Приемы мотивации обучающихся к активной работе на онлайн-уроке английского языка.
статья по английскому языку (7 класс)

Цыганко Георгий

Социальные изменения в обществе требуют постоянного совершенствования системы образования и практики. Перед системой образования в СПО стоит задача внедрения и эффективного использования инновационных образовательных технологий, таких как проектные, информационные и коммуникативные. На данный момент приоритетными вопросами в современной методике преподавания иностранных языков являются вопросы, связанные с повышением качества образования и компетентности обучающегося в изучении иностранных языков.

Enable Ginger

При изучении иностранного языка должна формироваться личность, способная и желающая участвовать в межкультурном общении и решать определенные языковые задачи. Современный подход к обучению иностранному языку, состоит в том, чтобы вовлекать учащихся в диалог между различными культурами. Учащимся должна быть предоставлена возможность думать, решать проблемы и обсуждать возможные пути решения этих проблем.

Cannot connect to Ginger Check your internet connection
or reload the browserDisable in this text fieldRephraseRephrase current sentenceEdit in Ginger×

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_tsyganko_g.l.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цыганко Георгий Львович

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ №93

Тема: Приемы мотивации обучающихся к активной работе на онлайн-уроке английского языка.

Социальные изменения в обществе требуют постоянного совершенствования системы образования и практики. Перед системой образования в СПО стоит задача внедрения и эффективного использования инновационных образовательных технологий, таких как проектные, информационные и коммуникативные. На данный момент приоритетными вопросами в современной методике преподавания иностранных языков являются вопросы, связанные с повышением качества образования и компетентности обучающегося в изучении иностранных языков.

При изучении иностранного языка должна формироваться личность, способная и желающая участвовать в межкультурном общении и решать определенные языковые задачи. Современный подход к обучению иностранному языку, состоит в том, чтобы вовлекать учащихся в диалог между различными культурами. Учащимся должна быть предоставлена возможность думать, решать проблемы и обсуждать возможные пути решения этих проблем.

Основной целью обучения иностранному языку является использование иноязычной речевой деятельности как средства межкультурного взаимодействия. Однако существует ряд проблем в обучении иностранным языкам. В настоящее время наблюдается тенденция снижения качества усвоения знаний на иностранных языках, что связано со снижением мотивации к изучению этих знаний. Данному вопросу были посвящены исследования Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, В.Л. Скалкиной, Е.И. Пассова и др.

Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков в теории и практике образования.

Существует гипотеза – обучение иностранным языкам онлайн способствует повышению мотивационной сферы деятельности учащихся, что ведет к эффективности усвоения учебного материала и формированию коммуникативной компетенции обучаемых.

Создание мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. Основной задачей современного отечественного образования является его адаптивность и практико - ориентированность, поэтому важным моментом в решении этой проблемы является исследование мотивации подрастающего поколения.

Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне готовности личности. Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев (1968), С.Л. Рубинштейн (1973), М. Аргайл (1990), В.Г. Асеев (2005), Л.И. Божович (2007), К. Левин(2000), А.Н. Леонтьев(2004), З. Фрейд (1921) и др.).

Ильин Е.П. дает несколько определений мотива: «а) побуждения, в основе которых лежат потребности, совокупность внешних или внутренних условий, влияющих на активность субъекта; б) предмет (идеальный или материальный); в) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий человека».

Наиболее продуктивным в изучении  мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович,  ыБ.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) является  представление о мотивации  как о сложной системе, в которую включены определенные структуры. При  этом, структура  понимается как устойчивое  единство элементов, этом их отношений и целостности объекта.

Классифицировать мотивы, действующие в процессе обучения, можно по различным критериям. По видам  выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на: а) широкие  социальные мотивы (долг,  ответственность, понимание е социальной значимости обучения). Прежде всего, это стремление через обучение утвердиться в обществе, утвердить  свой социальный статус; б) узкие  социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, ь получить признание  окружающих, получить  достойное вознаграждение за свой труд); в) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе); г) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов.

Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его я жизнедеятельности; д) учебно-познавательные мотивы (ориентация  на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); е) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию: а) социальные (социально-ценностные); б) познавательные; в) профессионально-ценностные; г) эстетические; д) коммуникационные; е) статусно-позиционные; ж) традиционно-исторические; з) утилитарно-практические (меркантильные).

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность обучения. Как и любой другой вид, учебная  мотивация определяется целым рядом специфических для  этой деятельности факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным  учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 

Во-вторых, организацией образовательного процесса;

В-третьих, индивидуальными особенностями обучающегося (возраст, пол, развитие интеллекта, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);

В-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к учащемуся, к делу; в- пятых, спецификой учебного предмета.

Основной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативных навыков, развитие личности ученика, который желает и способен участвовать в межкультурном общении на иностранном языке, а также способен к самосовершенствованию, применение своих знаний в профессиональной деятельности.

Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от потребностей человека, от его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор инструментов и приемов, их порядок достижения определенной цели. Опыт показывает, что снижение мотивации к изучению иностранного языка происходит от одного курса к другому. Приступая к занятиям на иностранном языке, у студентов появляется сильная мотивация к предмету, но бывает, что она исчезает у учащихся. Причина в следующем. Обучение - это знание. Вы не можете заставить человека что-то узнать, его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации к обучению является основной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Есть много способов побудить студентов изучать иностранный язык. Преподаватель должен представить весь арсенал мотивационных инструментов и приемов для достижения главной цели обучения иностранному языку.

1.Создание благоприятной атмосферы на занятиях. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в группе дружелюбной атмосферы, ситуаций успеха, так и воспитания в ребятах чувства оптимизма и веры в собственные силы. 

2.Сетевое общение. На сайтах для преподавателей иностранных языков в СПО имеются сайты для переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести друзей по переписке, что позволяет практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Активизация учащихся к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах, дистанционных олимпиадах и проектах способствовать познавательному интересу, развитию творческих способностей, ориентации в огромном информационном пространстве.

1. Использование онлайн-сервисов в обучении иностранному языку дает возможность четко представить материал и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

2. Работа с онлайн-сервисами является более эффективной формой учебной деятельности, которая не только повышает внимание учащихся, но и помогает улучшить практически все навыки, так как при обучении с использованием онлайн-сервисов материалы весьма разнообразны.

3. Видео, аудио и текстовые задания является одним из наиболее привлекательных способов обучения английскому языку, особенно в на старшей ступени обучения.

4. Использование современных учебных материалов помогает повысить качество обучения иностранным языкам и позволяет обучающимся визуализировать жизнь, культуру и традиции англоязычных стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация - многоуровневая система. Одни побуждения осознаются лучше, другие хуже, некоторые вообще не осознаются. Также отмечается, что возможно расхождение мотивов понимаемых и реально действующих.

Список использованной литературы

1. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Просвещение, 2005. – 238 с.

2. Власова И. А., Лобашев В. Д., Тропим В. Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - N 3.

3. Гордеееа Т.О. Мотивационные  факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. - 2005. - N 4.

4. Зубов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку/ А.В. Зубов, И.И. Зубова. – Дербент: Academia, 2008. – 144с.

5.Маслоу, А. Мотивация и личность. – М.: Инфра-М, 2002. – 246 с. 

6. Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников // Школа и производство.- 2004. - N 2.

7. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006. – 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Программа индивидуальной работы с обучающимися по повышению качества обученности по предмету английский язык.

Если у вас есть обучающиеся, отстающие по английскому языку, а по остальным предметам имеют высокие показатели, эта программа поможет спланировать действия учителя по повышению качества успеваемости т...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

Статья "Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка"

Приемы мотивации обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка                              ...