Статья "Школа тьюторов"
статья по английскому языку

Демченко Ирина Михайловна

Данная статья посвящена тьюторскому сопровождению в проектировании и проведении интерактивных сюжетных игр на английском языке. Здесь представлен опыт организации тьюторской деятельности учащихся 8-11 классов на базе ГБОУ СОШ №531, а именно подробно описаны этапы работы над проектом «Школа тьюторов», в особенности организационные аспекты его реализации и основные выводы, полученные нами по итогам его апробации в 2017-2019 годах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shkola_tyutorov.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА ТЬЮТОРОВ

Демченко Ирина Михайловна

учитель английского языка ГБОУ СОШ №531Красногвардейского района,

г. Санкт-Петербург

Конфуций говорил: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму." Каждый учитель, несомненно, подпишется под этими словами. Ведь учащийся, сам добывший знания, понимает материал в разы лучше, чем учащийся, которому эти знания даются в готовом виде. А учащийся, сумевший объяснить материал другому, гарантированно усвоил знания. Все мы знаем, что ФГОС ООО одним из главных аспектов педагогической деятельности выделяет самостоятельную работу учащихся. Именно средствами самостоятельной работы учащиеся могут освоить и впоследствие успешно применять различные формы и способы деятельности. Учителю, при этом, отводится роль фасилитатора, побуждающего и направляющего учащегося в их творческом и эвристическом поиске.

В свете современных тенденций модернизации образования выделяют новую функцию учителя - тьюторское сопровождение. Данный термин не является новым и чаще всего трактуется в литературе как тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.  Но, мы поставили для себя вопрос, а может ли сам учащейся выступать в роли тьютора? Давайте разберемся, кто же такой "тьютор" в нашем понимании. Итак, это ученик с 8 по 11 класс, владеющий иностранным языком на уровне выше среднего и желающий взять шефство над теми, кому нужна помощь, а также принимать активное участие в создании и проведение сюжетных интерактивных игр на английском языке. Деятельность студентов-тьюторов также широко описана в педагогике и включена в основу идеи многих современных технологий обучения, как в педагогических науках, так и в менеджменте. Это и технологии “Shadowing”, “Cooperative Learning” и т.д. Но, в большинстве своем, данные технологии данные формы работы предполагают консультирование, кураторство и соотнесение с эталоном, недели самостоятельное проектирование стратегии и способов деятельности. Мы приняли решение создать проект вовлечение учащихся в педагогическую тьюторскую деятельность, при которой учащиеся смогут пройти путь от целеполагания, планирования и проектирование образовательных событий, до их полноценной реализации и анализа их эффективности.

Рассмотрим проект “Школа тьюторов”, в особенности организационные аспекты его реализации и основные выводы, полученные нами по итогам его апробации в 2017-2019 годах.

        Реализация проекта осуществляется в два этапа: “подготовительный этап” и “основной этап” Остановимся на каждом из них подробнее.

Подготовительный этап включает в себя:

  • участие учащихся в интерактивных сюжетных играх в качестве игроков с целью детального знакомства с форматом игры и повышения уровня  владения английским языком;
  • посещение дополнительных занятий по предмету в течении учебного года с целью более углубленного изучения иностранного языка и увеличения количества часов разговорной практики;
  • обучение проектированию интерактивных игр;
  • обучение проведению игр.

Основной этап включает в себя проектирование и проведение тьюторами интерактивных сюжетных игр на английском языке.

Проектирование игры  состоит из следующих этапов:

  1. Планирование деятельности тьюторов, состоящее из:
  • выбора возрастной категории, для которой будет разрабатываться игра; мы проводим игры либо только для одной возрастной группы, либо для смежных возрастных групп;
  • опроса среди учащихся отобранной возрастной группы с целью выявления круга их интересов, а именно, какие книги, фильмы и мультфильмы интересны им, так как, опираясь на полученную информацию, выбирается произведение, сюжет которого впоследствии ляжет в основу игры; опрос проводится либо в электронном формате с использованием онлайн анкетирования, либо посредством личного интервьюирования;
  • знакомства с предпочитаемыми выбранной группой произведениями и выбор одного произведения, которое ляжет в основу игры;

2. Разработка игры, состоящая из:

  • написания сценария игры;
  • разработки заданий для каждого этапа игры в соответствии с тематикой игры;
  • разработки атрибутики и призов, необходимых для проведения игры; атрибутика очень важна, так как именно благодаря ей участники игры погружаются в сюжет, примеряя на себя новые роли;
  • подборки имен для участников игры,  соответствующих тематике игры; мы даем участникам новые имена с целью снижения психологического напряжения для преодоления языкового барьера;
  • детальной разработки распорядка каждого игрового дня с учетом специфики места проведения игры;
  • разработка сценария вечерних посиделок, во время которых происходит обмен впечатлениями о каждом игровом дне, об изменениях, которые участники  хотели бы внести в тот или иной этап игры для последующего совершенствования игр.
  • распределение  участников игры по командам с учетом принципа деления на команды (команды должны быть примерно равны по силе,  при этом, нельзя, чтобы в команде было много лидеров или не было лидеров совсем):
  • проведение анкетирования, как самих участников на выявление у них лидерских качеств, так и их учителей и родителей;
  • обработка анкет при содействии психолога и выявление лидеров;
  • опрос учителей с целью выявления уровня знаний по предмету;
  • систематизация полученной информации и внесение ее в базу данных;

  • подготовка разговорника, подбор лексики, необходимой для участников игры (данный разговорник выступает в роли помощника для участников игры, чтобы они могли общаться исключительно на иностранном языке).

Проведение игры - этап реализации проекта - включает в себя проведение непосредственно самой игры и анализ игры.

Во время проведения игры тьюторы выступают либо в роли лидера команд, либо в роли организаторов этапов игры, от игры к игре роли тьюторов меняются. Во время анализа тьюторы отмечают получившиеся и не получившиеся моменты в организации и проведении игры, пополняют базу данных информацией об участниках игры.

В заключение хочется сказать, что тьюторское сопровождение в проектировании и проведении интерактивных сюжетных игр на английском языке является проектом, который на данный момент продолжает проходить апробацию. Несомненно, видны плюсы данного проекта. Ученики-тьюторы значительно повысили уровень владения английским языком, научились работать в команде, учитывая индивидуальные особенности каждого члена команды, находить, анализировать и применять информацию на практике,  создавать задания, писать сценарии. Однако, много вопросов остается пока без ответа. И один из важнейших, как привлечь большее количество учеников в тьюторскую деятельность. 

Список литературы:

1. Джонсон Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

3. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И. и др. Профессия «тьютор». М.: СФК-офис, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Учитель-предметник - тьютор

Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации его дальнейших жизненных планов. ...

Сетевой тьюториал на тему "Арифметика в двоичной системе счисления"

Общение в сетиЦель урока: Развитие умений владения письменным общением, вести конструктивный диалог, работать в группе.Задачи урока:    обучающие -   научить учащихс...

Должностная инструкция тьютора

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденн...

План работы тьютора

Образовательный процесс в школе индивидуального образования организован как последовательное разворачивание трех образовательных модулей, содержание каждого из которых связано с освоением одного из ку...