проект на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки".
методическая разработка по английскому языку

Тайматова Динара Назимовна

Проектная работа на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kursy.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки.

Тайматова Динара Назимовна

Учитель английского языка первой категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа

         Высокогорского района Республики Татарстан»

                                

             Аннотация. В статье говорится о нравственном воспитании учеников на уроках английского языка. Рассматривается воспитательный аспект тематических уроков, как наиболее значимый в процессе формирования личностных результатов обучающихся, способствующий формированию духовно-нравственной личности. Также в данной статье приводятся темы некоторых проведенных мною уроков в качестве иллюстрации к теме нравственного воспитания в процессе урочной деятельности.

            Ключевые слова: воспитание, нравственность, обучающиеся, тематический урок, метапредметность, ценности, процесс,  методы.

                                Введение.

           Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества изменили жизненные приоритеты граждан России ХХI века. Под негативным влиянием «Запада» произошла подмена понятий. Такие проявления высокой нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе стали отходить на второй план. Особенно от этих процессов пострадала молодежь, которая, с одной стороны, утратила традиционные ценности, с другой, на нее нахлынул поток меркантильных норм и отношений. Изменение менталитета общества и личности, проявление форм асоциального поведения актуализируют проблему - воспитание нравственных ценностей у молодого поколения.

         Целью данной статьи является выявление содержательного потенциала тематического материала, направленного на развитие нравственных ценностей у детей и подростков на уроках иностранного языка.

Исходя из цели статьи, в работе ставились следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблему воспитания нравственных ценностей.
  2. Изучить определение понятия нравственности.
  3. Выявить методики, формы организации учебного процесса и виды деятельности  с целью повышения нравственности на уроках английского языка.

Изложение основного материала статьи.

           Несомненно, современные уроки невозможны без тематической направленности , и в данной статье нам следует определить, какова же роль  тематического материала в развитии нравственных ценностей детей и подростков на уроках английского языка.        Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной нравственно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся потребности в соблюдении нравственных норм и правил как собственных взглядов и убеждений, на развитие у них нравственного сознания (овладение знаниями о моральных нормах и правилах поведения), на выработку у учащихся нравственно ориентированного поведения.

В соответствии с образовательными стандартами ФГОС одной из важнейших целей является метапредметная. Метапредметность предполагает связь со всеми  образовательными предметами. Иностранный язык по праву считается  ключевым предметов, формирующим нравственный облик ученика. Иностранные языки  являются не только средством общения между людьми из разных стран.  В процессе  изучения иностранных языков решаются  проблемы, формирующие критическое мышление благодаря которому  происходит сравнение взглядов с нормами гражданской морали. При изучении иностранного языка у учащихся формируется мировоззрение, нравственный облик, отношение и поведение к той или иной жизненной ситуации.

         К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого ученика .

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур, проводится работа с картинками, работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки экскурсии, ролевые игры. Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом.

Для достижения данной цели мы используем Примерную рабочую программу основного общего образования, различные методы и  виды деятельности на уроках английского языка. Также достижению цели способствует использование УМК английского языка  2-11 классов   Spotlight  под редакцией В.Эванс, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, Ю.В. Ваулина. На примере некоторых занятий в 5 классе хочу представить достижение цели развития нравственных ценностей с помощью следующих тем, видов деятельности и методов:

  1. Первая тема по страноведению в данном учебнике «Schools in England» (раздел школа) В разделе изучаем структуру школьной системы Англии, сравниваем с нашей школьной системой. На тематическом уроке «Dress Right» (что значит правильно одеваться) учащимся предлагается работа в группе. Необходимо нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму, какой она должна быть. Таким образом можно сделать вывод, что тематические уроки по разделу «Школа» способствую воспитанию прилежности, аккуратности, дисциплинированному поведению в школе, приучают детей к порядку, определенным моральным и этическим нормам.
  2. При изучении темы «Герои мультфильмов Великобритании» (раздел «Досуг») учащиеся знакомятся с разными героями, узнают про их способности и нравственные качества. На уроке ученикам предлагалось нарисовать любимого героя отечественных мультфильмов и написать качества, которыми он обладает.  Какие из этих качеств ребенок бы хотел развивать в себе? И т.д. Несомненно, анализируя своего героя, ребенок делает определенные выводы, четко видит его положительные и отрицательные стороны. У ученика подсознательно формируются стандарты поведения в обществе в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.  
  3. «Семейные ценности, ценности моей семьи» (раздел «Семья»). Урок разработан на основе текстов про семью «My family» и «American TV Families». На основе текстов ученики совместно с учителем создавали проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики рассказывали о ценностях в их семьях и отвечали на следующие вопросы  (переработанные из тестов). Как поступят члены идеальной семьи, если кто-то из них оказался в нелепой ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете? Если кто-то в семье расстроился, что проиграл в игру? И т. д. Здесь мы наблюдаем формирование у детей нравственных семейных ценностей таких как: уважение к друг другу, взаимовыручка, толерантность, человеколюбие, любовь  к близким.
  4. Тема животные «Amazing creatures» (раздел «Природа»). На основе пройденного материала учащиеся готовили рассказ о животных в их семье. Каким образом они за ними ухаживают и чему они у них могут научиться? Тем самым данный тематический урок способствовал воспитанию таких нравственных качеств как сочувствие,  любовь к животным, бережное отношение к природе в целом.

Можно очень долго приводить подобные примеры, но я хочу проанализировать еще одну тему в 7 классе (по которой недавно давала открытый урок муниципального уровня). «Безумие гаджетов»  (Gadget madness) разработан на основе УМК «Английский в фокусе» для 7 кл., Москва, «Просвещение» , 2016г. , авторов Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В. Тема показалась мне очень актуальной как в обществе в целом, так и среди подростков. Детям порой не хватает знаний и опыта, чтобы разобраться, что хорошего и что плохого можно извлечь из многообразия информации, которую можно бесконечно черпать на просторах интернета. Я преследовала целью научить детей составлять высказывание о преимуществах и недостатках использования гаджетов, формировать разумное представления о пользе и вреде использования гаджетов, понимания у детей отсутствия эмоциональной составляющей в использовании инновационных технологий; обучение навыкам коммуникативной компетентности;

В процессе  урока дети обсуждали применение инновационных технологий , таких как собака – робот, анализировали, сможет ли она заменить преданность живой собаки и любовь к ней, сделали вывод, что робот – собака не способна на проявление чувств, не может проявлять эмпатию и любовь к своему хозяину. Тематический урок данной направленности способствовал развитию у детей представления , что положительного и негативного несут современнные технологии, соответственно, ребенок , попадая в виртуальный мир , сможет распознать  нравственные  и безнравственные ценности, которые несет определенная информация.

Выводы

В заключении работы  делается вывод, о том, что в процессе работы удалось получить значимые результаты по формированию нравственных ценностей у детей и подростков на основе использования тематического материала на уроках английского языка.  Стало однозначно понятно, что при правильном подборе методик, форм и методов проведения занятий по тематическому материалу на уроках английского языка можно повысить уровень нравственного воспитания учащихся. Тематический материал обладает большим потенциалом  в воспитании нравственности у подростков; через культуру и сравнение с реалиями нашей жизни  можно существенно повысить нравственные ценности учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонов, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154.
  2. Балакина, Н.О. Предтекстовые упражнения в процессе обучения чтению/ Н.О. Балакина// Иностранные языки в школе. 2008. №4. С.63.
  3. Баргаева, Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества / Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. -1-3с. 
  4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: РГПУ. - 2000. – 352с.- 96с.
  5. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Диссер. докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону. - 1979.  
  6. Верещагин, Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М., 1993. - 53-61с.
  7. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Дис. докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону. - 1999. – 366с..
  8. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. 7.
  9. Антонян, Ю.М. Общие проблемы нравственности//Сб. материалов международной научно практической конференции 9-16 мая 2009 г./ РИПО ИГУМО и ИТ. - М.: 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

План-конспект урока по английскому языку "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

"УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...

Презентация по английскому языку "Мотивация на уроках английского языка"

Эта презентация предназначена для учителей английского языка. Вы можете воспользоваться ею на семинарах и конференциях. Дан термин мотивации и основные виды учебной и воспитательной деятельности стиму...

Тема урока: « Английский алфавит» Методическая разработка урока английского языка, 2 класс

Цели урока: В игровой форме организовать повторение и обобщение изученного материала....

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....