Технология критического мышления на уроках
учебно-методический материал по английскому языку

Для формирования личности: думающей,  коммуникативной,  умеющей принимать решения, умеющей организовать свой учебный труд, умеющей рефлексировать, обладающей определёнными качествами мышления я использую на уроках, на дополнительных занятиях технологию критического мышления. На уроках английского языка формирование критического мышления осуществляется через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь. Критическое мышление - педагогическая технология, которая существует с 1997 года при финансовой поддержке института «Открытое общество и координирование» Международной ассоциации чтения. Хотя термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. А. Бруннер, Л.С. Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроках

Для формирования личности: думающей,  коммуникативной,  умеющей принимать решения, умеющей организовать свой учебный труд, умеющей рефлексировать, обладающей определёнными качествами мышления я использую на уроках, на дополнительных занятиях технологию критического мышления. На уроках английского языка формирование критического мышления осуществляется через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь. Критическое мышление - педагогическая технология, которая существует с 1997 года при финансовой поддержке института «Открытое общество и координирование» Международной ассоциации чтения. Хотя термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. А. Бруннер, Л.С. Выготский. Исследователи выделяют определённые черты учащегося, обладающего критическим мышлением:

  • задаёт вопросы по существу прочитанного материала;
  • даёт оценку утверждениям и выдвигает собственные аргументы;
  • при необходимости признаёт недостаток информации или ограниченность своего понимания;
  • интересуется поиском новых решений;
  • стремится исследовать мнения или постулаты, содержащиеся в тексте, и сопоставить их с фактами;
  • имеет определённый набор критериев, необходимых для анализа идей;
  • внимательно слушает других учащихся и готов высказать собственную точку зрения;
  • ищет доказательства для подтверждения своих идей;
  • рассматривает поиск критической информации как неотъемлемую часть процесса познания;
  • умеет делать логическое умозаключение на основе полученной информации;
  • хорошо понимает подтекст отдельных утверждений и всего текста в целом.

  Технология критического мышления даёт ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса к изучаемому материалу;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования у учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей своей жизни.

   Технология критического мышления даёт учителю:

  • умение создать атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

  Технология, выбранная мною, предполагает следующие этапы работы:

  1. Вызов - вызов интереса,  логическое предположение, все, что знаем по теме. Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.
  2. Этап осмысления - пропускаем через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.
  3. Рефлексия - осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

   В процессе реализации этой технологии  я применяю следующие приёмы и стратегии: кластеры (в центре наша тема, а вокруг неё крупные смысловые единицы в определенном порядке - на стадии вызова, рефлексии); концептуальное колесо (учащимся необходимо подобрать синонимы к слову в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса - на стадии вызова; инсерт (на стадии чтения учащиеся делают соответствующие пометки на полях; «толстые»  и «тонкие»  вопросы (на любой из 3 стадий), идеал (стратегия решения проблем) фишбоун ( при работе с текстом). Очень интересны и эффективны следующие художественные формы письменной рефлексии: синквейны и стратегия РАФТ.

INSERT

«V»

«+»

« - »

«?»

You should put a tick if you knew this fact before

New information

Thought differently

Don’t understand, have questions

Я знал об этом до чтения

Новая информация

То, что я читаю противоречит тому, что я знал

То, что я читаю непонятно, я хочу получить более подробные сведения

I knew this fact before from newspapers ( magazines, from my experience)

I’ve got a new information (I learned that…)

/

This information is contrary to my knowledge

This isn’t exactly what I knew…

I’m afraid I can’t agree with it.

I don’t believe…

I’ve got a question.

Cinquain (синквейн)

We have to make only 5 points:

1.What are we talking today about?

(1 word)

2.Give me 2 adjectives characterizing the theme (2 прилагательных, характеризующих тему)

3.Give me 3 verbs ( 3 глагола)

4 Give me a sentence (предложение из 4 слов)

   (only 4 words),

Describing one strategy.

5.Give me only one word, a synonym which will complete a cinquain. ( 1 слово синоним )

  Стратегия РАФТ (плот) представляет собой сокращение: Роль, Аудитория, Форма, Тема.

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение. Затем необходимо решить для кого предназначен текст, который предстоит написать. И, наконец, выбирается тема. Все это может происходить в обратном порядке или одновременно.

    При обучении чтению могут быть использованы следующие стратегии: аннотация, предварительный просмотр, контекстуализация, составление своих собственных вопросов к тексту, рефлексия, сжатое изложение текста, выражение оценочного суждения, сравнение и противопоставление сходных по темам текстов.

   В старших классах я использую вышеперечисленные приемы на уроках, на дополнительных занятиях с одарёнными детьми и при подготовке к олимпиадам, к ЕГЭ.

Технология критического мышления дает возможность ученику прейти из фазы зазубривания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, её интерпретации и развитию познавательных навыков.

Технология критического мышления на открытом уроке по теме

 «Talking on family matters»

Подтема «What makes a family happy?»

Основные формы организации ПД детей:

Индивидуальная, общеклассная, парная, групповая.

Основные методы обучения:

Частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Контроль на учебном  занятии:

Приёмы взаимоконтроля и самоконтроля.

Место учебного занятия в теме: 6 учебное занятие по теме.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности (совершенствование лексико

      – грамматических навыков чтения и говорения)

Технология: критическое мышление.

     Контроль за деятельностью будет осуществлён через составления кластера.синквейна.

Специфика проведенияпроведения учебного занятия в технологии критического мышления:

Технология, выбранная мною, предполагает следующие этапы работы:

  1. Вызов – вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме. Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым
  2. Этап осмысления – пропускаем через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие  моменты.
  3. Рефлексия – осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

   Технология критического мышления помогает учителю на уроках английского языка создать условия формулировать проблемы; структурировать материал; работать над речью учащихся; формировать нравственные понятия; совершенствовать исследовательские умения учащихся.

    Оборудования урока: лингафонный кабинет, дидактический материал, УМК Биболетовой М.З.10 класс, ИКТ, маркеры, чистые листы бумаги, презентация урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Вводит учащихся в языковую среду

Готовятся к работе. На столах приготовлены письменные принадлежности (учебники, тетради, ручки, маркеры, листы бумаги)

Введение в языковую среду

Good morning! I’m glad to see you and your parents at the lesson? I hope you are well today. I think that you do your best to answer as well as possible.

Речевая зарядка

Учитель проводит речевую зарядку с помощью высказывания на интерактивной доске:

Look at the blackboard. Read this proverb and match it with the explanations. Give the Russian equivalents and then interpret the proverb.

Blood is thicker than water.

a)a member of your family, no matter what

b)family ties are stronger than any others despite arguments

c)an ability or talent that is passed on through the generations.

Учащиеся читают пословицу и переводят, и должны найти правильный эквивалент и высказаться по выбранному эквиваленту.

Фронтальная работа

Целеполагание и мотивация

1.Вызов

Методы и приёмы: мозговой штурм

Кластер

Антиципация

(предположение)

Учитель, мотивируя познавательную деятельность учащихся, ставит вопрос:

What is the theme of our lesson? Will you prove that family ties are stronger than any others.

So the theme of our lesson is «What makes a family happy?»

Use the dictionary to add more to it.

Создаются условия для определения « я знаю – хочу знать» по теме для осознания целей урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают в тетради.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся рассказывают о своих членах семьи, доказывая, что семейные узы сильнее, чем другие.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

2. Осмысление

Методы и приёмы

Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме.

Open your books at page 64 exercise 34.

Think about which is better to have sibling (единокровный)  brothers or sisters or to be an only child.

Учащиеся работают в группе, обсуждают и составляют монологическое высказывание по проблемному вопросу

Групповая работа

3.Рефлексия

Методы и приёмы:

Кластеры

Синквейн

Подведение итогов

Домашнее задание

Учитель предлагает составить кластеры по теме: «Счастливая семья:»

All of you dream or have a happy family. Find the words and phrases combine with the word «A happy family»

Учитель предлагает составить синквейн

Nowourtask is to summarize everything. Will you make up cinquin.

5 lines

1)What are you talking about?

2)Give 2 adjectives characterizing the theme

3) Give me 3 verbs

4) Give a sentence (only 4 words)

5) a synonym to the first word

Учитель предлагает подвести итоги урока, оценить работу на уроке.

Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание.

Учащиеся в группах делают кластеры по теме «Счастливая семья в моем понимании»

Учащиеся составляют синквейн

Групповая работа

Индивидуальная работа

На каждом этапе учебного занятия учитель оказывает помощь и поддержку учащимся в учебной и исследовательской деятельности. При этом учитель учитывает индивидуальные и психологические особенности учащихся.

Выводы: технология критического мышления очень применима на уроках иностранного языка.

 Автор урока учитель английского языка Бадмацыренова Ж.Д. (в 10 «в» классе) во время открытых дверей в 10 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

Использование технологии критического мышления на уроках технологии

Подробное описание технологии критического мышления....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....