Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании обучаемых (на примере английского языка)
учебно-методический материал по английскому языку

Семендуева Юлия Петровна

Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании обучаемых (на примере английского языка)

Семендуева Ю.П., учитель английского языка ОАНО школы «Сафинат», г.Махачкала

 

План выступления

  • Введение. Об опыте общения с Б.И. Гаджиевым во время участия в конкурсе «Учитель года Дагестана – 2004».
  • Английский язык как средство международного общения.
  • Духовно-нравственное воспитание и его роль в современном мире.
  • Методы и ценности духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка.
  • Из учительского кредо Булача Гаджиева.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании обучаемых (на примере английского языка)

Семендуева Ю.П., учитель английского языка ОАНО школы «Сафинат», г.Махачкала

План выступления

  • Введение. Об опыте общения с Б.И. Гаджиевым во время участия в конкурсе «Учитель года Дагестана – 2004».
  • Английский язык как средство международного общения.
  • Духовно-нравственное воспитание и его роль в современном мире.
  • Методы и ценности духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка.
  • Из учительского кредо Булача Гаджиева.

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Очень рада принимать участие в педагогических чтениях, посвящённых 100-летию нашего великого земляка, поистине народного Учителя, Булача Имадутдиновича Гаджиева.

Мне посчастливилось познакомиться и общаться с Булачом Имадутдиновичем во время моего участия в конкурсе «Учитель года Дагестана – 2004». Он был членом Большого жюри и присутствовал на заключительном испытании конкурса, когда мы представляли свою педагогическую концепцию. Помню, как он заинтересованно задавал вопросы после моего выступления. Меня поразило то, что, будучи уже в возрасте, умудрённым опытом Учителем, он встал со своего места и стоя задавал мне вопросы.

Мне также было очень приятно увидеть Булача Имадутдиновича во время церемонии награждения в Русском театре. Тогда я, не сдерживая своего восторга, попросила у него разрешения сфотографироваться вместе.

Это короткое общение я пронесла через все годы своей педагогической деятельности и с благодарностью вспоминаю до сих пор.

А теперь продолжу тему общения и перейду непосредственно к теме своего выступления. Я являюсь учителем английского языка и считаю этот предмет благодатной почвой для духовно-нравственного воспитания обучающихся. Мы все прекрасно знаем о роли английского языка в современном обществе, о том, что он является языком международного общения. Это язык путешествий, дипломатии, большой политики, экономических отношений, молодёжной культуры и т.д. Поэтому очень важно, чтобы наши дети могли общаться на этом языке. Слово общение «communication» происходит от латинского слова «communicare» = «делать что-то общим, делиться чем-то». Это обмен информацией, мыслями, идеями.

Общение подобно улице с двусторонним движением. Общаясь с кем-либо, нам следует не только брать, но и отдавать. Это значит, что мы не должны навязывать свои мысли и идеи другому человеку, в т.ч. ребёнку, должны уметь выслушать его, принять его мнение, точку зрения.

Итак, в общении как в танце, танго могут исполнить только двое, и каждый раз мы танцуем по-разному. В идеале – это космический танец душ, которые достигают единства. Таким образом, нам следует выявлять в детях способность общаться от сердца к сердцу. Тогда не будет недопонимания и вражды между народами.

В этом процессе огромную роль играет духовно-нравственное воспитание.

Это высший уровень воспитания и образования. Если человек пребывает в духовной сфере своей личности, он никогда не сможет причинить вреда. Его научные открытия будут только на пользу человечеству. Он будет думать не только об удовлетворении своих материальных и физических потребностей, но и о всеобщем благе.

Очень важно рассказывать детям о великих личностях, которые могут служить примерами для подражания:

Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Мартин Лютер Кинг, Альберт Швейцер, Мать Тереза, Авраам Линкольн и др. В течение всей своей жизни эти люди следовали нравственным ценностям.

Махатма Ганди сказал: «Будьте теми переменами, которые вы хотите видеть в мире». Поэтому очень важно следовать формуле БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ГОВОРИТЬ.

Быть – это значит постоянно находится в единстве со своей совестью, никогда не совершать поступков, которые не одобрены нашим сердцем, совестью. Если мы действительно так живём, следуя нравственным ценностям, только тогда мы имеем право об этом говорить и учить этому наших детей. И только тогда это воспитание будет действенным, потому что мы будем обучать и воспитывать своей личностью, собственным примером.

Роль духовно-нравственного воспитания в современном мире очень велика, но для его эффективности в обществе должны быть созданы соответствующие условия. Прежде всего, это относится к СМИ, которые буквально выливают на неокрепшие души негатив и насилие. Всё это дети видят по телевизору, в кино и в интернете, так как чрезмерно увлекаются различными гаджетами.

 Что же такое духовная сфера личности?

  •  Spirit (Дух) (англ.) от латинского spiritus, что означает «дыхание», а также душа, смелость и энергия. (Википедия)
  • Духовная сфера – это дыхание жизни, наше внутреннее существо.
  • Она даёт нам откровение о том, кто мы есть, почему мы здесь и какова цель нашей жизни.
  • Она способна установить отношения с чем-то более великим, чем мы сами.

В этой связи хочется вспомнить стихотворение Марины Цветаевой, которое мне очень нравится:

Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать:
дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато —
Как бог повелел и друзья не велят. 

«Дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!» Здесь опять же речь идёт о совести, голосом которой нам следует руководствоваться в повседневной жизни. «Как бог повелел и друзья не велят». Это значит, что духовному человеку очень часто приходится делать выбор между голосом совести и общественным мнением, мнением друзей. И если выбор сделан в пользу совести, такой человек становится сильнее и увереннее, так как утверждается в Истине.

Но как же всю эту теорию воплотить на практике, на каждом уроке, который мы проводим?

Программа «Самопознание» (автор – Первая Леди Казахстана, Сара Алпысовна Назарбаева), по которой я работаю, предлагает 5 методов обучения, соответствующие 5-ти сферам личности ребёнка, а также 5 общечеловеческих ценностей, основной из которых является Любовь.

5 методов обучения

5 сфер личности ребёнка

  • Сидение в молчании
  • Цитаты, изречения
  • Рассказывание историй

  • Групповое пение
  • Групповая деятельность
  • Духовная сфера

  • Сфера духовного разума

  • Сфера ума

  • Сфера чувств и эмоций

  • Физическая сфера

Гармоничное развитие всех сфер личности ребёнка – это единство головы, сердца и рук на основе Любви, т.е. развитие  духовно-нравственного характера.

D:\Юлия\ДИРО\Пед._Чтения_ к 100-летию_Булача_Гаджиева\Роль_гуманитарных_дисциплин_в_духовно-нравственном_воспитании_обучаемых_26.10.19 (2).jpg

Программа «Самопознание» на основе универсальных ценностей направлена на выявление всех самых лучших качеств ребёнка при помощи интегрирования ценностей в любой предмет обучения. Я учитель английского языка, поэтому приведу пример по своему предмету.

У меня был урок домашнего чтения в 7-ом классе на тему «Истинный покой». Мы работали над притчей под тем же названием. Целью урока было осознание внутреннего значения ценности мир (покой) и практика этой ценности в повседневной жизни. В притче говорилось о следующем:

Жил один король. Однажды он предложил награду за лучшую картину покоя. Многие художники попытались нарисовать такую картину.

Король посмотрел все работы, но среди них были лишь две, которые по-настоящему ему понравились. Из них предстояло выбрать достойнейшую.

На одной картине было изображено тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся вокруг него горы, голубое небо с белыми облаками. Каждый, кто смотрел на эту картину, думал, что именно она  является совершенной картиной покоя.
на второй картине были изображены горы. Но они были скалистые и лишённые какой-либо растительности. Над ними нависло грозное небо: шёл дождь, сверкала молния. По отвесной стене горы падал пенящийся водопад. Зрелище было вовсе не мирным.

Однако, взглянув на водопад, король увидел за ним крошечный кустик, растущий в расщелине скалы. На нём маленькая птичка свила гнездо. Там, в окружении стремительно падающей бушующей воды, она ожидала появления на свет птенцов … . Совершенный покой.

Которая из картин, по вашему мнению, выиграла приз? Король  выбрал вторую картину. И знаете, почему?

«Потому что,- объяснил король,- покой не означает место, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства, где нет напряженной работы. Покой — это когда вы находитесь в гуще всего этого, однако сохраняете мир и покой в своём сердце. Это и есть истинное значение покоя».

Урок начался с приветствия, затем было проведено сидение в молчании (позитивный настрой), во время которого учащиеся представляют свет и настраиваются на своё сердце.

Была исполнена традиционная кельтская песня-благословение «Глубокий покой», проработана цитата «Покой может исходить только из внутреннего источника Покоя». Также на уроке обсуждалось внутреннее значение ценности мир (покой) и её практические аспекты.

Рассматривались также способы достижения истинного покоя. Групповая деятельность была представлена работой в парах.

В конце урока была проведена рефлексия и дано домашнее задание.

Таким образом, при помощи 5-ти методов обучения, ценность мир (покой) отрабатывалась на всех уровнях личности учащихся.

Это был открытый урок, после которого присутствовавшие учителя признались, что мы их умиротворили и дали им истинное понимание того, что представляют собой покой.

Как уже было сказано, программа «Самопознание» универсальна и применима ко всем предметам обучения. Она направлена на всестороннее развитие личности ребёнка и его духовно-нравственное воспитание.

И в заключение, хочу привести выдержки «ИЗ УЧИТЕЛЬСКОГО КРЕДО БУЛАЧА ГАДЖИЕВА:

Всегда видеть в ученике личность. Всегда с ним на "Вы". Не бояться просить у учеников прощения за свои ошибки, так как в 9 конфликтных ситуациях из 10 виноваты учителя. Держать детей все время в напряжении, не допускать пауз. Пауза - главный враг учителя. Никогда не ставить двойки. Не задавать домашних заданий. Не иметь при себе конспектов. Не иметь на уроке журнала. Не знать, подходя к классу, с чего начнется урок. Не иметь любимчиков».

«Видеть в ученике личность» - значит видеть то, что стоит за внешними проявлениями. Это значит, прежде всего, видеть душу ребёнка, быть в духовном единстве с ним (мы уже говорили об этом, когда объясняли, что такое общение). И тогда происходит волшебство, и ребёнок начинает постигать не только предмет обучения, но и смысл жизни.

«Не знать, подходя к классу, с чего начнётся урок» - значит всегда прислушиваться к детям, к их потребностям на данный момент, не навязывая им свой план урока. Давать детям свободу выбора, чтобы обучение и воспитание были для них увлекательными и наполненными Радостью и Любовью!

Желаю всем нам, дорогие коллеги, быть Любовью и Радостью для своих учеников!

Использованная литература:

  1. Harper, Douglas. "communication"Online Etymology Dictionary. Retrieved 2013-06-23.
  2. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003 – 304 с.
  3. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.Общечеловеческие ценности. Методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014. – 128 с.
  4. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013. – 128 с.
  5. Семендуева Ю.П. Задания по домашнему чтению на английском языке для учащихся 7-го класса. – Махачкала: НОУ СОШ «Сафинат», 2011.
  6. Петенина Т.П. Булач Гаджиев. Просветитель. - «Молодежь Дагестана» от 14 ноября 1997г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль гуманитарных дисциплин в духовно-нравственном воспитании обучаемых (на примере английского языка) Семендуева Ю.П., учитель английского языка ОАНО школы « Сафинат », г.Махачкала 24.10.2019 1 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 2

Введение. Об опыте общения с Б.И. Гаджиевым во время участия в конкурсе «Учитель года Дагестана-2004». Английский язык как средство международного общения. Духовно-нравственное воспитание и его роль в современном мире. Методы и ценности духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка. Из учительского кредо Булача Гаджиева. Обзор 24.10.2019 2 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 3

Конкурс «Учитель года Дагестана -2004» 24.10.2019 3 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 4

Английский язык стал языком международного общения . Это язык путешествий, дипломатии, большой политики, экономических отношений, молодёжной культуры и т.д. Английский язык как средство международного общения 24.10.2019 4 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 5

Слово « communication » происходит от латинского слова ‘ communicare ’ = «делать что-то общим, делиться чем-то » Это обмен информацией, мыслями, идеями. Следует не только брать, но и отдавать Танго могут исполнить только двое, и каждый раз мы танцуем по-разному Это космический танец душ, которые достигают единства 24.10.2019 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат" 5 Что такое общение ?

Слайд 6

Это высший уровень воспитания и образования . Если человек пребывает в духовной сфере своей личности, он никогда не сможет причинить вреда. Его научные открытия будут только на пользу человечеству. Он будет думать не только об удовлетворении своих материальных и физических потребностей, но и о всеобщем благе . Примеры для подражания: Махатма Ганди, Нельсон Мандела , Мартин Лютер Кинг, Альберт Швейцер , Мать Тереза, Авраам Линкольн и др. «Будьте теми переменами, которые вы хотите видеть в мире». – Ганди БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ГОВОРИТЬ Духовно-нравственное воспитание и его роль в современном мире 24.10.2019 6 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 7

Духовное измерение (сфера) Spirit (Дух) ( англ .) от латинского spiritus , что означает «дыхание» , а также душа , смелость и энергия . ( Википедия ) Духовная сфера – это дыхание жизни , наше внутреннее существо. Она даёт нам откровение о том, кто мы есть, почему мы здесь и какова цель нашей жизни . Она способна установить отношения с чем-то более великим, чем мы сами. 7 24.10.2019 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 8

Я счастлива жить образцово и просто — Как солнце, как маятник, как календарь. Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой — как всякая божия тварь. Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый! Входить без доклада, как луч и как взгляд. Жить так, как пишу: образцово и сжато — Как бог повелел и друзья не велят . Марина Цветаева Дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый! 24.10.2019 8 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 9

5 методов обучения – 5 сфер личности ребёнка Гармоничное развитие всех сфер личности ребёнка – это единство головы, сердца и рук на основе Любви, т.е. развитие духовно-нравственного характера. Сидение в молчании Цитаты, изречения Рассказывание историй Групповое пение Групповая деятельность Духовная сфера Сфера духовного разума Сфера ума Сфера чувств и эмоций Физическая сфера 24.10.2019 9 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"

Слайд 10

24.10.2019 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат" 10 Интегрирование универсальных ценностей в предмет обучения Истина Праведное поведение Мир (покой) Ненасилие ЛЮБОВЬ Истина Праведное поведение Мир (покой) Ненасилие ЛЮБОВЬ Программа «Самопознание»

Слайд 11

Tuesday, December the 6 th Class work Greeting Silent sitting Group singing “Deep Peace” Quotation « Peace can come only from the fountain of Peace within ». The inner significance of Value Peace Group activity “Practical aspects of Value Peace” Story “Real Peace” 1. Speaking “Give the right description” 2. Questions to the story Means to attain Real Peace Feedback Home task 24.10.2019 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат" 11 Lesson Plan Real Peace

Слайд 12

Всегда видеть в ученике личность. Всегда с ним на "Вы". Не бояться просить у учеников прощения за свои ошибки, так как в 9 конфликтных ситуациях из 10 виноваты учителя. Держать детей все время в напряжении, не допускать пауз. Пауза - главный враг учителя. Никогда не ставить двойки. Не задавать домашних заданий. Не иметь при себе конспектов. Не иметь на уроке журнала. Не знать, подходя к классу, с чего начнется урок. Не иметь любимчиков». Из учительского кредо БУЛАЧА ГАДЖИЕВА: 24.10.2019 12 Семендуева Ю.П., ОАНО "САфинат"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...