2015 г. Выступление на ГМО «Повышение коммуникативной компетентности учащихся старших классов»
материал по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

При обучении английскому языку особенно актуальным является вопрос об использовании компетентностного подхода при обучении всем видам речевой деятельности.В рамках вариативной части учебного плана, в соответствии с социальным запросом и интересами учащихся 10-11 классов на элективном курсе по английскому языку «Повышение коммуникативной компетентности учащихся» я обучаю написанию письменного высказывания,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_nv_seminar_gmo_may_2015.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся

при обучении письменной речи»

Учитель английского языка МАОУ СОШ №1

Сорокина Н.В.

При обучении английскому языку особенно актуальным является вопрос об использовании компетентностного подхода при обучении всем видам речевой деятельности. Сегодня я планирую рассказать об использовании активных методов обучения на уроках и элективных занятиях по английскому языку в старших классах при обучении письменной речи. Актуальность данного вопроса для меня заключается в повышении уровня владения выпускниками 11 класса общеобразовательной школы английским языком при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, который является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в ВУЗы.

До настоящего момента нет дифференциации материалов ЕГЭ для учащихся, изучавших английский язык на базовом, углубленном или профильном уровне. Задания ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня предлагаются в КИМ всем учащимся, более того, в «Методических рекомендациях по подготовке учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам в 2014-2015 году», выставленных на сайте ФИПИ указано, что учащимся общеобразовательных школ не рекомендуется выполнять задания высокого уровня сложности, как не изучавшиеся в рамках основной общеобразовательной программы, вместо этого стоит уделить больше времени на задания базового и повышенного уровня сложности.* В частности, одним из заданий высокого уровня является задание на написание письменного высказывания с элементами рассуждения. Таким образом, учащиеся общеобразовательных школ по умолчанию не имеют возможности получить на ЕГЭ по иностранному языку максимум баллов.

В рамках вариативной части учебного плана, в соответствии с социальным запросом и интересами учащихся 10-11 классов на элективном курсе по английскому языку «Повышение коммуникативной компетентности учащихся» я обучаю написанию письменного высказывания, и сегодня хочу поделиться эти опытом. При обучении использую пособия «Учебник для 9 класса «Matrix», авторов K. Gude, J. Wildman, E. Khotuntseva; «Macmillan Exam Skills for Russia»: «Reading and Writing» авторов M. Mann и S. Taylore-Knowles. Кроме того, при подготовке я пользуюсь материалами сайтов http://www.ege.edu.ru,  http://www.fipi.ru, семинара «Система оценивания части «Письмо» (С1 и С2) ЕГЭ по английскому языку», проведенного экспертом по оцениванию письменной части ЕГЭ (на основе учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года).

Ожидаемым результатом изучения курса является овладение мотивированными учащимися уровнем В1+ по общеевропейской шкале владения иностранными языками, и, как следствие, улучшение результатов  ЕГЭ по английскому языку.

В текущем учебном году в программу элективного курса я решила включить часы на изучение критериев (Приложение1, 2), схем оценивания экспертами письменного задания (Приложение 3) для формирования у учащихся навыков самоконтроля, самооценки, развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также недопущения типичных ошибок.

__________________________________________________________________________

*В требованиях к освоению основной образовательной программы по иностранным языкам на базовом уровне в части «Письменная речь» указано: учащиеся должны уметь «писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста».

Письменное высказывание с элементами рассуждения – это задание высокого уровня, значительно сложнее личного письма, здесь учащийся должен уметь высказать свое мнение, подтвердить его аргументами, высказать чужое мнение, составить контраргумент на аргумент чужой точки зрения.

Особенностью оценивания заданий С1-С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов, поэтому важно формировать и развивать:

  • когнитивные умения;
  • умение работать с информацией,
  • умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее несколькими фактами  или примерами.

Для примера приведу работу над темой “Wealth does not bring happiness”.

Особенностью данной темы является то, что учащийся сначала должен дать аргументы «за», а затем «против», учитывая тот факт, что подтверждающие аргументы должны доказать, что благосостояние не приносит счастья.

Активным методом работы здесь является мозговой штурм, формой организации работы может быть парная, групповая или фронтальный опрос.

Результатом мозгового штурма может являться таблица, которую учитель / учащиеся заполняют в процессе работы. Данная таблица может являться планом работы – аргументированным мнением учащихся. Кроме того, сразу привожу возможные синонимы слов «аргумент «за/ «против»- advantage/ disadvantage; /drawback; pros and cons.

Возможные вопросы учителя:

  1. What is wealth? How can you define it?
  2.  What can/can’t a wealthy person do?
  3. Do you think a wealthy person is a busy person?
  4. What does a businessman have to do to save his property?
  5. Do you think a businessman spends a lot of time with his family?

Учитель может предложить учащимся вспомнить реальные истории жизни богатых людей и порассуждать о том, счастливы ли они.

  1. Can you think of a wealthy person and think about his/her life?
  2. Do you think they are happy? Why/Why not?

Возможные пункты плана, возникшие в ходе мозгового штурма, учащиеся используют в своем сочинении, выбрав для себя наиболее подходящие:

Arguments for

Arguments against

  1. A lack of time

1. a lot of opportunities, like buying expensive cars, luxurious houses, fashionable goods, etc

  1. A lack of privacy

2.  good education for children in prestigious schools and universities

  1. A lack of true friends  loneliness

3. raising money for charity, for people in need, for sick people/ children

  1. Stressful life  bad health

  1. A lot of enemies  a wealthy person is likely to be burgled

        Для работы над средствами логической связи - связывающими словами в сочинении – рассуждении возможно распределение их по группам (для примера приведу лишь некоторые вводные слова):

  1. Союзы и вводные слова, указывающие на порядок, в котором можно приводить доводы / аргументацию:  First of all, at first, the first, secondly, finally, at last.

Однако, стоит помнить значение отдельных слов:

Language notes:

at first используется в начале ситуации в случае, если затем говорящий планирует высказать что-то контрастирующее  с первым высказыванием , например:

At first I didn’t feel very confident, but soon I was speaking fluently.

at last используется в конце ситуации в случае, если затем говорящий планирует высказать что-то указывающее на облегчение (боли, страдания, беспокойства), например:

At last the plane ended and the long flight was over.

  1. Союзы и вводные слова, употребляющиеся для приведения еще одного довода / аргумента в пользу мнения: In addition, moreover, nevertheless, furthermore.
  2. Союзы и вводные слова, употребляющиеся для выражения противоположного мнения/ аргумента (могут употребляться как в тексте вступления, либо заключения, так и в начале абзаца, в котором приводится аргументация «против». Также, они необходимы перед приведением контраргумента.): However, on the contrary, on the other hand.
  3. Союзы и вводные слова, употребляющиеся в заключении: In conclusion, as a result, therefore, so.

При работе над стилистическим оформлением сочинения следует учитывать, что официальный стиль написания требует минимального количества сокращений; предпочтительно высказывание чужого мнения при помощи безличных предложений, типа:

It can be argued that …

Some people argue that …

It is (also) obvious that …

It is undoubtedly true that …

При работе над лексической составляющей сочинения, на занятии нужно проработать возможные варианты синонимов слов:

- wealth в более широком и узком значении – money, property, belongings, abundance, fortune и т.д.

- wealthy people – rich people, the rich, the wealthy и т.д.

Таким образом, развивая и повышая коммуникативную компетенцию учащихся старших классов при написании письменного сочинения - рассуждения, по моему мнению, прежде всего необходимо обучать учащихся:

 - структурированию письменного высказывания,

 - анализу наличия всех необходимых составляющих высказывания;

-  формировать и выражать свое мнение последовательно и логично, предварительно составляя план высказывания;

- обогащению словарного запаса синонимами;

- использованию клише в безличном стиле высказывания;

- обязательному подсчету количества слов в высказывании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"

Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"...

О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык

О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык...

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...