Статья Подкастинг - эффективный инструмент в процессе обучения иностранным языкам
статья по английскому языку (10, 11 класс)

Волга Людмила Анатольевна

В статье рассказывается о роли подкастов в процессе обучения иностранным языкам, приводится классификация ресурсов по видам речевой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22-23.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДКАСТИНГ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Волга Л.А., учитель английского языка

ЧОУ СОШ «Поколение» г. Волгоград

milavolga27@mail.ru

          Стандарты основного общего образования заложили определённые требования к овладению иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося на старшей ступени обучения (4). Проблематика вопроса связана с разработкой и введением механизмов обновления содержания образования в школе, что явилось и управленческой, и научной, и педагогической задачей. Проблемы, которые должны быть решены при обновлении содержания языкового образования – это, прежде всего, проблемы нагрузки учащихся, проблемы актуальности и современности осваиваемого ими содержания, мотивированности освоения учебного материала, проблемы «соответствия обновления содержания и форм педагогической деятельности, проблемы реальной индивидуализации учебного процесса» (1).

          При отборе нового содержания, необходимо ставить акцент на формирование универсальных общеучебных и специальных учебных умений, необходимых для овладения различными способами извлечения информации. Основное внимание исследователей уделено изучению отдельных сторон речевой деятельности, тогда как основные стратегии повышения эффективности процесса обучения иноязычной коммуникативной компетенции на этапе 9-11 классов, остаются недостаточно изученными.

          Так, в частности, в процессе обучения иностранным языкам на старшем этапе встаёт вопрос подготовки выпускников к единому государственному экзамену. Исходя из своей практики и анализируя дискуссии на профессиональных форумах, мы пришли к выводу о том, что УМК, предлагаемые федеральным перечнем учебников базовым школам, содержат не достаточный методический ресурс для осуществления эффективной подготовки выпускников к успешной сдаче экзамена. Особенно остро стоит вопрос о выполнении заданий повышенной сложности, таких, например, как написание эссэ.

          В практике обучения иностранным языкам нашей школы хорошо зарекомендовала себя работа с обучающими подкастами, которые являются средствами асинхронной коммуникации. В отличие от средств синхронной коммуникации, когда взаимодействие преподавателя с аудиторией осуществляется в режиме реального времени в сети Интернет, средства асинхронной коммуникации - работа с подкастами, аудиоблогами и скринкастами, например - «предполагают самостоятельную работу старшеклассника, когда ученик может работать в том режиме, который комфортен лично ему». (3)

          Ввиду аутентичности материалов и актуальности выбранных тем, подкасты можно продуктивно использовать в организации дискуссий и дебатов, которые помогают в построении логики рассуждений, обосновании выдвигаемых аргументов и затем в написании хорошего, грамотного эссэ. Материал можно подобрать по уровню владения языком и по необходимой тематике. Например, при написании эссе на тему «Важен ли успех в жизни человека» можно предложить на анализ подкаст из пособия Speak Out уровня Intermediate, который называется Success (5). Ведущий задаёт проблематику беседы, опрашивая людей на улицах Лондона, что такое успех в их понимании, что нужно для того, чтобы стать успешным и так ли это важно вообще. Задавая тон дискуссии, обсуждение выстраивается в линию аргументов и необходимую для структуры эссе логику рассуждений. Имея материал в открытом доступе в сети Интернет, у учащегося есть возможность самостоятельно подготовиться к занятию, предварительно ознакомившись с лексическим насыщением по теме. Также после занятия, просмотрев подкаст ещё раз и вспомнив ход урока, написать эссэ на заданную тему. Таким образом, подкастинг позволяет осваивать новые формы и методы преподавания, связанные, прежде всего, с мыслительными операциями ученика, с операциями абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, вербального и смыслового прогнозирования.

          Среди интересных, на наш взгляд, ресурсов для эффективного написания письменного высказывания с элементами рассуждения в сети можно выделить следующие: 

1. ВВС   Bitesize   http'://vvww.bbc.co.uk/schools/ks2baesize/en^lish/vvriting.shlml   -   платформа   для   интерактивного   обучения письменной речи (письма, инструкции, аргументация, комментирование, написание рассказов).

  1.   Essay Punch  - бесплатный интерактивный сервис, предлагающий пошаговую модель написания эссе (развитие идеи, написание предложений с темой, заключения и т.д.).
  2.  Writing Fun http://www.teachei\s.ash.org.au/jeathe'r/writinguin/writingfiin.html помогает учащимся  подобрать лексические и синтаксические средства для написания текстов различной дискурсивной направленности (отчет, рассказ, объяснение, рассуждение, описания, аргументированное доказательство).
  3.  One True Media http://vvvvvv.onetruemeclia.com даёт возможность создавать красочные слайд-шоу и электронные открытки с использованием картинок, видео, музыки и текста.

          С точки зрения продуктивности, подкастинг является сильным импульсом для занятия иностранного языка в аспекте деятельностного подхода, учащиеся работают с перспективной информационной технологией в реальной ситуации.

          Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что подкаст как медианоситель является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством обучения иностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования. (2, с.93) Навыки и умения, формируемые с помощью технологии подкастинга, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках языкового аспекта, развивают социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Список литературы

  1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго поколения»)
  2. Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку//Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4 – С. 91-93.
  3. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения//Журнал о системах электронного документооборота (СЭД
    https://ecm-journal.ru/card.aspx?ContentID=3348908 
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (http://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka/ ttp://standart.edu.ru, пункт 11.3)

Frances Eales. Учебное пособие Speak Out. -  Pearson Longman, 2011 г. https://yadi.sk/d/7mawYMv5dM7wf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...

Статья "Нетрадиционные уроки и их роль в процессе обучения иностранным языкам"

В статье рассматривается нетрадиционный урок как одна из эффективных организационных форм обучения иностранному языку на всехэтапах обучения....

Статья "Метод фонетических ассоциаций как неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку в начальной школе"

Статья содержит материал, который можно использовать для повышения качества запоминания новой лексики младшими школьниками...