Сообщение на тему "Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию"
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию.

Личностными результатами изучения курса истории  являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 • познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

 • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

 • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

 • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса обществознания,  являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры,  основанные на идеях патриотизма,  любви и уважения к Отечеству;

необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

 отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

 убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

 осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Волковичская основная школа»

Сообщение на тему:

«Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Туркова Н.В.

        

2017 г.

Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию.

Личностными результатами изучения курса истории  являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 • познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

 • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

 • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

 • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса обществознания,  являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры,  основанные на идеях патриотизма,  любви и уважения к Отечеству;

необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

 отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

 убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

 осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Социализация учащихся на уроках истории и обществознания

посредством личностного развития.

1.Актуальность проблемы.

На современном этапе учитель социально-политических дисциплин сталкивается с проблемами и дидактического, и информационного характеров. В условиях политической, идеологической и социальной разобщенности российского общества, извечного спора «отцов и детей», еще более усугубленного переоценкой исторического прошлого своей страны, на учителях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России. Перед преподавателем социально-политических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России, праву, но и воспитать в них уважение  к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике,  способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть,  социализации учащихся. Опыт моей практической деятельности опирается на методы воспитания  с учетом  психо - физических особенностей школьников на разных возрастных этапах, предложенные Н.Е. Щурковой.

Сущность моей работы заключается в социализации учащихся, передаче им социального опыта путем приобщения к историческим, обществоведческим знаниям; путем привлечения их к  анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.

                                     1.Цели и задачи.

Цели:

- подготовка инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию;

- развитие здоровой личности, приобщенной к здоровому образу жизни; формирование у учащихся стойких привычек, влияющих на нравственное, психическое и физическое здоровье личности.

Задачи:

- оказывать помощь учащимся в реализации познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении;

- воспитывать  уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих людей;

- формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности;

- учить детей применять полученные знания на практике.

2. Авторская технология социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками

Теоретические основы построения авторской технологии

В основе авторской технологии социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала лежат идеи, предложенные  Вяземским Е. Е., Стреловой О. Ю. и Соболевой О. Б.. По их мнению, социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина.

Главный объект воздействия при социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду гражданское сознание индивида, коллектива, общества в целом.

Компоненты технологии социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала.

К компонентам технологии социализации относятся:

1. Структурные элементы учебного занятия.

2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность исторического и обществоведческого содержания.

3. Особенности становления и развития межличностного общения.

4. Сотрудничество с учреждениями окружающего социума.

2.1. УРОК

Сегодня типовой урок не единственная форма учебных занятий по истории и обществознанию, а одна из возможных его форм, отрицать которую я считаю не целесообразным. Поэтому, как правило, строю свой урок по классической схеме, добавляя на разных его этапах элементы новых педагогических технологий.

2.1.1.Типовой урок

Проверка домашнего задания.

Тестирование;

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный);

Решение задач (технология ТРИЗ);

Письменная работа по разноуровневым  карточкам (элементы личностно-ориентированного  обучения);

Исторический диктант, например:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ по теме «Древний Восток».

Определите,  к какой стране больше всего подходит приведенное ниже понятие:

Египет                2,5,6,11,12,13,15,20,23,24,29,30,33,34,35.

Двуречье           1,4,9,10,17,21,25,28.

Финикия             3,7,8,14,18,22,26,27,31,32.

1.Глина, глина, глина…

2.Папирус.

3.Оливковые деревья.

4.Города Ур и Урук.

5.Шадуфы.

6.Дар Нила.

7.Города Тир и Сидон.

8.Знаменитые мастера-ювелиры.

9.Бог солнца Шамаш.

10.Богиня Иштар.

11.Походы в Нубию.

12.Фараон.

13.Приключения вельможи Синухета.

14.Изобретение прозрачного стекла.

15.Божество Бес.

16.Пурпурная краска.

17.Клинопись.

18.Величайшие мореплаватели Древнего мира.

19.Основание колоний.

20.Четыре порога в верховьях реки.

21.Хамураппи.

22.Морские пираты.

23.Столица-город Мемфис.

24.Тутмос 111.

25.Первые в истории законы.

26.Изобретение букв.

27.Основание Карфагена.

28.Город Вавилон.

29.Бог Амон-Ра.

30.Богиня Исида.

31.Мореплаватели, обогнувшие Африку.

32.Главное занятие-торговля.

33.Мумия.

34.Боги Осирис и Сет.

35.Иероглифы.

Обязательным условием при ответе на вопрос является аргументированное высказывание своей собственной точки зрения на проблему.

Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Постановка проблемы или вопроса (элементы проблемного обучения);

Разыгрывание ситуаций, для разрешения которых,  необходимы новые знания.

Например, на уроке обществознания при изучении темы «Налоги» предложить учащимся задачу:

«Елена Семеновна, получив заработную плату за июль месяц была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене Семёновне,  в чем дело?»

Изучение нового материала.

Сообщение новых знаний в форме лекции;

Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью (блочно-модульная здоровьесберегающая образовательная технология);

Работа с документами (анализ, выводы, обобщения);

Беседа;

Использование инструкционных карт, схем, алгоритмов.

На всех этапах урока я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Я считаю, что уроки обществознания особенно благодатны для решения таких проблем, вызванных недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшим в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.

Закрепление.

Лабораторно-практическая работа;

Разыгрывание предложенной ситуации, оценка действий персонажей

 ( 9 класс, тема «Трудовое право»)

 Ситуация, предложенная для инсценирования.

Молодой специалист Семенова Мария Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в возрасте 1 год, пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа, Мария, зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ.

Подсказка: смотри статьи 2, 16, 19, 18, 21, 22, 39, 39, 57, 70 ТК РФ.

Домашнее задание.

Работа с документами и художественной литературой;

Творческие задания (рефераты, кроссворды, сочинения);

Разноуровневые задания по тексту учебника.

2.1.2.Нетрадиционные формы урока

Урок-суд

Инсценирование судебного процесса в ходе изучения тем «Гражданское право», «Уголовное право» и др;

Урок-митинг

Защита различных взглядов на формы правления при изучении тем «Формы и виды государства», «Политические режимы», «Политические партии» и т.д;

Урок- избирательная кампания

Практическое применение предвыборных технологий при изучении темы «Выборы», «Ты - будущий избиратель»

Например, я предлагаю классу подготовить выступления с защитой программы своей политической партии. Обычно, я использую эту форму работы при изучении темы «Россия в начале 20 века. Появление политических партий» Таким образом, учащиеся на уроке представляют программы партии эсеров, кадетов, социал-демократов.

Бизнес-игра «Составление годового бюджета»

Формирование  этических норм в процессе овладения экономическими умениями при изучении тем «Налоги», «Семейное право» и др.

При проведении современного урока невозможно отказаться от применения новейших информационных технологий, которыми так хорошо владеют наши дети. Использование ИКТ  в процессе изучения предмета позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет применить свои знания на практике. Вот пример использования компьютерной техники на уроке обществознания:

Предмет, класс

Изучаемая тема

Средства обучения

Формы работы

Обществознание

9 класс

Уголовное право

Административное право

Гражданское право

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Справочные материалы из раздела «Тексты законов РФ»