Главные вкладки

    Статья "Мониторинг качества образования"
    статья по английскому языку

    Несен Екатерина Александровна

    Качество образования является одной из ключевых проблем современной школы, поэтому особая роль отводится не только способам его повышения, но и способам его измерения. В статье описывается инновационная разработка по оценке качества образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_monitoring_kachestva_obrazovaniya.docx19.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мониторинг качества образования

    Диагностика, контроль, замеры изменений являются мощным средством эффективности процесса обучения, получения обратной связи между процессами и результатами, коррекции и выбора траектории  образовательного маршрута школьника. В этой связи ведущая роль принадлежит мониторингу качества образования, объективность которого является стимулирующим средством в работе учителя и мотивирующим в работе ученика.

    В основу проектирования заданий мониторинга легли положения логико-информационного и развивающего подходов о том, что освоение знаний в учебном процессе происходит последовательно за счет:

    1. освоения смысла основных научных терминов конкретной учебной темы;
    2. освоения смысла высказываний о событиях и фактах, изложенных в учебной теме;
    3. освоения смысла связей и отношений между высказываниями в содержании учебной темы;
    4. формирования умений использования новых знаний на основе осмысленных связей между высказываниями и на основе знания конкретного смысла самих высказываний.

    Поэтому в процессе обучения познавательные функции знания в виде предметного содержания учебной информации должны реализовываться по возрастающей информационной сложности: описательная, объяснительная, прогностическая. Соответствующая последовательность будет реализовываться и в проявлении форм интеллекта: знание – понимание – прогноз, средством целенаправленного формирования которого  становятся  учебные задания, обеспечивающие переход учащихся  от освоения теории к практике, и где каждое выполняет определенную функцию в развитии  компетентности учащихся.  При выполнении диагностических учебных заданий ученик предъявляет: 

    • знания о том,  «что», «чем отличается», «когда» и т. п.  (задание «на знание»);
    • понимание о том, «почему»,  «какая связь между фактами, событиями..»,  «при каких условиях…» (задание «на понимание»);
    • демонстрирует на их основе умение «как», «для чего», «что будет, если….» (задания «на умение»).

    Учебные задания рассматриваются как элементы системы мониторинга  и средство его реализации.  В соответствии с видами деятельности учащихся выполнение учебных заданий в системе обеспечивает последовательное достижение учебных целей, развитие метапредметных умений. 

    В структурно-содержательном плане формирования учебных заданий должны быть учтены три основные требования.

    Во-первых, вопросы  основаны на информации заранее известных правильных ответов.  Во-вторых,  вопросы практически полностью исключают употребление вопросных слов в качестве тех слов, на которые падает логическое ударение. И, в-третьих, каждое учебное задание должно быть информационно (содержательно) преемственно относительно предшествующих элементарных актов.

    Дидактическими условиями выполнения учебных заданий необходимо назвать следующие:

      - ученик должен осознавать ограничения, которые накладываются на выполнение учебного задания, т. е. прежде всего его целевую установку и контекст;

      - ученик должен знать, какой именно результат является положительным для данного задания;

      - ученик должен знать, какой именно результат является отрицательным.

    Учитель, формулируя учебное задание, должен определенно представлять себе:

    - форму выражения интеллекта учебного задания «на знание», «на понимание», «на умение»;

    - возможные приемы и способы оказания помощи ученику при выполнении учебного задания. 

    А также соблюдать  требования логико-информационной корректности в тексте задания, обеспечивающие однозначное  понимание  его содержания.

    Рассмотрим эти требования.

    Ясность – это условие, при котором обеспечивается использование одного и того же содержательного однозначного смысла термина (понятия или высказывания) всеми участниками образовательного процесса.

    Точность – это условие, которое устанавливает  информационные границы  используемых  языковых выражений при соблюдении условия ясности.

    Последовательность – это условие, которое обеспечивает подачу информации законченными фрагментами, каждый из которых закономерно вытекает из предыдущего.

    Доказательность – это условие, которое обеспечивает соблюдение правил обоснования (аргументации или доказательства) и правил логического вывода при работе с учебной информацией.

    Контекст – это условие, которое позволяет определить точный смысл и установить границы употребляемых языковых выражений.

    Целевая установка – проектируемый результат учебной деятельности.

    Процесс формулирования учебных заданий включает следующие операции:  определение цели задания;  отбор информации в соответствии с целью задания и ее оптимизация;  выделение проблемы  (недостающей информации) с точки зрения цели задания;  формулирование ответа; формулирование задания с учетом критериев логико-информационной корректности, предполагающего адекватный  ответ;  оформление заданий.

    Основой  для конструирования любого задания становится учебный текст, в котором содержится вся необходимая и достаточная информация для проверки качества обучения. Как известно, структурно учебные тексты представлены:

    • в виде отдельных слов и предложений (описательная структура) и  служат основой для формирования заданий на  знание; 
    • в форме рассуждений, последовательностей предложений (объяснительно-прогностическая структура), связанных между собой причинно-следственными отношениями и служат базой для формирования заданий на  понимание.

    Учебные тексты указанных выше структур используются для конструирования учебных заданий: тексты описательной структуры – для заданий «на знание», а объяснительно-прогностической – для заданий «на понимание» и «на умение».

    Особенность функций ученых заданий в системе оценивания качества образования заключается в том, что они являются не только инструментом оценки, но и средством обучения, используемым для развития интеллекта каждого ученика.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

    Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

    РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

    В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

    «Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

    Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

    Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

    Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

    От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные

    В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...