методическая копилка
учебно-методический материал по английскому языку

Раднаева Евгения Базар-Содоевна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 4 класса

«Знаешь ли ты английский язык?»

“Do you know English well?”

Цель: повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка  и  стране изучаемого языка.

Задачи:
1.Образовательные:
Расширение лексического запаса учащихся;
Расширение лингвистического кругозора и эрудиции учащихся;

Ознакомление с идиомами сравнения в английском языке.
2.Практические:
Активизация и закрепление лексики по темам School, Professions;
Выявление уровня знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Повторение грамматического материала по темaм Present Simple, Present Continuous;
3.Развивающие:
Развитие языковой догадки, внимания и логического мышления;
4.Воспитательные:
Воспитание умения работать в команде;
Воспитание чувства взаимопомощи;
Воспитание уважительного отношения к соперникам;
Воспитание культуры общения.
Оборудование:
шарики, карточки с заданиями, интерактивная доска, карточки для конкурсов “Lazy Sentences”,“Captains’, “Actors”, музыкальное сопровождение, оценочный лист, классная доска, мел, грамоты и дипломы.
Литература:
Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Enjoy English 3 книга для ученика;
Трофимова М. А. Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся;
Клементьева Т. Б. Happy English;
www.laem.ru.

Ход мероприятия:
I.Организационный момент.
- Good afternoon, children! Today we have a game lesson “Do you know English well?” Let’s see who the best in English is.

Do you like English?

Do you know many English words?

Let me introduce our teams, the team “Bears” and the team “Rabbits”. The captain of the team “Bears” is Amgalan. The captain of the team “Rabbits” is Sergey. Vadim and Dorzhi are judges.

Contest 1. “Introduction”

Dear captains, introduce yourself and the members of your teams.

Капитаны команд представляют себя и членов своих команд, рассказывают об их увлечениях и интересах по схеме:

  • Name
  • Age
  • Address
  • Favourite school subjects
  • Hobby
  • Likes/dislikes
  • Friends

T: Well done.

Contest 2 “My dear school”
-Your task is to name as much things connected with school as possible.
The difficulty is that you shouldn’t repeat one and the same word two times.
-Ready, steady, go!!!
(Нужно перечислить слова (существительные), связанные с темой Школа).
Contest 3 ”Lazy Sentences”
-Let us do one more task. Now we will give you some cards with 5 sentences. But be careful! The words in the cards are put into wrong positions. You are to correct the mistakes. Start doing the task. You are given 2 minutes.
(Нужно записать предложения, расставляя слова в правильном порядке).
-Cooking, is, she, now ___________________________________________
-Football, Peter, is, at the moment, playing ____________________________________
-My, is, mother, TV, watching ____________________________________
-Alice, homework, doing, is, her ___________________________________
-Are, what, doing, you? __________________________________________
Contest 4 “Who is quicker?”

The next contest is “Who is quicker?” Your task is to guess the word quicker than others. Ready, steady, go!!!
1. The first day of the week…

2. The colour of the sun…

      3. You drink this when you are thirsty…

      4. Move quickly…

      5.The month that follows October…

      6. A bright colour…

      7. A domestic animal…

      8. You grow flowers in a…

      9. Eight plus one is…

      10. A very big animal…

      11. A spring red flower…

      12. Boys and girls at school are…

(Answers: Sunday, yellow, water, run, November, red, dog, garden, nine, elephant, tulip, pupils.)

Contest 5. “Captains’ contest”.

 Dear captains, this contest is for you. You know a lot of words, you can read and write. And what about grammar? Correct the mistakes. (Капитанам команд даются карточки, в которых они исправляют ошибки. В это время проводится следующий конкурс.)

Correct the mistakes

  1. My brother like fruit pie.
  2. Does you eat a lot of bread?
  3. They do not drink hot milk.
  4. Does your mother reads books?
  5. British people likes tea?
  6. Does you like chocolate? – Yes, I like.
  7. My friends doesn’t like meat. They eats only vegetables.
  8. John likes fish and carrots but he doesn’t like onion.

Contest 6. “Professions”.

While the captains are doing their tasks match the professions of people and the places where they work.

Professions

Places of work

The right answers

1.

A housewife

A farm

A house

2.

A librarian

A hospital

A library

3.

A teacher

A theatre

A school

4.

A doctor

A canteen

A hospital

5.

A computer programmer

A factory

An office

6.

A driver

A school

A car

7.

An actor

A house

A theatre

8.

A farmer

A library

A farm

9.

An engineer

A car

A factory

10.

A  cook

An office

A canteen

Contest 7 “Who is the best interpreter?”

You had the homework to prepare the text for the contest “Interpreters”. Now let’s listen to you and the other team will try to translate it. Who is the best interpreter?

Text 1

 This is a brown bear. It is an English bear. Its name is Winnie-the Pooh. It is little and fat. The bear likes honey and jam. This bear is very good and funny.

Text 2

This is a girl. Her name is Little Red Riding Hood. She has got a mother and a grandmother. Now her Granny is ill. The girl has got flowers and a yellow bag in her hands. She is a nice girl.

Contest 8. “English Idioms”

I think this contest is the most difficult. You should form English idioms of comparison. You should complete each of them with a suitable word or words. Choose from the following: chalk from cheese, a bee, a goose, a bat, coal, gold, two peas, a king, a feather, a church mouse.

I’m sure you will do it.

Comparison

The right answer

As like as…

Two peas

As black as…

coal

As light as…

a feather

As blind as…

a bat

As different as…

chalk from cheese

As happy as…

a king

As busy as…

a bee

As poor as…

a church mouse

As silly as…

a goose

As good as…

gold

Contest 9. “Actors”

The last contest is “Actors.” Take these cards where you can read the beginning of jokes, find the second parts of them and act.

1 Team

1

- I’d like some crocodile shoes, please.

- Certainly, madam. What size does your crocodile take?

2

- Doctor, doctor! What shall I do? My son’s just swallowed a pen.

- Use a pencil until I get there.

3

Why do birds fly south?

- Because it’s too far to walk.

2 Team

1

- The Police are looking for a man with one eye called Jones.

- Oh, yes? What’s his other eye called?

2

- Doctor, when I drink a cup of tea, I get a sharp pain in my eye.

- Well, take the spoon out first.

3

-Waiter, will the pancakes be long?

- No, sir, round.

  • Thank you for the game. In some minutes our judges will say which team is the best one.
  • Today the winner is the team…

Thanks to our jury for their work. Good bye!

Оценочный лист

Название конкурса

“Bears”

“Rabbits”

1

Contest 1. “Introduction”

( the maximum points – 5)

2

Contest 2 “My dear school”

( the maximum points – 5)

3

Contest 3 ”Lazy Sentences”

( the maximum points – 5)

4

Contest 4 “Who is quicker?”

( the maximum points – 12)

5

Contest 5. “Captains’ contest”.

( the maximum points – 8)

6

Contest 6. “Professions”.

( the maximum points – 10)

7

Contest 7 “Who is the best interpreter?”

( the maximum points – 5)

8

Contest 8. “English Idioms”

( the maximum points – 10)

9

Contest 9. “Actors”

( the maximum points – 6)

Анализ внеклассного мероприятия по английскому языку

Форма: игра-соревнование;

Дата: 13/02/2019

Тема: «Знаешь ли ты английский язык?»

“Do you know English well?”

Выбор темы, формы и подбор материала для внеклассного мероприятия по английскому языку обусловлены её актуальностью и местом в системе уроков английского языка.

Использованные приёмы активизации и включения в процесс иноязычного общения зрительской аудитории – только в качестве болельщиков.

Количество учащихся, принявших участие в мероприятии: 20

Цель: повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка и  стране изучаемого языка.
Задачи:
1.Образовательные:
Расширение лексического запаса учащихся по темам School, Professions;
Расширение лингвистического кругозора и эрудиции учащихся;
2.Практические:
Активизация и закрепление лексики по темам School, Professions;
Выявление уровня знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Повторение грамматического материала по темaм Present Simple, Present Continuous;
3.Развивающие:
Развитие языковой догадки, внимания и логического мышления;
4.Воспитательные:
Воспитание умения работать в команде;
Воспитание чувства взаимопомощи;
Воспитание уважительного отношения к соперникам;
Воспитание культуры общения

 Содержание и форма проведения мероприятия полностью соответствуют запланированным целям и поставленным задачам:

А) Мероприятие имеет большую познавательную ценность;

Б) Мероприятие ставит перед собой цель – воспитание интереса к английскому языку и стране изучаемого языка, т.е. повышение мотивации учащихся к предмету;

В) Мероприятие имело следующую воспитательную ценность:

способствовало формированию разносторонне и гармонически развитой личности школьника, воспитывало в учащихся качества сотрудничества и взаимодействия, дух соревнования и желание стать первым.

Г) Форма проведения мероприятия (игра-соревнование) была выбрана с учетом возрастных (для учащихся 5 класса более приемлема свободная форма проведения мероприятия по иностранному языку) и индивидуально-психологических особенностей учеников (в классе всегда существовала атмосфера соревнования и конкуренции).

Д) Прослеживались межпредметные связи (английский язык, страноведение).

Материал внеклассного мероприятия полностью основан на учебном материале, изучаемом на уроках английского языка по данной теме.

В организации мероприятия прослеживался творческий элемент в деятельности учителя и учащихся: учитель старался создать непринуждённую атмосферу общения на иностранном языке, ученики же активно проявляли творческое мышление при выполнении упражнений-конкурсов.

Степень подготовленности мероприятия:

Мероприятие полностью проводилось на английском языке: выступление учителя и учащихся.

В ходе мероприятия использовались ТСО и музыкальное оформление.

В качестве наглядности использовались интерактивная доска, задания на карточках.

Отношение учащихся к мероприятию:

Во время мероприятия учащиеся проявили энтузиазм и высокую активность.

Показали дисциплинированность и личную заинтересованность.

На внеклассном мероприятии царила деловая и в то же время дружеская атмосфера взаимопонимания и заинтересованности. Психологический климат был благоприятным и способствующим плодотворному сотрудничеству учителя и учащихся для достижения поставленных целей.

Учащиеся оценивают мероприятие как интересное и познавательное. Одно из самых приятных частей мероприятия было объявление победителя и награждение команд (в качестве призов использовались дипломы и грамоты, а также оценки «хорошо» и «отлично»).

В целом мероприятие отличалось высоким уровнем организации и благоприятным психологическим климатом.

Общая характеристика проведённого мероприятия:

Мероприятие можно считать закреплением пройденного материала по теме «School, Professions», что подтверждает его познавательную, дидактическую, развивающую и воспитательную ценность. Данная форма проведения мероприятия выбрана удачно и является достаточно эффективной для данной ступени обучения и соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся. Недочётом можно считать то, что зрители не участвовали в конкурсах, нужно было продумать конкурс для зрителей.

Подобранный материал к мероприятию соответствовал уровню развития детей.
Также оно способствовало повышенному интересу к уроку, познавательной активности в изучении английского языка, к импровизации и воображению. Проведенное мероприятие наглядно представило соответствие результатов поставленным целям, оно

помогло отработать и  активизировать изученную лексику.
Внеклассное мероприятие проходило в виде соревнования между двумя командами, что способствовало развитию способности работать в группах,
По окончанию мероприятия были подведены итоги и выставлены оценки, всем учащимся и вручены дипломы и грамоты. На уроке были использованы приёмы и методы коллективной, групповой работы с учащимися. Сочетание этих методов и приёмов, позволили осуществить скрытый контроль развития речевых умений и увидеть усвоение учащимися ранее пройденного материала.
Я считаю, что данное внеклассное мероприятие прошло успешно, так как никаких негативных моментов в мероприятии не прослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом вступали в диалог друг с другом, активно работали в группах, можно было наблюдать коммуникативное раскрепощение детей в теплой, доброжелательной обстановке. Никаких изменений в ходе мероприятия не было. Во время проведения мероприятия в классе царила атмосфера дружбы и взаимовыручки.
Поставленные цели и задачи мероприятия были реализованы.

Дети получили эмоциональное и эстетическое удовлетворение.




Предварительный просмотр:

Игровые технологии при обучении английскому языку

на начальном этапе

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя - сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес.

Учитывая это, я использую на своих уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал.

Использование игрового метода на уроках иностранного языка призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приёмов стали для учащихся приятным занятием.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на успеваемости. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным пониманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так:

  • игра   втягивает   в   активную   познавательную   деятельность   каждого обучающегося   в   отдельности   и   всех   вместе   и   тем   самым,   является эффективным средством управления учебным процессом;
  • игра - свободная    деятельность,    дающая    возможность    выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников;
  • игра имеет определённый   результат   и   стимулирует  обучающегося   к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

-        в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников:  есть только играющие);  результат зависит от самого игрока,   уровня   его   подготовленности,   способностей,   выдержки,   умений, характера;

-        состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна  для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

-        игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Использование игрового  метода обучения  способствует выполнению важных методических задач таких как:

- создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала,

- тренировку обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться насколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность её определяется основным конфликтом игры - соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создаёт атмосферу эмоциональной напряжённости.

Несмотря на чёткие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жесты, мимику и т.д., имеет ярко выраженную целенаправленность.

Хотелось бы, привести примеры некоторых игровых приёмов. 

Игра " Кто быстрее"

Учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.

Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего - назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул. Например:

Аа - Аmеriса, арplе

ВЬ - Ьаll, ballon

Игра "Чья команда быстрее"

Две команды выстраиваются в две линейки в затылок друг другу лицом к доске:

а) первая команда получает задание - написать буквы в алфавитном порядке от Аа до Мm, а вторая - от Nn до Zz. Каждый ученик по очереди пишет по одной букве и убегает в конец своей команды. Выигрывает команда, ученики которой быстрее справились с заданием и сделали его правильно.

в) игра организуется так же, но ученики получают задание - к данной заглавной букве написать маленькую или наоборот. Выбор варианта игры зависит от того, в чём именно надо тренировать учащихся конкретной группы.

Игра на внимание

Проводится в быстром темпе:

а) учащиеся называют числа, которые делятся на 2 и 3;

в)        учащиеся считают через один (1, 3, 5 и т.д.);с) обратный счёт (9, 10, 9, 8 и т.д.)

г)        называется какое-либо число, а дети должны быстро назвать следующее заним или предыдущее число;

д)        учащиеся получают задание считать до 10, не называя числа, делящиеся на 2 и 3.

Игра "Незнайка"

Незнайка неправильно называет написанные на доске или на карточках цифры. Например, ведущий показывает цифру 9. Незнайка говорит: it`s seven. Класс хором его исправляет: No, you are wrong, it`s nine.

Игра " Переводчик"

Учащиеся становятся в круг, пряча за спиной по одной или несколько игрушек. В центре круга ведущий и "переводчик". Ведущий, указывая на кого-либо из играющих, обращается к переводчику: has he/ she got two kittens? Переводчик, обращаясь к ведущему, сообщает: Yes, I have got two kittens (или No, I haven`t)

Переводчик обращаясь к ведущему, сообщает:Yes, she has got two kittens или No, she hasn`t got two kittens.

Игра " Кто лучше читает"

а) Класс делится на две команды. Учитель в быстром темпе показывает поочерёдно представителям команд карточки со   знакомыми словами. Выигрывает команда, члены которой быстро и правильно прочитали слова.

б) Игра организуется так же,  но учащиеся читают незнакомые слова на изученные правила чтения.

При обучении письму может быть использована игра на победителя:

а) На доске написаны слова с пропущенными буквами. Заполняя пропуски, учащиеся пишут слова в тетрадях. Победителем становится ученик, первым правильно выполнивший задание и  правильно затем  прочитавший слова вслух;

б) Эту же игру можно проводить в более быстром темпе, если раздать учащимся заранее заготовленные карточки.

Радость растущего человека, жизнерадостность, переполненность энергией, бьющие эмоции - наиболее типичное состояние ученика школьного возраста. Оно проявляется в радостном, игровом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьёзного отношения. Ученик, выполняя то или иное учебное задание с требуемым результатом, часто в урочной и внеурочной деятельности. Все необходимые действия, составляющие ту или иную серьёзную деятельность, можно дополнить игровыми, не имеющими отношения к основной деятельности, но придающими ей особый колорит.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;
  • как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
  • в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  • возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Игра всегда предполагает определённого напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик ещё и говорит на иностранном языке. Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями.

В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Коммуникативная технология

Коммуникативная технология предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данная современная технология на уроках английского языка необходима ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

 Коммуникативная технология  на  уроках английского языка  формирует навыки коммуникативной компетентности. Для формирования навыков коммуникативной компетенции я  применяю метод учебно-речевой ситуации, как средство совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка».                                                                          

Цель:

Создание условий для  формирования коммуникативной компетенции, т.е. умений общаться на английском языке с носителями языка, через использование учебно-речевой ситуации, как средства совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка

Задачи:

-        использование личностно – ориентированного и коммуникативного подхода в обучении;

-        помощь учащимся  в преодолении психологического барьера в использовании английского языка как средства общения;

-        приобщение учащихся к ценностям мировой культуры;

-        создание условий для овладения учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности;

      -        создание комфортных условий для качественного обучения и воспитания нравственной, творческой личности в соответствии с ее индивидуальными возможностями;-       стимулирование речевых действий обучающихся для достижения поставленной цели;

-     развитие у школьников умения самостоятельно производить самооценку результатов деятельности.

 В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    Являясь учителем английского языка и исходя из реалий современной жизни   основным приоритетным направлением своей работы считаю  формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает коммуникативное и социокультурное развитие  средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодёжного туризма, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.

  Наиболее приемлемым способом организации урока стал для меня метод учебно-речевой ситуации, который является одним из способов развития и   совершенствования навыков монологической и  диалогической речи и   способствующий активизации речи учащихся при работе с партнером. Когда люди разговаривают, то, что они говорят, определяется совокупностью целого ряда условий, таких, как мотив, лежащий в основе разговора, его цель, особенности партнера, обстановка речи, той деятельности, в которую включены участники разговора, и т.д. От учителя ожидается умение воспроизводить эти условия в учебном процессе с помощью учебно-речевых ситуаций и тем самым получать от учащихся высказывания с заданными параметрами. Роль учебной ситуации состоит в том, чтобы моделировать фрагмент объективной действительности, соотносимой с речевыми действиями партнеров в общение. Речевое действие мотивируется стремлением к самовыражению, самоутверждению, познанию, общению. Цель его может состоять в том, чтобы убедить другого человека в чем-то, получить развернутую информацию, обменяться впечатлениями, воспоминаниями.        Моделирование ситуаций личностного и социально ориентированного общения требует учета обеих форм контакта – монологической и диалогической, реализуемых сочетанием продуктивных и рецептивных действий. Такой способ получения высказывания гораздо совершеннее, чем широко распространенные в школе пересказ, ответы на вопросы, изменение заданного готового текста и т.п., потому что он дает возможность ученику самостоятельно определять содержание своего высказывания, то есть действовать так, как действуют люди в реальном общении. Тематика учебно-речевых ситуаций связана с жизнью ученика в семье и школе, с событиями окружающей действительности, и это позволяет касаться на уроках иностранного языка вопросов, близких и жизненно важных для ученика, формировать его ценностные ориентации, его отношение к жизни, труду, себе и другим. Использование учебно- речевой ситуации начинается у меня с начала урока, с речевой зарядки.

 Функция контактов и вежливости осуществляется в любых конечных ситуациях общения в виде вступления в разговор (обращение, приветствие) и его завершения (прощание, пожелание). При вступлении в речевое взаимодействие должны учитываться следующие факторы;

- Мотив говорения: учащиеся говорят или слушают, чтобы сообщить  или узнать что-то интересное, неизвестное;

- цель говорения: учащиеся реализуют личные потребности, стремясь узнать что-то, что им было неизвестно, пытаясь согласовать со своими партнерами какие-то действия, поделиться с ними новой информацией;

- в содержании говорения: учащиеся выражают свои собственные суждения, мысли, позиции, желания, при этом значение того, о чем они говорят, им хорошо известно, понятно, интересно;

- средства общения: учащиеся высказывают собственные мысли, оценочные суждения, используя все возможные средства общения, а том числе, мимику и жесты;

- организация урока: партнеры внимательно слушают друг друга, смотрят в глаза друг другу; для них важно, что говорится, а не то, как это говорится.

  Доступность учебно-речевой ситуации в значительной мере определяется и той ролью, которую ученику предлагается сыграть в рамках данной ситуации. Именно социально-коммуникативная роль, так же как и речевой стимул, выступает фактором выделения сфер общения, которые с помощью учебно-речевых ситуаций могут быть смоделированы с учебными целями на уроке английского языка. Учебно-речевая ситуация определена как «совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей». Важно помнить то, что воздейственность ситуаций в учебном процессе зависит не только от точной ориентированности на конкретную учебную задачу, но и от ее доступности для ученика, соответствия его интересам и потребностям. Этим определяются отношение ученика к предлагаемой ему учебно-речевой ситуации, характер, количество и качество его реакций. Поэтому при определении характера ситуаций, на фоне которых должна протекать речевая деятельность учащихся, во внимание должны приниматься возрастные особенности психики, нормы, традиции и правила поведения, характер потребностей и мотивов, жизненный опыт, планы учеников на будущее. Для того чтобы состоялся акт общения, между участниками должен быть установлен контакт.

 В начале урока при введении речевой зарядки многие годы я являлась в основном «добытчиком  информации» и какие  бы ни были интересные вопросы и ситуации, мешала «однообразность» формы. Поэтому я ввела в практику построение речевой зарядки методом учебно-речевой ситуации. В 4 классах учащиеся готовят по одному вопросу для ученика, чья очередь выходить вперед и отвечать на вопросы группы. Очередность определяется в начале учебного года и назначается в группе ученик ответственный за очередность. В начале учебного года в качестве повторения пройденного материала мы задаем вопросы из общей сферы деятельности. При этом перед началом работы идет повторение грамматики (типы вопросительных предложений, порядок слов в вопросительных предложениях, повторение лексики, интонация разных типов вопросительных предложений). Учитывая, что при общих вопросах ответом служит реплика Yes or no мы усложняем вопрос с помощью добавления вопроса Why? в конце предложения. При таком методе осуществляется ситуация общения в виде вступления в разговор (обращение, приветствие) и его завершения (благодарение, пожелание.). Когда ученики задают вопросы и отвечающий не понимает  вопрос, то первая реплика «repeat, please». Задающий вопрос ученик должен повторить свой вопрос. Бывают ситуации, когда вопрос задан сложный с использованием незнакомой лексики, тогда отвечающий может попросить «translate, please». Это все учитывается при оценивании ответов. Использование метода сотрудничества позволяет в начале учебного года определиться с оцениванием  ответов  учащихся. Оценочная деятельность проходит  как коллективный процесс. Обязательным условием является совместное продумывание системы оценки ответов учащихся. Критерии оценок  бывают примерно такие;

Оценка «5»- на все вопросы были даны полные ответы без переспроса. В ответе ошибок нет.

Оценка «4» на все вопросы были даны ответы, 2-4 ошибки в речи (грамматические, фонетические или лексические).

Оценка «3» не на все вопросы были даны ответы, 5-7 ошибок.

 При выставлении оценок проходит процесс взаимооценивания и самооценки. Учащиеся проговаривают какую оценку они поставили говорящему и почему. При системном применении этого метода процесс оценивания составляет не более одной минуты. Каждый ученик готов с оценкой, так как это происходит  системно. Ученики должны назвать типы ошибок (фонетические, лексические,  грамматические, речевые). В конце отвечающий на вопросы делает рефлексию своего ответа и соглашается или не соглашается с оценкой. В ходе работы не было случая несогласия с оценкой, так как дети объективно подходят к оцениванию.  С октября месяца после повторения пройденного материала происходит коллективный выбор тем вопросов. Учащиеся начинают составлять вопросы  из межпредметных областей. Использование межпредметных связей на уроках английского языка позволяет расширять кругозор учащихся;

- литература – творчество великих писателей, биография писателей и сюжеты литературных произведений;

- история – ключевые исторические и современные события своей страны и  стран изучаемого языка, основные исторические даты, биографии выдающихся исторических личностей;

- география – географическое положение, политическое устройство своей страны и  англоговорящих стран, великие географические открытия, биографии выдающихся путешественников;

- биология – животный и растительный мир, строение человека, биография выдающихся ученых;

По типологии ошибок я сделала вывод, что наиболее часто встречающиеся ошибки - это фонетические и грамматические.  В конце ученик приготовивший вопросы соглашается или не соглашается с оценкой. В случае несогласия  оценка не выставляется и дается возможность на следующем уроке доказать соответствующую оценку и исправить ошибки.  При такой форме проведения речевой зарядки я добилась преимущества во временном отношении речи учащихся на уроке, так как при речевой зарядке речь учителя сводится к минимуму. Я считаю, что всегда нужно помнить, что ученики приходят в школу не только, чтобы получить знания по предметам – для них очень важно общение и метод условно-речевых ситуаций дает эту возможность. Немаловажным фактором является  создание психологического  комфорта для учащихся, чтобы и они и я от урока получили удовольствие. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании, уметь поддерживать хорошую дисциплину, основанную на уважении учителя к учащимся и учащихся к учителю. Применение  метода учебно-речевой ситуации в начале урока дает положительный эмоциональный настрой на весь урок.

Учебно-речевые ситуации важны для развития диалогической речи как один из основных методов обучения. Диалогическое высказывание, создаваемое двумя учащимися, может быть охарактеризовано как с качественной, так и с количественной стороны. Качественные особенности диалогического текста определяются предметом речи, содержанием, типом диалога, видом составляющих его диалогических единств, количественные – числом реплик и степенью их развернутости, количеством диалогических единств.  Предмет речи в диалогическом тексте отражает тематику высказываний, предусмотренную для каждого класса программой по иностранному языку, конкретизируя ее. В УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» огромная возможность применения метода учебно-речевых ситуаций, так как обучению диалогической речи отводится одно из приоритетных направлений. На тип диалога влияют психологические установки говорящих: они могут быть диктальными, модальными или регулятивными. В первом случае диалог может иметь характер опроса, взаимного обмена информацией, во втором он может иметь характер воспоминаний, спора, дискуссии, комментария, в третьем – носить характер инструктажа, планирования, уговаривания. В учебном процессе я использую в основном диктальными типами диалогов. По степени развернутости диалог может варьироваться от диалогического единства, включающего две реплики, до развернутого текста, построенного на комбинации различных диалогических единств, состоящих из нескольких распространенных реплик. Знаменательным оказалось то, что учебно-речевые ситуации упростили работу не только мне, но и моим ученикам, поскольку благодаря этому методу, они смогли раскрепоститься и забыть об условностях, в которых обычно протекает работа над теми или иными упражнениями. Ситуации, задаваемые мной, стали прекрасным дополнением к учебникам  Биболетовой М.З. к тем темам и тому материалу, который предлагается автором. Учащиеся проявляли наибольший интерес в упражнениях на диалогическую речь. Принимая на себя разные роли, дети с радостью и явным желанием разыгрывали диалоги перед всем классом – сначала воспроизводя данные в учебнике, а затем и продуцируя свои собственные, с использованием активной лексики и грамматики соответствующего урока. Те, кто сидел на местах, дожидаясь своей очереди, с неподдельным интересом следили за «игрой» своих одноклассников, после их выступления комментировали увиденное и услышанное, стремились показать лучший результат, произвести впечатление, забыв о чувстве скованности, которое они испытывали раньше, увидев прозаичное задание: «Постройте диалог на тему….». Таким образом, учебно-речевые ситуации превратились для нас в настоящее представление, где мы раздавали роли, использовали свое воображение, подкрепляли речевые действия жестами и демонстрировали эмоции. Среди учащихся 4-го класса учебно-речевые ситуации с опорой на наглядные элементы пользовались наибольшим успехом. Я показывала детям несколько картинок, изображающим эмоции людей и предлагала им разбиться на пары. Один ученик изображал эмоцию, заданную картинкой, а второй интересовался причиной этой эмоции. Учащимся доставляло особое удовольствие изобразить эмоцию и придумать причину, по которой они чувствовали бы себя так, будучи героями с картинок. Их партнеры нередко хотели задать еще пару вопросов о причине подобного самочувствия, и в итоге диалог не заканчивался двумя-тремя фразами, а перетекал в распространенное диалогическое единство. При этом дети охотно использовали предложенные мной элементы разговорной речи и междометия, в добавление к изучаемому материалу учебника. Изначально задание к картинке звучало так: «Look at the picture and say what the people feel. Imagine yourself as Mike and John \ Kate and Dana, answer your friend’s question and let him\her react». В качестве активатора к упражнению я предложила ребятам выполнить упражнения:

1. «Пользуясь словарем, подберите пары слов, обозначающих противоположные эмоции и характеристики человека»: optimistic, cheerful, interested, energetic, happy, cross, satisfied, greedy, unhappy, disappointed, sad, scared, shy, pessimistic, kind, indifferent, generous, calm..

2. «Подумайте, почему человек может испытывать перечисленные эмоции».

Увидев предложенные картинки и придумав причины, дети пожелали не просто поинтересоваться у своего товарища, «в чем дело» и отреагировать на его ответ, но также задать еще несколько вопросов. Таким образом, мне пришлось обеспечить их рядом полезных слов и выражений, которые мы записали в тетрадь: difficult, angry, need to learn, who’s starring, promise to help, what’s up with you, together. учащимся была предоставлена возможность самим придумать для себя подходящую ситуацию, обозначенную лишь позицией ролей: они сами придумали причину, возможные вопросы и способы реагирования на них. Содержание диалогов было продиктовано исключительно интересами и актуальными проблемами каждой пары учеников. Помимо этого, подобные речевые ситуации помогли нам закрепить и отработать пройденный материал: диалог № 1 – тема «School», диалог № 2 – придаточные с союзом because.

Использование учебно-речевых ситуаций обычно происходит в  период, когда учащиеся уже накопили некоторый опыт в построении диалогов и в наблюдении за речевым поведением других людей в подобных ситуациях (образцом в учебной среде является речь учителя и его поведение). Таким образом, предварительная тренировка учащихся позволяет с течением времени снимать все больше условий с учебно-речевой ситуации и оставлять больше пространства для воображения и творчества.

Начинали  мы с отработки лексики и фразовых единств по теме «Знакомство» в начале курса пятого класса, на одном из уроков я ввела учебно-речевую ситуацию «Новый ученик» в соответствии с учебным материалом. Вместо того чтобы проходить урок по учебнику, я распечатала красочную картинку, изображающую двух школьников – мальчика и девочку, которые знакомятся друг с другом – и задала ситуацию: «В школу Джейн поступил новый ученик по имени Дима. Джейн встречает его у дверей класса и задает ему вопросы, Дима с радостью отвечает ей». Прежде чем разыгрывать саму ситуацию, я попросила учащихся выполнить несколько небольших упражнений: (например)                                                                                                               

На втором этапе работы с диалогом учащимся было предложено проявить активность и от имени Димы задать встречные вопросы Джейн. Таким образом, количество фраз в диалоге увеличилось в два раза. Кроме того, в качестве активизации в начале урока, неоднократно применялась еще одна ситуация: «Вы – двое\трое\четверо друзей, встретившихся в школе после выходных. Поприветствуйте друг друга.» Учащимся раздавались карточки, на которых было написано настроение или самочувствие, и они должны были поприветствовать друг друга в зависимости от полученной карточки.

Нашим самым любимым упражнением в качестве подготовки к разыгрыванию предложенной ситуации стала так называемая «Карусель». Проходя тему «Распорядок дня» с 3-м классом, я задала учебно-речевую ситуацию: «Вы – Том и Майкл. Тому наскучило сидеть дома в одиночестве, и он пытается уговорить своего друга посмотреть что-нибудь вместе, а Майклу лень, и он упорно отказывается. Том прилагает все усилия, чтобы уговорить друга, и в конце концов Майкл уступает». В помощь ученикам я раздала каждой паре по две карточки с законченным фразеологическим единством. Построившись в карусель, где половина учащихся оказывалась во внутреннем круге, а другая половина во внешнем круге, учащиеся работали так же в парах: один из них говорил за Тома, второй за Майкла. После окончания диалога, все учащиеся внешнего круга делают шаг в сторону по часовой стрелке и меняют своего слушателя. Таким образом, один ряд оставался неподвижным, а второй делал круг, сменяя партнеров, учащиеся повторяли свои реплики, и хватало всего пары кругов, чтобы воспроизвести ситуацию без опоры на карточки. После этого учащиеся менялись ролями.

Учебно-речевые ситуации были использованы при построении небольших диалогических единств, которые впоследствии объединялись одной глобальной ситуацией и таким образом включались в ролевую игру, основанную на связи нескольких диалогов.

Подготовка к разыгрыванию ситуации и высказывания учащихся носили более свободный, так скажем самостоятельный характер. Степень моего вмешательства и контроля сводилась к минимальной, и значит, временное соотношение речи учителя и учащихся преобладала в сторону учащихся, а моя помощь заключалась в предоставлении систематизированной лексики и грамматики по соответствующей теме. Таким образом, учащиеся могли строить диалоги, исходя из собственных соображений, руководствуясь лишь общими инструкциями в УРС.

 Таким образом, я могу сделать вывод о том, что использование метода учебно-речевых ситуаций способствует более успешному развитию и совершенствованию навыков монологической и диалогической речи.

Заключение

Итак, подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

Учебно-речевая ситуация – это ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и развитие умения говорения.

Учебно-речевая ситуация вызывает потребность в общении на английском языке, обеспечивает личностную, познавательную активность учащихся, является подражанием действительности, сочетая в себе речевое и неречевое общение.

Учебно-речевая ситуация выполняет функции:

- программирующую

- контролирующую

- стимулирующую

- образовательную

Учебно-речевая ситуация предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему, поскольку каждый учащийся «вживается» в роль, проецирует ее на себя. К тому же нередко учебно-речевая ситуация затрагивает нечто непосредственно важное и актуальное для учащихся определенной возрастной категории. Перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, происходит знакомство с языком жестов, расширяется и углубляется понимание других людей. При включении учебно-речевых ситуаций в процесс обучения создается благоприятный психологический климат на уроке. Сталкиваясь с элементом новизны и необычности задания, требующего творческого подхода, учащиеся испытывают удовольствие, так как для них это в первую очередь – игра, способствующая высокой мотивации. Таким образом, урок проходит на высоком эмоциональном уровне.          



Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы обучения чтению на  уроках английского языка

на начальном этапе обучения

Тема «Эффективные формы обучения чтению на  уроках английского языка на начальном этапе обучения»

 Предмет исследования -  обучение чтению как одному   из видов речевой деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего теоретического рассмотрения чтения, способов ее достижения, систематизация и применение. Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки - поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

Цель исследования заключается в выявлении проблематики, в описании и комплексном  изучении  мотивов, условий и способов обучению чтению

В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной проблеме

2. Выбор оптимального способа и форм.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Этому посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.

Во многих УМК по английскому языку обучение чтению на английском языке в начальной школе ведётся по такому принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтения открытого и закрытого слогов и подразумевается, что ученики сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок.

С опытом приходит понимание того, что это просто невозможно сделать. При таком обучении теряется главное – ученики плохо знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что, порой, даже старшеклассникам трудно обойтись без хорошего словаря. Поэтому пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками и буквами одновременно. Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным?

 Для ученика 2-го класса, не освоившего навыки осмысленного беглого чтения на русском языке встает проблема восприятия нового графического образа английского языка. Вместе с тем параллельно идет восприятие бурятского языка. Поэтому для ученика начальной школы необходимо в кратчаший срок освоить чтение на 3-х языках (русском, английском и бурятском языках).  Это вызывает огромную нагрузку на память, ведь это нужно запомнить и транслировать самому. Чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок из-за перегрузки. Ведь ребенок осваивает 3 языка одновременно.

В связи с внедрением УМК Кузовлева В.П. в начальную школу встал вопрос о скорейшем обучении чтению. Однако работая по УМК Кузовлева  мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Одновременно возникает вторая проблема - перенасыщенность учебного материала. Программа рассчитана на очень быстрое освоение учащимися техники чтения.

В книге даны также грамматические понятия, которые ученик 2-го класса не сможет осмыслить,  у него нет аналога в русском языке. Исходя из этого, приходится вводить  ряд дополнительных  упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать). Мы вводим новые правила и упражения, способные максимально упростить овладение чтением.

  1. Быстрое установление звуко-буквенных соответствий; Для ученика 2-го класса идет вначале графическое восприятие звуков.

Сначала мы знакомимся с английскими звуками.  Каждый звук вводится в стихотворной форме. Например, показываю детям картинку с изображением змеи и звук [∫].  Далее рассказываю стихотворение:

[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостик

Она в кроватке не лежит,

А извивается, шипит.

«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].

Сочетание sh мы читаем [ʃ]:

  1. Чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

Закрытый слог

[ æ ]

man [ mæn ] - мужчина, человек
Ann [ æn ] - Анна
bad[ bæd ] – плохой

  1. Чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

Жил на грядке мистер Кэррот

Однажды ему принесли письмо от брата с

дальних огородов:

«Приезжай быстрее! Я и мои друзья в беде!»

И он тут же отправился в путь.

Сначала он шел по каменистой дороге и его шаги

звучали вот так:

B b b b b b b b

Потом он пошел по песку, и его шаги стали

звучать глухо. Вот так:

P p p p p p p p

  1. Выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Буква S, s [ es ] читается как звук [ s ] в начале слова, перед согласными, в конце слов после глухих согласных и как звук [ z ] – в конце слова после звонких согласных и гласных, а также в положении между гласными.

send [ send ] – посылать
desk [ desk ] – письменный стол
desks [ desks ] – письменные столы
pens [ penz ] – ручки
please [ pli:z ] - пожалуйста

  1. Смысловое чтение

Правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого

Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

Возможны вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос обычно лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа:                                                                                                                                                - Определите, из какой сказки взят этот отрывок.                                                                                  - Выясните, почему текст так называется.                                                                                                - Прочитайте и скажите, о ком эта статья.

Существуют вопросы, предполагающие свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся.

 На этом этапе выполняются следующие упражнения:                                                                    1. Найти ответы на предложенные вопросы.                                                                           2. Подобрать заголовок к каждому из абзацев.                                                                        3. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу.                            4. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо.                                                                                                             5. Расставить по порядку иллюстрации к тексту.                                                                     6. Догадаться о значении незнакомых слов.

Послетекстовый этап очень важен, т.к. он дает ученикам чувство достижения цели. Упражнения:                                                                                                                                           1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.                                                                      2. Доказать, что…                                                                                                                                    3. Составить план текста.                                                                                                                        4. Рассказать текст от лица главного героя.                                                                                          5. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст.                                                                                                                          6. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.                                                                 7. Придумать новое название для текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля  за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Основной акцент   играет формирование мотивов у младшего школьника и в  комплексном  изучении  мотивов можно выделить несколько факторов

1. Уделение на уроке большого внимания выполнению игровых заданий, действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера;

2. Использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов интонационных моделей фраз.

Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило [1]. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Заключение

Чтение – это                                                                                                                                      · самый легкий навык, с которым можно работать в классе и вне класса;                               · чтение является более легким видом деятельности, чем речь;                                                    · дает возможность получать знания и расширять кругозор;                                                          · чтение и книги открывают другую культуру и другой мир;                                                     · тихий и спокойный вид деятельности.

На начальном этапе преобладает чтение вслух, но оно является средством обучения чтению про себя. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтению вслух.

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

Чтение необходимо  рассматривать  не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.- М., Русский язык, 1977.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе.- М., Просвещение, 1988.

Риверс В. Формирование речевых умений и навыков. /Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом.- М., Просвещение, 1978.



Предварительный просмотр:

                  Проектная технология на уроках английского языка

Проектная технология — характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников

 Использование метода проектов в процессе обучения учащихся средствами предмета «Английский язык» дает учителю большие возможности для воспитания личности школьника, так как учитель может реально осуществлять деятельный характер обучения за счет сочетания разных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Он имеет возможность путем организации образовательной среды и варьирования учебной нагрузки создать каждому ученику условия для возможного выбора предпочтительной деятельности, партнера и средства обучения. Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения применять полученные иноязычные и междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности, самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого, совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекторию на неделю, месяц, четверть и т.д.

Проект- это возможность учащимся использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях,  выразить свои собственные идеи в творческой форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида и члена проектной группы. Он сам определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Основные принципы проектной работы:

1.Вариативность (предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы групповую форму работы.) Тексты могут быть в виде диалогов писем, таблиц, описаний

2.Решение проблем (решая проблемы, дети учатся думать)

3.Когнитивный подход к грамматике. Учитель помогает учащимся самим поработать над грамматическими структурами. Исчезает страх перед грамматикой.

4.Учение с увлечением. Получение удовольствия- одно из самых главных условий эффективности обучения.

5. Личностный фактор. Ученикам предоставляется возможность говорить о себе, своей жизни интересах, увлечениях.

6.Адаптация заданий. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.

Как я работаю над проектом.

1 этап- планирование в классе. Моя задача – вызвать интерес к теме и настроить учащихся на восприятие материала с помощью вступительной беседы. Тема проекта должна быть достаточно интересной для учащихся. Обсуждаем содержание проекта, примерный план работы, способы сбора и виды информации, выбираем оптимальную форму презентации результатов и оценивание работы.

Форма презентации зависит от конечного продукта: схема, буклет, видеопоказ или устная презентация.  

2 этап - подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Для этого активизирую необходимую для работы лексику и грамматические конструкции.

3 этап- выполнение проекта. Главная задача- сбор информации. Выходя за пределы класса, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который он использует, и тем самым расширяет коммуникативные навыки. Пользуясь библиотекой, Интернетом  учащиеся собирают информацию.

4 этап – совместная работа в классе. Ученики оформляют свою работу. Оформляя свои работы, наряду с традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок и гуаши используют компьютер: создают иллюстрации с помощью компьютера, набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

5 этап- презентация и защита проекта. По окончанию презентации ученики анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения.

6 этап – контроль, оценка проектной работы. Обычно при презентации проекта мы ставим две оценки.

Первая оценка- оформление презентации;

 «5» - содержание полное, новизна материала, познавательный эффект

«4»- содержание неполное, нет новизны

«3»- содержание не соответствует поставленной теме.

Вторая оценка- языковое оформление (учитываются грамматические, фонетические и лексические стороны защиты проекта);

«5» - нет ошибок

«4»- 2-4 незначительные ошибки, не затрудняющие понимание

«3»- 5-8 ошибок, содержание затруднено из-за ошибок.

В конце презентации идет коллективное обсуждение оценки

Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объёма работы, которую ученики выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа даёт возможность развить творческие способности ребёнка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.    В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков.  По результатам  выполнения  оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала.

Количество  этапов от принятия идеи проекта до его презентации обычно зависит от его сложности. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

- конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание;

- игровые, ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики),  драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка);

- информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению;

- сценарные проекты  - сценарии внеклассных мероприятий на английском языке;

- творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык и с родного языка на английский;

- издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка, как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью, свой родной край иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.        

Проекты, созданные моими учениками;

  1. Мини – проекты  «Нappy birthday», “My favourite season”, “Happy New Year”,
  2. Конкурс реклам Welcome to Bayangol.
  3. Конкурс рассказов My favourite animal, My family.
  4. Презентация поздравительных открыток.
  5. Презентации Microsoft Power Point  по темам и др.

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые, игровые: это инсценировки сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. На различных школьных мероприятиях мы представляем наши проекты. Например, на Новый год мы ставим инсценировки сказок по тематике новогодних сказок. Учащиеся с удовольствием разучивают роли и готовят костюмированное представление.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе. Совместная работа над подготовкой проекта – это  прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде.

Следует обратить внимание и на тот факт, что работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда и не все учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссии, обсуждать организационные вопросы, излагать свои мысли и т.д. Неизбежны языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому разработке проектов должно предшествовать повторение и обобщение  необходимого лексического и грамматического материала, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.                                                                                                                      

Анализируя опыт работы по использованию метода проектов, можно сделать вывод, что использование данной технологии в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д.,  ученики вовлечены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.        Учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями; значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.  Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Применение данной методики позволяет создать на уроке исследовательскую творческую деятельность, превращая учащегося из объекта обучения в субъект. Проектная деятельность учащихся реализуется в виде защиты своих проектов, рефератов, докладов на уроке, на научно-практических конференциях.

 Мне кажется, что данный метод может увлечь учащихся творчеством,  способствовать их развитию, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знание из разных областей.



Предварительный просмотр:

 Развитие творческих способностей учащихся

на уроках английского языка и во внеурочное деятельности

Творчество является важнейшей личностной способностью, позволяющей обучающемуся адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.    Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его — вот какова цель творческих  мероприятий.

Цели работы:

  • выявление, развитие и оценка способностей учащихся по английскому языку с помощью изученных и подобранных методик;
  • формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;
  • повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся;

Задачи:

  1. изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, методики по диагностике, развитию и оценке способностей учащихся;
  2. диагностирование учащихся, определение уровня творческой активности и их лингвистических способностей с помощью изученных методик;
  3. выявление наиболее рациональных и эффективных приемов и методов обучения        

английскому языку (нестандартные, исследовательские, творческие), способствующие формированию данных способностей;

       4. апробирование этих методов на уроках;

     5.  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,  

          позволяющих учащимся проявить свои возможности;

Формы работы:

- проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся по английскому языку;

- анализ проведенной педагогом-психологом  школы социально – педагогической диагностики учащихся;

- проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматическиео тестирования учащихся);

- проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;

- анкетирование;.

Ожидаемые результаты: 

  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;
  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;
  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
  • сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

Формы контроля

  1. Тест
  2. Викторина
  3. Презентация
  4. Устное или письменное сообщение
  5. Ролевая игра
  6. Проект
  7. Контрольная работа

План работы с учащимися начальных классов по выявлению и развитию способностей по английскому языку  на 20__ -20__ учебный год

Основные мероприятия

Сроки реализации

Формы работы

1

Проведение диагностики лингвистических

способностей учащихся   (проведение входной

диагностики)

Сентябрь

Анкетирование учащихся, тестирование по предмету

2

Анализ полученных результатов проведенных

диагностик, составление базы данных

учащихся, имеющих высокий

интеллектуальный и учебно- познавательный

интерес.

Сентябрь

Анализ, составление базы данных способных, успешных детей,  составление плана по развитию способностей учащихся

3

Организация индивидуальной работы с  

детьми.

Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

4

Подготовка к олимпиаде

Сентябрь – октябрь-ноябрь

Индивидуальные занятия

5

Привлечение способных, мотивированных

учащихся к осуществлению помощи

слабоуспевающим в классе.

постоянно

Организация работы

6

Организация и проведение школьного этапа  

Республиканской олимпиады по английскому

языку среди 3-8 классов

ноябрь

выполнение олимпиадных заданий

7

Подготовка учащихся к муниципальному

этапу Республиканской олимпиады по

английскому языку среди 3-8 классов

март

Индивидуальная работа, консультации

8

Подготовка учащихся к участию в

дистанционных конкурсах различного уровня

(Британский бульдог, Олимпис, Учи ру,

Skyeng и др.)

В течение года

Индивидуальная работа

9

Организация проектной деятельности

учащихся на уроках английского языка.

В течение года

оформлению и защите проектных работ

10

Консультирование родителей   детей по

вопросам развития способностей их детей.  

В течение года

Индивидуальная работа

11

Проведение индивидуально – групповых занятий и консультаций с учащимися, имеющими слабые способности (согласно программе)

В течение года

Индивидуальные и групповые консультации

12

Подготовка к участию в районной конференции  

«Первые шаги в науку» для учащихся 1-7

классов

Январь - февраль

Индивидуальные и групповые консультации

13

Проведение нестандартных уроков (урок –

интервью, урок – беседа, урок- игра, урок –

путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…)

В течение года

Планирование и проведение уроков

14

Создание банка нестандартных разноуровневых  

заданий по английскому языку по 4 видам

речевой деятельности: аудированию, чтению,

говорению, письму.

В течение года

Разработка нестандартных заданий по АЯ по всем видам речевой деятельности

15

Создание банка олимпиадных заданий и

исследовательских работ учащихся.

В течение года

Составление э – банка заданий и ИР учащихся

16

Выполнение дифференцированных заданий

повышенной трудности по всем видам речевой

деятельности, творческих и учебных проектов,

создание учебных презентаций и видеороликов.

В течение года

Разработка       разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих и социальных проектов.

17

Проведение анализа (мониторинга) уровня

компетентного владения всеми видами речевой

деятельности путем проведения тестовых

заданий и анализа участия обучающихся в

олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В течение года, в конце учебного года

Разработка показателей мониторинга.                          Проведение е мониторинга ШСОКО.

18

Проведения анализа эффективности  работы с

одаренными детьми.

В конце учебного года

Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....