Подготовка обучающихся к устной части ЕГЭ и ОГЭ в условиях дистанционного обучения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Рябова Ирина Анатольевна

В данной  работе рассматриваются пути эффективной организациии подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ (устная часть) в условиях дистанционного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся к устной части ЕГЭ/ОГЭ в условиях дистанционного обучения

 

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования через внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые обладают огромным образовательным потенциалом и предоставляют новые возможности для обучения. В России так же наблюдается данная тенденция. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) сказано, что образовательное учреждение должно обеспечивать обучение в современной информационно-образовательной среде.

Процессы компьютеризации и технологизации образовательного процесса необратимы и касаются всех учебных предметов и внеклассной деятельности. Так, использование современных информационных технологий и мультимедийных средств на уроках иностранного языка является на сегодняшний день актуальным направлением в методике преподавания. Одно из самых главных преимуществ использования мультимедийных средств в том, что они способствуют созданию иноязычной коммуникативной среды при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

В соответствии с ФГОС ООО и СОО целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развить её вне языковой среды достаточно трудно, поэтому перед учителем иностранного языка стоит трудная задача создания ситуации общения, которые будут приближены к реалиям страны изучаемого языка.  Современные средства обучения и он-лайн ресурсы могут оказать огромную помощь в решении этого вопроса. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - одна из важных проблем современной методики, так как с ней связано обучение одному из четырех основных видов речевой деятельности: говорению. С 2016 года говорение стало обязательным компонентом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

Необходимо отметить тот факт, что на подготовку к ЕГЭ в общеобразовательной школе выделяют лишь один академический час в неделю. Этого не достаточно чтобы качественно подготовиться к экзамену, особенно к его устной части, учитывая тот факт, что большая часть занятий посвящается изучению лексико-грамматического материала и решению тестов, написанию эссе. Информационные технологии предлагают массу разнообразных ресурсов и средств для обучения, они способствуют индивидуализации и интенсификации обучения, с их помощью возможно организовать самостоятельное дистанционное обучение, что в нашей ситуации – нехватке аудиторных занятий, является возможным решением данной проблемы.

При использовании он-лайн обучения выбор преподавателем комплекса способов и приемов организации познавательной деятельности обучающихся (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом авторским и творческим. Ведь зависит он не только от решаемой дидактической задачи, но и от профессиональной подготовленности самого преподавателя, его практического опыта, контингента обучающихся и других факторов, определяемых особенностями предмета «Иностранный язык». Причем, если при применении мультимедийного обучения формы проведения занятия могут оставаться традиционными, безусловно, в корне меняются приемы и содержание урока, что в первую очередь зависит от применяемых мультимедийных средств.

Выявление дидактического потенциала сервиса TED-Ed, разработка видеоуроков и их использование, как для аудиторной, так и для внеаудиторной работы нацелены на повышение эффективности обучения и мотивации обучающихся. Уникальность сайта TED-Ed заключается в том, что он предлагает преподавателю создать собственные уроки на основе видео лекций TED-Talks (TED-Talks – короткие публичные выступления в сферах культуры, искусства, науки и технологий) или видеороликов и анимации из youtube. Это медиапортал для изучения живого английского языка, расширения кругозора и коммуникации. Использование видео этого портала при изучении английского языка способствует реализации принципа интегрированности знаний, когда происходит одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных, информационных, академических и социальных умений. Образовательная платформа TED-Ed представляет возможность воспользоваться готовыми видеоуроками. Как правило, ролики, на основе которых составляются уроки, короткометражные и дают ответы на самые разные вопросы темы, они легко усваиваемы, потому что язык достаточно прост и понятен. Материал очень инфографичен, информационно насыщен и интересен широкой аудитории. Для создания видеоурока от преподавателя не требуется знание каких бы то ни было элементов программирования. Сайт предоставляет все необходимые для работы инструкции. Единственная задача, которая стоит перед преподавателем, – это создать качественный мультимедийный продукт. Для начала желательно ознакомиться с уже размещенными на сайте готовыми уроками. Тематика уроков чрезвычайно разнообразна, каждый может выбрать по вкусу.

Информационные технологии постоянно развиваются. В настоящее время учащиеся могут совершенствовать свой уровень владения иностранным языком не только посредствам компьютера, но и по средствам мобильных предложений, используя свои гаджеты. Данный вид тренировки уникален своей мобильностью, так как можно выполнять упражнения даже, например, совершая поездку в общественном транспорте. Недостатком данных приложений в соответствии с нашими целями является ограниченность в тренировке непосредственно «живого» говорения, однако данные приложения подходят для тренировки произношения, что поможет избежать ошибок при выполнении задания.

В процессе сдачи раздела «Говорения» обращается внимание не только на словарный запас учащихся и умение правильно строить предложение, но и на фонетическую и интонационную грамотность, т.е. учащиеся должны верно интонировать предложения, ставить фразовые ударения, правильно и четко произносить слова. Для этого необходимо использовать программы записи голоса в процессе отработки заданий. Существуют программы, с помощью которых  возможно записывать голос. Разнообразный перечень таких программ содержится на сайте http://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlyazapisi-golosa.html. Записать звук с экрана монитора так же может помочь бесплатная программа UV Sound Recorder, в настройках которой после её открытия необходимо поставить галочку напротив слова “Колонки”, затем кликнуть “Запись” и “Стоп” по завершении. Можно также конвертировать запись в MP3. Скачав аудиофайл, вы сможете останавливать запись по желанию и начинать с того места, где остановились. Более того, использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет провести серьезную работу, в том числе и самостоятельную, по формированию фонетических навыков. Полезный сайт для отработки чтения вслух -cdlponline.org. Здесь предлагаются короткие тексты уровня примерно pre-intermediate, начитанные носителями английского языка. Сайт предлагает инструкцию, как работать с ресурсами сайта.

Внедрение информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса в реалиях современной общеобразовательной школы, помещают учащегося в ту среду, в которой он окажется и на самом экзамене, так как он проходит также с применением компьютера. С помощью различных мультимедийных технологий возможно моделировать и тренировать все 4 задания, предложенные в разделе «Говорение» на ЭГЭ. Кроме того, в рамках общеобразовательной школы, где на подготовку к ЕГЭ экзамену выделяется, как правило, 1 час в неделю, мультимедийные технологии позволяют организовать дистанционное обучение в процесс подготовки к устной части ЕГЭ.

Всемирная пандемия заставила все школы мира весной 2020 года перейти на дистанционное обучение. Это значительно ускорило массовое знакомство педагогов с методами, средствами и особенностями он-лайн преподавания. Мне пришлось искать эффективные пути подготовки учащихся к устной части ЕГЭ/ОГЭ 2020.

При проведении мной он-лайн уроков на платформе ZOOM прекрасно зарекомендовал себя тренажер по говорению SvetlanaEnglishOnline. Для подготовки к ЕГЭ представлено 50 тренировочных вариантов в формате экзамена. Тренажер практически полностью моделирует среду экзамена, включая тайминг, паузы (пять секунд), голосовые команды. Расположение материала на экране компьютера полностью соответствует экзамену, а на смартфонах незначительно отличается расположение изображений и текстовой информации в связи с естественными ограничениями экрана. Следует отметить, что запись своего ответа можно прослушать сразу, можно скачать аудиофайл в формате *mp3 на свое устройство, можно отправить просто ссылку преподавателю, по которой в течение трех дней можно прослушать ответ. Все файлы хранятся только три дня и далее удаляются автоматически.

В связи с тем, что тренажер по говорению SvetlanaEnglishOnline на данный момент уже несколько лет является бесплатным, а материал заданий соответствуем новым требованиям устного экзамена ЕГЭ, он пользуется большой популярностью у педагогов, репетиторов и учащихся. Но, по этой причине, за день-два до сдачи экзамена по говорению, а иногда и ранее, тренажер из-за перегрузок не работает.

В этом случае на помощь приходит бесплатное приложение, появившееся в 2019 году «ЕГЭЖИМ». Оно похоже на тренажер  SvetlanaEnglishOnline по структуре и организации. На сегодняшний день в нем представлено 17 вариантов. Приложение представляет собой сборник заданий для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку. Задания можно выполнять в любой последовательности и любое количество раз. Для того, чтобы приблизить условия к экзаменационным, в приложение встроен таймер. Он отключается при необходимости. После прохождения теста ответ ученика можно записать и сохранить, а также отправить в мессенджере или по почте преподавателю. В разделе "справка" представлены общие рекомендации по прохождению заданий, а также листы самопроверки.

Для повышения устойчивости учащегося к фоновым шумам, которые часто сказываются негативно на ответах выпускника на экзамене по говорению, я использую сайт для создания фоновых шумов Coffitivity. На этом сайте вы можете выбрать любой из пяти фоновых шумов. Coffitivity  имитирует шум в  кафе. Переговариваются посетители, иногда слышны  позвякивание посуды, звук  шагов  или хлопок двери. Вы можете выбрать один из трех режимов: “Morning Murmur”, имитирующий звук кофейни  утром, “Lunchtime Lounge”, включающий в себя все звуки кафетерия в обеденный перерыв, и “University Undertones” — оживленные звуки студенческого кафе. Использование этого ресурса повышает резистентность учащегося  к фоновым шумам во время сдачи экзамена, что положительно сказывается на результатах.

Использование дистанционного формата подготовки к устной части экзамена позволило повысить качество занятий по говорению. Сократились временные затраты педагога и учащихся, так как нет необходимости собираться в школе, можно присылать ответы в записи. Использование тренажера и приложения позволило работать с каждым ребенком индивидуально.

Список интернет-источников:

  1. Прийменко Е.В., «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку в форме ОГЭ, ЕГЭ», методический  сборник, г. Дубна,  2018г. http://mucro.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2018/07/Metodicheskij-sbornik-IYA-iyul-2018.pdf
  2. Тренажер SvetlanaEnglishOnline  https://speaking.svetlanaenglishonline.ru
  3. Вакуева А.Д., «Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку», ВКР112,  2017 г.  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10260/2/02Borodulina.pdf
  4. Приложение_ЕГЭЖИМ https://play.google.com/store/apps/details?id=com.MW.Press&hl=ru
  5. http://teachtech.ru/bez-rubriki/14-sajtov-dlya-sozdaniya-fonovyx-shumov-sposobstvuyushhix-produktivnoj-rabote.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к устной части ОГЭ по английскому языку. Задание 3.

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ помогут учителю английского языка познакомить обучающихся со структурой задания 3 (монологическое высказывание) и сформировать умение строить...

Совещание в режиме видеоконференцсвязи по вопросам подготовки обучающихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ в условиях дистанционного обучения.

Критерии оценивания развернутых ответов участников ОГЭ по русскому языку (из опыта работы эксперта предметной комиссии по проверке). Корнева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы му...

Методическая разработка по развитию навыков устной речи в условиях дистанционного обучения

Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику...

Пособие по подготовке обучающихся к устной части ВПР

Пособие содержит методический и учебный материал по подготовке обучающихся 6-7 классов к устной части ВПР по английскому языку...

Совещание в режиме видеоконференцсвязи по вопросам подготовки обучающихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ в условиях дистанционного обучения.

Критерии оценивания развернутых ответов участников ОГЭ по русскому языку (из опыта работы эксперта предметной комиссии по проверке). Корнева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы му...