блюд ежедневного меню

Spotlight 5

Module 9 Modern Living

My neighborhood

2

Устная презентация своей улицы / посёлка

Короткий рассказ-описание своей улицы / посёлка по картинке

Spotlight 5

Module 9 Modern Living

Book review

2

Устная презентация известной книги

Статья для школьной газеты об известной книге (по плану и образцу)

Spotlight 5

Module 10 Holidays

Summer holidays

1

-

Написание открытки по плану

Spotlight 5

Module 10 Holidays

Tourist attractions

2

Презентация постера о достопримечательностях России

Постер туристического агентства о достопримечательностях России

Итого:

28 ч.

в 5 классе

Spotlight 6

Module 1 Who’s who

E-pals

1

-

Написание электронного письма (e-mail) по образцу

Spotlight 6

Module 1 Who’s who

Interesting family!

1

-

Описание одного из членов семьи с опорой на образец

Spotlight 6

Module 2 Here we are!

Decorate your place!

1

-

Краткое описание квартиры по картинке

Spotlight 6

Module 2 Here we are!

Shop till you drop

2

Монологическое высказывание: презентация торгового центра

Статья для путеводителя об известном торговом центре

Spotlight 6

Module 3 Getting around

Directions to a party

1

-

Описание маршрута по карте

Spotlight 6

Module 3 Getting around

Getting around

1

-

Страничка для путеводителя о том, как можно перемещаться по городу

Spotlight 6

Module 4 Day after day

Celebrity routines

1

-

Описание обычного дня из жизни известного человека по плану

Spotlight 6

Module 4 Day after day

Bad habits

2

Диалогическое высказывание: опрос одноклассников; монологическое высказывание: презентация результатов опроса и анкетирования

Анкета о вредных привычках

Spotlight 6

Module 5 Feasts

Festive calendar

2

Монологическое высказывание: презентация календаря праздников

Краткое описание праздников с опорой на календарь

Spotlight 6

Module 5 Feasts

Carnival time

2

Устный рассказ о карнавале в Рио от лица телевизионного репортёра

Описание карнавала в Рио-де-Жанейро по плану

Spotlight 6

Module 6 Leisure activities

Fun time after school

2

Рекламное объявление кружка для местной радиостанции

Рекламный плакат клуба по интересам

Spotlight 6

Module 6 Leisure activities

Scout club

1

-

Электронное письмо (e-mail) родителям скаутов c опорой на таблицу конкурсов для скаутов всех возрастов

Spotlight 6

Module 7 Now & then

Personality of the year

1

-

Статья о человеке года для модного журнала

Spotlight 6

Module 7 Now & then

Storytellers

2

Устная презентация картины

Описание картины по плану

Spotlight 6

Module 8 Rules & Regulations

School signs

1

-

Плакат с дорожными знаками и пояснениями

Spotlight 6

Module 8 Rules & Regulations

Architect for a day!

1

-

Короткая статья о самостоятельно спроектированном здании

Spotlight 6

Module 9 Food & Refreshments

Eating the traditional way

2

-

Страничка для путеводителя о русской кухне (с опорой на образец)

Spotlight 6

Module 9 Food & Refreshments

The healthy refrigerator

1

-

Краткое описание полезных продуктов в холодильнике

Spotlight 6

Module 10 Holiday Time

Postcard from Paris

1

-

Написание открытки по плану

Spotlight 6

Module 10 Holiday Time

A Marvellous Stay!

2

Устное рекламное объявление гостиницы для местной радиостанции

Рекламная листовка необычной гостиницы (с опорой на образец)

Итого:

28 ч.

в 6 классе

Методические рекомендации

1) Любое из вышеперечисленных заданий может быть дополнено или пропущено – по усмотрению учителя и учеников, исходя из количества часов, отведённых на реализацию программы.

2) Все вышеперечисленные задания могут быть выполнены как индивидуально, так и в парах или группах – на выбор учителя и учащихся.

3) На каждое предложенное в языковом портфеле задание может быть потрачено как 1, так и 2 или 3 учебных часа – в зависимости от количества часов, отведённых на реализацию программы.

4) В условиях выполнения групповых проектов взаимодействие с одноклассниками по учебной группе может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включённых в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.

5) Большим преимуществом во время устных презентаций школьников может стать запись учащихся на аудионосители. Таким образом, прослушав себя после устного выступления, каждый ученик сможет лучше оценить свои произносительные навыки и интонационное оформление речи.

Приложение 9

Критерии оценивания модели языкового портфолио (по методике Чернилевского)

1) Критерии оценивания на этапе проектирования:   расчленение процесса на внутренние фазы/этапы, операции, процедуры;  алгоритмичность: однозначность выполнения процедур и операций, критерий управления процессом, показатель функциональной полноты (возможности комплексной реализации всех функций процесса обучения);

2)Критерии оценивания на этапе функционирования:  качественные показатели эффективности содержания: целостность отражения задач образования, воспитания и развития; структурное соответствие содержания модели принятой психолого - педагогической концепции; отражение в содержании современного уровня развития науки.

Количественные показатели: информативность учебного материала, обоснованность и адекватность методов целям и содержанию учебного материала (степень учета возрастных и личностных особенностей обучающихся, уровня их теоретической и практической подготовленности), усвоенность учебного материала, эффективность организации учебного процесса: соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений, вариативность видов обучения, количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач, темп протекания учебного процесса, степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.

3) Критерии эффективности результатов обучения: показатели глубины знаний, действенности знаний (готовность и умение учащихся применять их на практике), их системности и осознанности. Общая оценка уровня эффективности: 33-48 баллов – эффективность на низком уровне; 49-64 баллов – эффективность на среднем уровне; 65-80 баллов – высокий уровень эффективности.

Приложение 10

Преимущества, недостатки и трудности работы с языковым портфолио

Языковое портфолио

достоинства

недостатки

трудности

- поддерживает учебные цели, основа для анализа и планирования, влияет на развитие навыков критического мышления, лингвистической компетенции учащихся

- показывает ретроспективу изменений и роста достижений за определенный период времени, диапазон навыков и умений, имеет высокий уровень документированности процесса обучения и развития

- обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной  

-обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом, на уровень их мотивации

- не используется для сравнения детей между собой, говорит о конкретном индивидуальном развитии

- дает возможность расширить работу в классе с каждым ребенком, сосредоточить внимание на каждом, развивать межличностные отношения (направлено на сотрудничество с учителем и родителем)

-  интегрирует три составляющие процесса обучения, объединяет количественную и качественную оценку способностей учащегося

- предполагает огромное количество способов публичной защиты

- поощряет самооценку, взаимооценивание, самоанализ, самоконтроль, рефлексию

- выполняет свою роль только при правильно созданных условиях образовательного пространства;

- большая затрата времени на выполнение, проблемы с эстетичным оформлением;

- Если цели курса и критерии оценки не определены достаточно четко, портфолио может стать беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений

- слабые учащиеся чувствуют свою несостоятельность;

- трудоемкость;

-требуется большая систематическая работа по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию, по формированию организационных и познавательных умений, работа с родителями

- Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным, или поначалу непривычным, материалы сложно анализировать и обобщать

- в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;

- имеет место неготовность учителей к организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;

- у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и   сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.


Уровень А1 –«УРОВЕНЬ ВЫЖИВАНИЯ»

А1 – “BREAKTHROUGH”

Дата/date

Дата/date

 

1

2

3

1

2

3

АУДИРОВАНИЕ

LISTENING

Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, о моей семье и ближайшем окружении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I can recognize familiar words and very basic phrases concerning myself, my family and immediate concrete surroundings when people speak slowly and clearly.

 

ЧТЕНИЕ

READING

Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или в каталогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I can understand familiar names, words and very simple sentences, for example on notices and posters or in catalogues.

 

ГОВОРЕНИЕ (ДИАЛОГ)

SPOKEN INTERRACTION

Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I can interact in a simple way provided the other person is prepared to repeat or rephrase things at a slower rate of speech and help me formulate what I am trying to say.

 

Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I can ask and answer simple questions in areas of immediate need or on very familiar topics.

 

ГОВОРЕНИЕ (МОНОЛОГ)

SPOKEN PRODUCTION

Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I can use simple phrases and sentences to describe where I live and people I know.

 

ПИСЬМО

WRITING

Я умею писать простые открытки (поздравление с праздником), заполнять формуляры (вносить свою фамилию, национальность, адрес).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Международная шкала оценивания уровня языка



Предварительный просмотр:

2.3. Анализ результатов внедрения модели языкового портфолио

В ходе эксперимента языковое портфолио было введено в 5-6-х классах, однако в результате эксперимента, который показал проблему сбора достаточного количества материалов за двухгодичный срок, участниками было предложено увеличить срок комплектования и продолжить работу с ЯП в последующих классах среднего звена и в старшей школе. Признавалось целесообразным начинать работу с языковым портфолио на более ранних этапах, в начальных классах, чтобы сделать его наиболее содержательным.

Взятые за основу рекомендации поэтапной организации работы с ЯП помогли принять необходимые организационно-управленческие решения. Основным решением было создание нормативного акта, положения о языковом портфолио, разрабатывала и регулировала основные требования и нормы относительно модели языкового портфолио группа по языковому портфолио. Весь функционал группы отражен в положении.

 Группа имеет следующий функционал:

–      разработка структуры, проекта представления документа;

–      определение способов взаимодействия всех субъектов образовательного процесса при формировании и оценивании ЯП;

–      определение сроков накопления, критериев и ранжирования баллов;

– осуществление информационной работы о существующих и функционирующих в школе возможностях индивидуальной накопительной оценки.

Орган является долгосрочным, обеспечивающим преемственность в осуществлении внедрения ЯП в практику школы, его контроль и адаптацию модели ЯП к конкретным условиям общеобразовательной организации. Он призван активно взаимодействовать, являться инициатором мероприятий различного рода. Это представительский перспективный орган, включающий в себя членов педагогического коллектива, администрации школы, родителей. Данный факт явился важным в рамках инновационной работы и общественного управления.

Важными являются результаты относительно назначения языкового портфолио, его возможностях и спектре. Участники эксперимента отметили, что спектр воздействия на учебную деятельность обучающихся и в целом на учебную мотивацию достаточно широк, несмотря на то, что ЯП изначально задумывалось в качестве индивидуальной накопительной оценки ученика. Деятельность учителей и школьников значительно расширяется, что приводит к модификации образовательного процесса и стимулированию инновационной деятельности школы в целом.

Повторная диагностика, в которой приняли участие школьники, превышает первичные результаты, подтверждает рост учебной мотивации и показателей учебных достижений и познавательных мотивов обучающихся, способности к рефлексии учебной деятельности (показатели достижений и познавательных мотивов на стабильно среднем уровне: 33 и 51 человек вместо 21 и 47, высокий уровень показателя внешних мотивов снизился: с 54 до 41 человек) (см. рисунок 4).

Отношение обучающихся к учебной деятельности меняется в лучшую сторону, уровень учебной мотивации выше среднего, даны широкие возможности для самообучения и рефлексии, оказывается содействие индивидуализации образования и дальнейшей успешной социализации. Участники эксперимента также отмечают рост ответственности обучающихся и их родителей в связи с введением портфолио. Языковое портфолио явилось для учеников достаточно востребованным, значение оценивания и самооценивания их образовательных результатов возросло.

Рис. 4. Диагностика структуры учебной мотивации школьников на выходе

Повторное анкетирование педагогов показало, что по завершении эксперимента абсолютно все участники знакомы с моделью языкового портфолио и применяли его в своей деятельности, более того, высказывают положительное отношение к внедрению ЯП в практику общеобразовательной организации, 26 владеют наиболее полной информацией о нем. Единогласно педагоги подтвердили правомерность балльной системы оценивания языкового портфолио и 9 этапов работы с ним. 27 педагогических работников выступают за введение ЯП на всех ступенях школьного образования вместо 18 проголосовавших за введение ЯП на начальном этапе среднего звена. 30 человек  положительно относятся к внедрению ЯП в практику школы, 26 опрошенных положительное относятся к языковому портфолио именно как средству оценивания образовательных достижений учащихся. 4 видят в нем, главным образом, роль помощника в изучении английского языка (табл.6).

Таблица 6

Результаты анкетирования педагогов в динамике

Знакомы с языковым портфолио

Отдают предпочтение балльной системе оценивания

Владеют полной информацией

Положительное отношение к внедрению ЯП как средству оценивания

Применяли в своей деятельности

Положительное отношение к внедрению ЯП в практику ОУ

Введение ЯП на всех ступенях школьного образования

По мнению учителей, ЯП позволило обеспечить учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты вместе с учителем, делать работу над ошибками. ЯП продемонстрировало не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволило педагогам откорректировать планирование работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Эффективность работы с моделью языкового портфолио была оценена по критериям, представленным в мониторинговой карте. Суммарный набранный балл (67 баллов) свидетельствует о высоком уровне эффективности модели (табл.7).

Таблица 7

Экспертная карта оценки эффективности модели языкового портфолио

Критерии оценки

Оценка уровня результативности

2

3

4

5

Критерии оценивания на этапе проектирования

1.1

Функциональная полнота

4

1.2

Алгоритмичность

5

1.3

Расчленение процесса на внутренние фазы/этапы, операции, процедуры

5

1.4

Управление процессом обучения

5

Критерии оценивания на этапе функционирования

2.1

Целостность отражения задач образования

5

2.2

Отражение современного уровня развития науки

5

2.3

Информативность учебного материала, обоснованность и адекватность методов целям и содержанию учебного материала, вариативность видов обучения

5

2.4

Усвоенность учебного материала

4

2.5

Соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний

4

2.6

Количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач, темп протекания учебного процесса

4

2.7

Степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности

5

Критерии эффективности результатов обучения

3.1

Глубина знаний

4

3.2

Действенность знаний

4

3.3

Системность знаний

4

3.4

Осознанность знаний

4

Все перечисленные факторы подтверждают, что модель ЯП является действенным педагогическим инструментом модернизации школьного образования, инновационным и перспективным средством оценивания образовательных достижений учащихся вместе с традиционными формами оценивания качества обучения. Языковое портфолио помогает решить важные педагогические задачи, становится стимулом к развитию, полученный опыт работы с ним оценен на должном уровне и планируется продолжение намеченного вектора развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике

В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание сам...

Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Приложение к образовательному проекту

Приложение к образовательному проекту "Предметная неделя по русскому языку и литературе"...

Образовательный проект Тематика образовательного проекта: «Народное искусство и культурное наследие»

Актуальность проекта. На сегодняшней стадии формирования общества развитие патриотизма выдвигается как одно из условий последующего социального прогресса. Патриотическое развитие индивида представляет...