РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс)

Суслова Людмила Михайловна

Обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Понятие коммуникативной компетентности определяется как знание психологических, страноведческих, социальных факторов, (которые влияют на то, как мы используем речь в соответствии с социальными нормами поведения)

Наряду с речевой и языковой компетенцией социокультурная компетенция также является одним из компонентов коммуникативной компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-kulturnye_znaniya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Понятие коммуникативной компетентности определяется как знание психологических, страноведческих, социальных факторов, (которые влияют на то, как мы используем речь в соответствии с социальными нормами поведения)

Наряду с речевой и языковой компетенцией социокультурная компетенция также является одним из компонентов коммуникативной компетенции.

Модель формирования социокультурной компетенции по Е.Н. Елиной включает два аспекта:

- лингвистический:

а) обучение иностранному языку (изучение языка и культуры посредством языка);

б) социолингвистика (использование языка в различных социальных ситуациях).

- информационный:

а) сведения о культуре: (достижения культуры, этикет, одежда, традиции национальной кухни, язык невербальной коммуникации, междометия, ценности и обычаи, система образования, социальные институты);

б) страноведение (сведения о географическом положении страны, климате, политической и экономической системах и т.д.).

Формирование и развитие социокультурной компетенции:

1.обеспечивает учащемуся возможность:

  • ориентироваться в социокультурных особенностях аутентичной языковой среды;
  • прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения;
  • адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;

2.создаёт основу для:

  • осуществления самостоятельного изучения других стран, народов, культурных сообществ;
  • овладения способами представления родной культуры в иноязычной среде;
  • социокультурного самообразования в любых других, ранее не изучаемых сферах непосредственной и опосредованной коммуникации.

Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение современных технологий обучения:

  • технология критического мышления,
  • проектная деятельность,
  • обучение в сотрудничестве,
  • игровые технологии,
  • информационно-коммуникационных технологии.

При формировании социокультурной компетенции актуально использование

  • методики компаративного анализа,
  • чтение текстов лингвострановедческого содержания, (газетного текста),
  • использование песенного материала
  • применение национально-регионального компонента.

К действенным методам формирования социокультурной компетенции можно также отнести

  • сравнительно-сопоставительный метод,
  • метод «критических инцидентов»,
  • метод «культурных капсул» и
  • метод «аудио-мотора».

Действенным приёмом работы по семантизации страноведческой лексики является методика компаративного анализа. Лексика вводится способом ее социально – страноведческого отражения. Учащиеся знакомятся с текстом, содержащим информацию о реалиях иноязычной культуры, а затем составляют аналогичный текст, описывающий сходные явления и реалии российской действительности.

Пример на основе текста «The Tower Of London».

In Britain

In Russia

The Tower of London was a fortress, a royal palace and later a prison. It is a museum now. There are a lot of collections in the Tower of London.

The Kremlin in Moscow was a fortress originally. Its walls are very high and thick. One can’t imagine Moscow without the Kremlin, which is the heart of the city.

The White Tower, which was built by William the Conqueror is the oldest and the most important building.

The most important tower of the Kremlin is Spasskaya. It often serves as a symbol of the country.

Every night at 10 p.m. at the Tower the Ceremony of the key or locking up of the Tower for the night takes place.

There is a Ceremony of Changing the Honour in front of the Mausoleum.

Таким образом, знакомство с культурой страны происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране. Сравнивая, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, людям, традициям.

Развитие социокультурных знаний и умений может осуществлятся в самых разных видах учебной деятельности, работа с пословицами, с текстами страноведческого характера, посредством формирования диалогической речи в ситуациая общения (в магазине, аэропорту, ресторане). Большое значение в приобщении школьников к культурным ценностям народа-носителя языка имеют аутентичные материалы, такие как видеофильмы. Особого внимания с точки зрения социокультурной компетенции заслуживает письмо.

Национально-региональный компонент (НРК) как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе этого материала можно моделировать вполне реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о родном городе с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии, концерта для гостей на английском языке и т.п.

Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка отводится место родной национальной культуре.

На мой взгляд проектная работа является одним из эффективнейших способов формирования и развития социокультурной компетенции.

В этом году исполнилось 25 лет сотрудничества нашей гимназии города Североморска с гимназией города Гронинген, Нидерланды. За это время в рамках данного международного проекта было проведено 17 научно-практических конференций, на которых дети имеют возможность представить свои проектные работы, своё видение той или иной проблемы, высказать своё мнение в живой беседе со сверстниками из-за рубежа. Это долгосрочный проект, и какие бы проблемы политического характера не возникали, какие бы экономические трудности не мешали, обе стороны однозначно высказываются за продолжение сотрудничества.

Начинать работу над проектами следует с постановки целей. (Создание условий для формирования коммуникативной компетенции). Мы хотели выяснить, что же нас объединяет, одинаково ли смотрим мы на мир, в котором живём. Ежегодно тема для обсуждения меняется. Мы любезно предоставляем право выбора тематики голландской стороне.

Задачи проектов

Образовательной (практической) задачей в работе над проектом является обеспечить приобретение лингво-страноведческих и социо-культурных знаний, расширить общий кругозор и эрудицию.

Когнитивные: расширять словарный запас за счёт ознакомления с новыми ЛЕ, способствовать умению извлекать необходимую информацию из различных источников, способствовать умению выражать свою точку зрения в устной форме речи;

Воспитательная задача (аксиологическая) (способствовать повышеню мотивации к изучению ИЯ, воспитывать гражданина и патриота своей страны, формировать толерантность к чужой культуре) реализует стимулирование учащихся к общению со сверстниками, в том числе представителями другой культуры.

Форма работы над проектом может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от выбора учащихся.

Далее планируется деятельность и учителей гимназии, и обучающихся. Учителя вырабатывают стратегию проведения открытых мероприятий, это может быть и урочная деятельность (урок-путешествие, урок-викторина), и внеклассное мероприятие (экскурсия, спортивное соревнование).

С другой стороны организуется деятельность учащихся. Зная тему проекта текущего года, ребёнок выражает, прежде всего, добровольное желание участвовать. На следующем этапе предлагаются вопросы, которые можно рассматреть в рамках темы. Необходимо также отметить, что задачи и содержание иноязычного общения старшеклассников расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов (метапедметные УУД.) Через вовлечение в данный проект мы создаём условия и стимулируем школьников к изучению иностранных языков.

Пошагово планируется процесс создания некого продукта (обеспечение условий для развития навыков работы с источниками информации, использования логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и интерпритации материала по заданной теме, способствование развития умения переноса усвоенного материала в новую коммуникативную ситуацию). Как правило- это презентация. репортаж, экскурсии на английском языке, видеоролик и так далее.

Презентационные умения. Тренировка произносительных навыков, работа над фонетической и речевой стороной речи.

Учащиеся с удовольствием занимаются проектной деятельностью. Презентация проектов зависит от выбора и интересов учащихся

“Oh, these strange Russian customs!”

Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, (регионоведческий материал о природе и географии родных мест, об истории малой родины) существенно дополнит содержательную сторону речи.

“The World hobbies of students of gymnasium of Severomorsk”

Реализация регионального компонента на уроках английского языка становится не только средством формирования разных видов компетенций, не только усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического, но и значительно повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

“Sambo and Me”

Организация концерта (отбор и использование песенного материала, составление сценария на английском языке, работа с ведущими) и применение национально-регионального компонента при подготовке и проведении экскурсий (подготовительная работа в том, чтобы заранее познакомиться с тем, о чём будеш говорить) относится к действенным методам формирования социокультурной компетенции.

Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося.

Сотрудничество в рамках международного проекта с привлечением РНК расширяет общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулирует их познавательные и интеллектуальные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

методическая тема "Формирование и развитие проектных умений учащихся в условиях введения ФГОС ООО"

план работы над методической темой"Формирование и развитие проектных умений учащихся в условиях введения ФГОС ООО"...

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Индивидуальный план профессионального развития в условиях введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ c учетом темы самообразования

Индивидуальный план профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ с учетом темы самообразования «Использование информационно- коммуникативных т...

Сообщение на тему "Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию"

Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию.Личностными результатами изучения курса истории  являются:• первичная социальная и культурная и...

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...