Особенности формирования мотивации изучения английского языка для школьников с ОВЗ.
статья по английскому языку

Денисова Наталья Владимировна

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем не только для учащихся с ОВЗ, но и для всей современной школы в целом. Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.  Школьники с ОВЗ имеют ряд особенностей, которые негативно сказываются на становлении учебной деятельности. В статье рассматриваются основные причины низкой мотивации данных учащихся, а также некоторые приёмы, направленные на её повышение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denisova_n.v._statya.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования мотивации изучения английского языка для школьников с ОВЗ.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан является новым средством познания мира и культуры других народов. Это способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Люди, изучающие иностранный язык, получают возможность осознать наличие других культур, выявить моменты сходства и отличия собственной и иной культурной реальности. Всё это позволяет принимать и уважительно относиться к особенностям иноязычной культуры и, соответственно, в условиях глобального смешения различных культур в современном мире, изучение иностранного языка способствует социальной адаптации учащихся в своей стране и за рубежом.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

 

Не секрет, что главным фактором для успешного овладения чего-либо является мотивация. Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку представляет собой совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и значимыми смыслами, а также вероятностью успеха. Для достижения наибольших успехов в изучении иностранного языка необходимо планомерно повышать мотивацию к предмету, сохраняя и развивая у школьников интерес к английскому языку. 

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем не только для учащихся с ОВЗ, но и для всей современной школы в целом. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, если ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения им определенных успехов. 

При целостном рассмотрении проблемы мотивации учения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие: 

  •  ученик и то, как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками — какие мотивы побуждают его к деятельности; 
  •  учитель и то, как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения; 
  •  сам предмет «иностранный язык» — т. е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся. 

     Таким образом, при формировании положительного отношения   школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. 

Я работаю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Когда школьники приступают к занятиям иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся.

В процессе учения тип мотивации меняется. Уже к 5 – 6 классу стремление учащихся изучать иностранный язык значительно ослабевает. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика обычно связано с отсутствием учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствием убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр., затруднение в реализации положительного мотива. Зачастую это связано с низким уровнем знаний, умений, низким уровнем умственной деятельности, отсутствием соответствующих волевых качеств.

 На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. 

Конечно же, очень многое зависит от учителя. Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. Если на уроке физики или химии ученик может рассказывать о законе Ома или Менделеева независимо от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?”  или “Нравится ли тебе современная музыка?”  Как ученик (в рамках ролевого общения) он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) вправе протестовать против вторжения в святая святых его личности, если конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.

  Особенно следует сказать об умениях, связанных с экспрессивностью речи. Для учителя иностранного языка (в большей степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое значение: та или иная поза способна легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п.  

Для повышения мотивации учащихся я применяю следующие методы и приемы: смена видов деятельности в ходе урока, привлечение учащихся к аналитической и оценочной деятельности, создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха, использование заданий для развития творческих способностей учеников, использование игровых моментов, наглядного материала.

Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Привлечение учеников для изготовления таких плакатов (коллажей) значительно повышает их мотивацию.

Обычно я прошу подготовить 1-2 иллюстрации по какой-нибудь теме (например, лексика по теме «Halloween»). Потом совместными усилиями получается плакат с основной лексикой и фразами. В таких условиях даже самые ленивые и немотивированные ученики активно включаются в работу и в конце темы на контрольной работе выдают неплохие результаты.

Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование стихотворений и рифмовок. Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

Однако, предложение выучить что-нибудь наизусть обычно вызывает у детей отторжение. Даже самое маленькое и самое интересное стихотворение не вызывает энтузиазма, когда ученик твёрдо уверен, что ему это не под силу. Я использую несколько приёмов, чтобы доказать детям, что это не так трудно, как им кажется.

Самый интересный приём – «грязная доска». На доске написано стихотворение. Мы его читаем. Потом очень грязной тряпкой я начинаю стирать отдельные слова (1-2 в строке) так, чтобы на их месте остались грязные пятна по размеру слова (иногда оставляю элементы букв). После каждого стирания стихотворение прочитывается. В итоге на доске остаются только грязные пятна, по которым 90% учеников правильно восстанавливают стихотворение.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке, как в устной, так и в письменной форме.  Именно на уроке иностранного языка учащиеся должны получать опыт общения на нем, а, следовательно, уверенность в собственной коммуникативной компетенции. Обучение иностранному языку в школе должно быть коммуникативно-направленным. Коммуникативным задачам подчиняется и отбор языкового материала, который осуществляется с учётом интересов детей разного возраста и их лексического запаса на родном языке. Необходимо также научить ребенка представлять себе цель общения, т. е. ясно понимать, для чего он употребляет то или иное слово, читает текст, участвует в диалоге, прослушивает и заучивает рифмовку и т.д.

Преподаватель иностранного языка постоянно сталкивается в своей работе с нежеланием учащихся использовать изучаемый иностранный язык для решения коммуникативных задач. Причем в эту группу учащихся входят и те, кто в целом положительно относится к изучению иностранного языка и прилежно выполняет все предложенные задания. Тем не менее, когда речь идет о том, чтобы адекватно применить имеющиеся языковые знания в конкретной речевой ситуации, многие учащиеся оказываются неспособными это сделать.

Исходным моментом любой деятельности, в том числе и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет её. Для активного включения учащихся в процесс общения на иностранном языке учитель должен действовать в нескольких направлениях. Основная задача – как можно чаще создавать ситуации успешного общения, то есть оценивать не языковую правильность высказывания, а способность учащихся адекватно реагировать в предлагаемой ситуации общения, с использованием не только лингвистических, но и экстралингвистических средств общения. Критерием оценки в таком случае может стать получение желаемого результата в конкретной ситуации. Возможно включение игровых элементов. Например, учащемуся предлагается объяснить группе без использования родного языка, что он получил в подарок на день рождения, и какие из подарков ему особенно понравились. Задача считается выполненной, если остальные учащиеся, с помощью наводящих вопросов на иностранном языке, правильно поняли передаваемую информацию.

Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика состоит в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Межличностное общение подразумевает непосредственный контакт между людьми в группах или парах, постоянных по составу участников. К сожалению, в учебниках очень мало упражнений, направленных на обучение межличностному общению. Основная масса заданий предполагает работу исключительно с учебником, никакой партнёр не требуется (например, задания Answer the questions или What do you like more). Но, если отойти от формулировки задания в учебнике, то можно предложить следующие варианты.

Например, учебник предлагает учащимся просто задать друг другу вопросы о наличии у них сегодня в портфелях перечисленных по списку предметов. Я предложила учащимся с этим упражнением несколько видов заданий:

  1. Вы – учитель и сообщаете ученикам, что им понадобится на следующий урок (ученики задают наводящие вопросы).
  2. Вы – различные родственники и выясняете, почему у ребёнка замечание (что он забыл принести на урок). С этой целью можно предложить учащимся несколько грамматических структур, которые можно использовать в многочисленных речевых ситуациях, наполняя их различными лексическими единицами.

Или учебник предлагает стандартную ситуацию по описанию картинки. Однако речь идёт о первом дне работы Lucy в магазине. Мы разыграли ситуацию очереди в магазине (все ученики были покупателями, которые переговаривались между собой, торопили продавца, наступали на ногу, извинялись и т.д.). Каждый должен был купить что-то одно (в качестве прилавка использовался мой стол), и задача «покупателя», чтобы Lucy как можно дольше искала предмет (остальные покупатели ей подсказывали, где искать).

Такие упражнения помогут учащимся осознать, что для успешной коммуникации вовсе не обязательно в совершенстве владеть иностранным языком. Таким образом, учитель всегда может продемонстрировать учащимся, что, даже владея несколькими грамматическими структурами и минимальным набором лексических единиц, можно добиться желаемого результата в какой-либо ситуации общения.

Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются трудности при изучении этого предмета. Успех или неуспех в учебе влияет на формирование у учащихся отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, стремление ко все более успешным результатам. Неудача вызывает отрицательные эмоции, небрежное отношение к предмету и желание прервать занятие. Следовательно, фактор успеха или неудачи не может не оказать влияния на построение учителем плана уроков, т.к. именно он должен быть построен на основе данных особенностей учащихся.

Те или иные эмоциональные переживания выступают в качестве мотивов, которые непосредственно влияют на учебную деятельность младших школьников. Положительная мотивация способствует высокой продуктивности учебной деятельности, в то время как отрицательная соответственно ухудшает ее.

Но ни эмоции, ни мотивация не возникают сами по себе. Их образование во многом зависит от того, как человек объясняет себе причины того или иного явления в его жизни и чему (самому себе, судьбе, обстоятельством и т.д.) он приписывает ответственность за их возникновение. Так если ученик видит источником успехов и неудач самого себя, то впоследствии достигает больших успехов, чем ученик, который приписывает за успех или неуспех обстоятельствам, от него не зависящим.

Учебный процесс желательно организовать таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению возникающих перед ними проблем. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатам их представлений о себе как о неспособных к серьёзному учению. Успехи в школе и в жизни у ребёнка не менее зависят от его представления о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик говорит: «Я никогда это не смогу сделать», это гораздо больше говорит о нём самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребёнок, вероятнее всего, потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.

Для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Учитель с помощью позитивных подкреплений может усилить уверенность своих учеников в собственных способностях, развить у них умение спокойно воспринимать себя, научить их в большей степени осознавать то, как их оценивают окружающие. Манера прессинга с упором на неприятие последствий неудачи, а также с постоянным акцентом на различного рода проверки знаний приводит к нежеланию ученика выполнять любые задания, т.к. результат в любом случае будет негативный («делай – не делай, всё равно два»). Ребёнок же, убеждённый в том, что у него всё в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и полон желания учиться.

Например, по результатам контрольной работы ученик получил низкую оценку. При этом внутреннее восприятие и объяснение результата самим учеником может быть различным. Свой успех он может отнести на счет: отсутствия способности, нехватки усилий, сложности задания, отсутствия удачи (когда объясняет причину неуспеха тем, что ему «не повезло, удача отвернулась от него»). Очевидно, он может использовать и другие причинные схемы (усталость, болезнь и т.п.).

Здесь очень важна психологическая поддержка учеников со стороны учителя, акцентирующего внимание на наличие необходимых способностей ученика. Ребенок чувствует себя в данном случае самостоятельным в достижении успехов и относит их к собственным способностям, что опять же положительно влияет на его мотивацию.

Представления школьника о своих учебных способностях, несомненно, складываются на основе обратной связи, которую ребенок получает через оценки, реакции учителей, одноклассников и родителей на результаты его учебы. Поэтому частые оценочные суждения учителей, одноклассников и родителей, содержащие сопоставления школьника со сверстниками, и является тем фактором, который оказывает наибольшее влияние на формирование самооценки и на атрибуцию успеха и неудачи в учебе.

Важной составляющей в деле формирования адекватной самооценки и благоприятной атрибуции следует назвать положительное подкрепление в процессе обучения. Действуя с помощью позитивных подкреплений, учитель может усилить уверенность своих учеников в собственных способностях, развивать у них умение спокойно воспринимать себя. Необходимо также учить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личные качества, проявляющиеся в учебной и трудовой деятельности, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека.

Сформировать ситуацию успешности на уроке помогают разноуровневые индивидуальные задания, которые получает каждый ученик. Успешно выполняя свою работу, ребёнок начинает верить в себя, что положительно влияет на изучение иностранного языка. Однако здесь учитель сталкивается с трудностью оценивания результатов. С психологической точки зрения отметка очень сильно влияет на учебную мотивацию. При выполнении заданий разного уровня сложности и получении при этом одинаковых отметок у учеников возникает желание получить максимально легкий вариант задания и учитель может столкнуться с отказом от выполнения от более сложной работы.

Чтобы избежать этого, подобные разноуровневые задания даю «не на оценку», но их выполнение поможет потом при выполнении итоговой работы, одинаковой для всех. А для тех, кто выполнил все итоговые задания быстро – предлагаю различные кроссворды и головоломки на дополнительную оценку. Таким образом, слабые ученики честно «зарабатывают свою тройку», а более сильные – «4» и «5».

Процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение. Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе.

Ребенок очень часто переносит оценку своих действий на оценку себя как личности. Поэтому исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребенка. Фиксация внимания на ошибках может отбить всякий интерес к занятиям иностранным языком, поэтому исправлять ошибки стараюсь так, как будто подсказываю ученику или что-то уточняю. Всегда проявляю заинтересованность в самом ответе, а не в том, какая лексика или грамматические формы использовались. 

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. И очень важно просто хвалить ребёнка, т.к. похвала воздействует положительно, делая его более уверенным в себе, снимая напряжение.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. У любого человека преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для каждого возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации, показываю учащимся мультфильмы и фильмы на английском языке. Особенной популярностью пользуется мюзикл Mamma Mia.

На самостоятельную познавательную деятельность раздаю учащимся индивидуальные задания, которые составляю с учётом уровня знаний и скорости работы учеников. Это позволяет вовлечь всех учеников в работу, причём каждый выполняет её успешно.

Очень важной является атмосфера на уроке. Любовь к предмету тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению. Важно, чтобы учащиеся не боялись идти на урок, на уроке не боялись ошибиться. Важно, чтобы им было интересно что-то узнать, высказать свою точку зрения, «просто поговорить». Дружелюбная атмосфера на уроке помогает ребёнку рисковать в речевой деятельности и наслаждаться процессом обучения. Обратная связь и конкретный анализ трудностей, сделанный в адекватной форме, необходимы для успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательной школе"

В статье  рассматриваются основные  факторы формирования мотивации изучения французского языка...

Урок как основа формирования мотивации изучения французского языка

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению ино­странного языка....

Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательном учреждении

Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики.Предлагаемое исследование по данному вопросу, а также система деятельно...

Формирование мотивации изучения французского языка в школе.

Формирование мотивации изучения французского языка в школе.Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. И...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...