Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей "Французскии язык на сцене"
рабочая программа (французский язык) по теме

Громова Галина Александровна

Как развивать речь и мышление учащихся на французском языке? Как учить постигать тайны французского слова? Как учить постигать мир во всем его разнообразии,  воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому, толерантность к другой культуре и менталитету?

             Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, заторможенности, обучению чувствования слова и, особенно, иностранного слова, к художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей "Французскии язык на сцене"
срок реализации - 3 года, для детей 8-12 лет, автор Громова Галина Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 485 с углубленным изучением французского языка

Отделение дополнительного образования детей

Протокол педсовета №________                               УТВЕРЖДАЮ

от «___»_______________20__г                             Директор ГОУ школы № 485

                                                                              ___________/Петрова А.М./

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Французский язык на сцене»

Возраст обучающихся: 8 -12 лет

срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного  образования

                                        Громова Г.А.

                                     

                                       Санкт – Петербург

                                                     2013

Пояснительная записка

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых  поражает нас.

                                                                                                     Ф. Шиллер

Данная программа  дополнительного образования является общекультурной  и   относится к программам художественно-эстетической направленности, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и наклонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, способствует повышению мотивации к изучению французского языка.

Как развивать речь и мышление учащихся на французском языке? Как учить постигать тайны французского слова? Как учить постигать мир во всем его разнообразии,  воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому, толерантность к другой культуре и менталитету?

Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, заторможенности, обучению чувствования слова и, особенно, иностранного слова, к художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Можно ли сказать, что театральная деятельность учащихся - важная часть образовательного процесса? Конечно, театр, внедренный в учебные заведения, является одним из самых эффективных средств обучения иностранному языку. Эмоции и впечатления, полученные во время театральной деятельности, становятся прожитым жизненным опытом, который и преобразуется в знания, что в свою очередь стимулирует мотивацию учащихся.

В сочетании с традиционными уроками французского языка, театральная практика является для учащихся наилучшим средством изучения  языка, так как к процессу усвоения текста добавляется выразительная его интерпретация и произношение с соответствующими интонациями. Театр учит юных актеров выражать свои чувства и доносить их до зрителей, развивать фантазию и творческие способности каждого, обучая их  работать в коллективе.

 Актерская игра - это способ познания мира. Тот, кто играет роль,  пропускает через себя новый образ, открывает в себе новые качества. Знания, которые человек получает в процессе подготовки к роли, навсегда остаются в его собственном «багаже», усваиваются намного глубже того, что просто услышано или прочитано, что является самым главным в изучении иностранного языка, особенно, французского. Театр способен развить в человеке чуткость и внимательность  к другим людям, наблюдательность и креативность.

Для детей все вышеперечисленное имеет особое значение, ведь ребенок гораздо более открыт миру и знаниям, вместе с тем у него намного меньше социального опыта, чем у взрослого. Театральная деятельность  дает возможность детям не только приумножить знания, но и приобрести опыт взаимодействия с другими детьми-актерами, опыт игры и создания образов, да еще и на французском языке.

Подготовка и постановка спектаклей на французском языке, их музыкальное оформление с использованием восхитительной французской музыки, декламация стихов знаменитых французских поэтов, выполнение красочных декораций особенно сильно воздействует на эмоциональный мир ребенка, будит его мысль, воображение, чувства,  помогает приобщать детей к прекрасному, развивает способность чувствовать гармонию и красоту, вызывает желание самому создавать ее, участвуя в творческом процессе,   расширяет их кругозор, осуществляет эстетическое воспитание,  глубже приобщает к культуре страны изучаемого языка – Франции.

О том, как важен театр в обучающем процессе, можно говорить бесконечно. Во-первых, не секрет, что даже в школах с углубленным изучением иностранного языка дети боятся на нем говорить, а участие в спектаклях помогает им раскрепоститься и, в частности, преодолеть «языковой барьер». Дети учатся тренировать осознанное, осмысленное действие со словом, отказываясь от механического заучивания текстов. Во-вторых, театр способствует развитию внутреннего мира ребенка, его образованию и воспитанию личности. Подросткам очень часто бывает трудно говорить о своих проблемах, а сцена дает им возможность рассказать о себе от лица театрального героя.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности, обогащая ее, в данном случае, знанием французского языка.

Данная программа актуальна, потому, что, во-первых, в наше время всеобщей компьютеризации происходит опасная замена реального общения виртуальным, в результате многие дети не социализированы, не умеют общаться, работа же в нашем   театральном объединении становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения, предоставляет уникальную возможность общения на французском языке, не находясь во франкоговорящей среде и, во-вторых,  потому, что возрождение театральных традиций нашей школы происходит именно в 2010 году – году Франции в России и России во Франции.  

Сценическая работа детей по программе  «Французский язык на сцене» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной среде приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,  совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов, снимается «языковой барьер».

Программа направлена не на  создание из ребенка «универсального актера», а  на воспитание из  него жизненно адаптированного человека,  психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Программа «Французский язык на сцене» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру  как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном объединении дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Так как,

во-первых - театральная педагогика ставит и решает  коммуникативные задачи, идентичные задачам при обучении иностранному  языку: понимать основное содержание текста, извлекать необходимую или интересующую информацию, использовать ее в общении, в жизненных ситуациях;

во-вторых - театральная педагогика развивает те же коммуникативные умения: воспринимать на слух и понимать основное содержание текста при его инсценировке, определять основные факты и события, конкретизировать основную идею и сюжетное содержание пьесы, воспринимать на слух и извлекать необходимую фактологическую информацию (имена, действующие лица, события, место и время действия), делать выводы, определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам, догадываться о значении незнакомых слов из контекста;

в-третьих - главная задача театральной педагогики - развивать умение сообщать, запрашивать информацию в соответствии с ситуацией общения, начинать, поддерживать и заканчивать разговор, исполнять роли в ролевых играх, самостоятельно готовить и разыгрывать сценки, отрывки из театральных пьес - совпадает с задачей, которая стоит перед учителем французского языка, то значит,  есть основания считать данную программу педагогически целесообразной.

В составленной программе  «Французский язык на сцене» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством  научили учащихся сочувствию и сопереживанию, пробудили фантазию и воображение, активизировали у них мышление на французском языке,  познавательный интерес к его изучению,  любовь к самому красивому языку в мире и через эту любовь научили ценить родное слово.

Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие обучать детей французскому языку в непринужденной атмосфере театрального действа, снимать «языковой барьер», совершенствовать произношение, исполняя прекрасные французские песни,  гармонизировать оттенки мелодичной французской речи с движениями по сцене, легко  использовать приобретенные умения и навыки говорения на французском языке в повседневной жизни,  развивать  в детях творческую активность, способствовать профилактике асоциального поведения детей, направляя использование свободных часов досуга в нужное русло,  включать детей разного возраста и разного уровня языковой подготовки, а также и их родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы проявляется:        

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
  • в возможности привлекать к совместной работе детей разного возраста и детей, имеющих разный уровень языковой подготовки;
  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных  формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
  • в возможности совершенствовать и применять свои знания и навыки в изучении французского языка в непринужденной атмосфере театрального действа.

Расширение и обогащение опыта чувственного восприятия окружающего мира через обращение к эмоциональному опыту ребенка,  используя театральную игру как инструмент решения конфликтов, познания учащимися своего индивидуального своеобразия, закрепления ярко выраженной осмысленной активной  созидательной позиции является концепцией  программы.  Концептуальные основы:

  • гуманистический подход  к деятельности в процессе активного сопереживания и общения (детей с педагогом,  детей между собой, детей с искусством);
  • индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая комфортность и уверенность в собственных силах каждого воспитанника;
  • свобода выбора;
  • повышение самооценки воспитанника.

По целевой  направленности программа является развивающей -  направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств, и социально-адаптивной -  развивает:

  • отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация  и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
  • отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
  • отношение к  реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности.

 По сложности и  содержанию процесса педагогической деятельности программа является интегрированной - объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец, французский язык, перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий.

Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя  и углубляя при этом знания, навыки и умения.

Цель программы: Обеспечение  гармоничного развития личности ребенка, его нравственного становления через приобщение к театральной деятельности, повышающей мотивацию к изучению французского языка.

Основные задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
  2. Составить представление об орфоэпических нормах современной сценической речи, обучить эффективному общению и речевой выразительности.
  3. Познакомить детей с театральной терминологией, в том числе и на французском языке;
  4. Способствовать  совершенствованию фонетического и  грамматического строя речи ребенка на французском языке, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи.
  5. Знакомить обучающихся со своеобразием французской речи на примере классических и современных текстов.
  6. Обогащать знания об истории и развитии  французского театрального искусства и его видах.
  7. Знакомить с социокультурными реалиями французской жизни.

Развивающие:

  1. Развивать образное и свободное восприятие окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы).
  2. Развивать творческую и познавательную активность.
  3. Развивать навыки общения и коллективного творчества.
  4. Развивать  зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, языковую догадку,  чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени,  в каждом ребенке.
  5. Развивать сферу чувств (соучастие, сопереживание).
  6. Развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, в сценический вымысел,  превращать и превращаться;
  7. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов на французском и русском языках.
  8. Развивать и совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок,  спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  9. Развивать фонетические, лексические и грамматические  навыки, совершенствовать произношение на французском языке.
  10. Формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать  творческого раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  3. Воспитывать художественный вкус, любовь к театру.
  4. Воспитывать культуру поведения, в том числе и  в театре.
  5. Воспитывать толерантность к иноязычной культуре и менталитету.

Программа является вариативной. Наполнение каждого тематического раздела  может быть скорректировано сообразно способностям и интересам  учащихся,   практические занятия могут быть дополнены  новыми приемами практического исполнения.

Приоритетными направлениями

  • первого года обучения является создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью на французском языке; создание и показ этюдов, театральных зарисовок, скетчей с простыми сценариями (на начальном языковом уровне), то есть выход на элементарный уровень сценической деятельности.
  • второго года обучения - активное вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков; создание и показ литературно-музыкальных композиций, микро-спектаклей, сказок, то есть более сложных театральных постановок (большей длительности) и на среднем языковом уровне.
  • третьего года обучения - удовлетворение потребности детей  в театральной деятельности; создание и показ полноценной сценической постановки, спектакля и на более высоком языковом уровне.

Таким образом,  прослеживается постепенное усложнение программы с выходом на ожидаемые результаты.

Вся организация работы в данном театральном объединении подразумевает, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у детей стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Основное содержание занятий  составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов  реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем.

Практическое  знакомство со сценическим действием как
основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей,
воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

Руководитель помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в
действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным
вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение
вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.

Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, дать понять, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно  начинать с разминочных упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Поэтому надо очень внимательно относиться к выбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и др. Рекомендуется выбирать темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту детей, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии и соответствуют их языковому уровню.

Программа состоит из нескольких тематических разделов:

Вводное занятие  подразумевает знакомство педагога с детьми, рассказ о целях и задачах обучения в кружке, о принципах работы,  решение организационных вопросов, инструктаж по технике безопасности.

Раздел  «Основы театральной культуры»  подразумевает  систему занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре. В беседах о театре руководитель в доступной форме знакомит детей с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей сцены русского и французского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра, знакомит с театральной терминологией,   устройством зрительного зала и сцены, театральными профессиями,    правилами поведения в театре.  Беседы о театре, как и  практическая творческая работа детей,  направлены на развитие их зрительской культуры.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет театральные игры и разминочные упражнения из цикла «Дыхание - дикция»,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии, включающие работу над интонацией, речью в движении,   диалогом  и монологом. В раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, работа над стихотворением и басней, а также французские и русские скороговорки, помогающие отрабатывать произношение. Речь идет об одновременном обучении французскому языку и театральной технике. 

Раздел « Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Но в то же время руководитель помогает учащимся приобретать элементарные сценические навыки: как держаться на сцене, как передвигаться и как говорить, помогает им приобщиться к драматическому искусству, полюбить театр и посредством театра изучить французский язык.

Практическое знакомство со сценическим действием включает упражнения из цикла «Релаксация  и концентрация»:  игры на знакомство,  массовые игры,  игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности, этюды на выразительность жестов, этюды с воображаемыми предметами,  этюды с заданными обстоятельствами,  этюды на эмоции и вежливое поведение, импровизация игр-драматизаций.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные коммуникативные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения из цикла «Тело и пространство», призванные обеспечить развитие свободы и пластической выразительности телодвижений  ребенка,  снизить последствия учебной перегрузки, а также игры с имитацией движения, музыкально-пластические импровизации,  упражнения,  направленные на координацию движений и равновесие, упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

Раздел «Работа над спектаклем» базируется на авторских сценариях и включает в себя следующую работу:

Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).  Контроль понимания сюжета, снятие грамматических трудностей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением. Экспрессивное чтение всей пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в каждом действии. Работа над мимикой при диалоге, над логическим ударением, французским произношением. Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию,  подбор костюмов. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением.  Показ спектакля.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Раздел «Просмотрово-информационный» включает в себя просмотр кинофильмов и мюзиклов на французском языке. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, совместные просмотры спектаклей и дальнейшее их обсуждение.

Итоговое занятие  - подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника и коллектива в целом.  

Хотя программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в объединении границы их несколько сглаживаются, каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы разных  видов деятельности из тематических разделов программы. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.

Условия реализации программы

Программа театрального объединения «Французский язык на сцене» рассчитана на три года занятий с детьми 10 – 15 лет.  В объединение принимаются все желающие независимо от уровня языковой подготовки.

Формы и режим занятий:  Группы первого  года обучения  комплектуются в количестве  15 человек. Группа второго и третьего  года обучения комплектуется  из детей, освоивших программу первого года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки, в количестве не менее  12 человек. Занятия групп первого  года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Занятия групп второго  года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Занятия групп третьего  года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).  Во время каникул образовательная деятельность  может видоизменяться  (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, конкурсах, фестивалях,  проведение совместных с родителями праздников и т.п.).

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Ожидаемые результаты

 Определение уровня творческого развития учащихся проводится  посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития: активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение; в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий и степени участия в коллективном творчестве.

К концу первого года занятий ребёнок должен

знать:

  • что такое театр;
  • чем отличается театр от других видов искусств;
  • с чего зародился театр;
  • какие виды театров существуют;
  • кто создаёт театральные полотна (спектакли);

 иметь понятия:

  • об элементарных технических средствах сцены;
  • об оформлении сцены;
  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;

   уметь:

  •  направлять свою фантазию по заданному руслу;
  • концентрировать внимание;
  • уютно ощущать себя в сценическом пространстве;
  • образно мыслить,  в том числе и на французском языке;
  • формулировать свои мысли на французском языке, подбирая синонимические выражения;

  приобрести навыки:

  •  общения с партнером;
  • элементарного актёрского мастерства;
  • образного восприятия окружающего мира;
  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
  • коллективного творчества;

 А так же должен избавиться от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", «языкового барьера», приобрести общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В конце второго года занятий дети должны:

знать:

  •  что такое выразительные средства;
  • фрагмент как составная часть сюжета;
  • действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал;

уметь:

  •  применять выразительные средства для выражения характера сцены;
  •  фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать;
  • определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;
  • понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса;

иметь понятие:

  • о рождении сюжета произведения;
  • о внутреннем монологе и втором плане актёрского состояния;
  • о сверхзадаче и морали в произведении;

приобрести навыки:

  • свободного общения с аудиторией, одноклассниками, в том числе и на французском языке;
  • выражения своих мыслей в широком кругу оппонентов;
  •  анализа последовательности поступков;

 В конце третьего года обучения дети должны знать:

  • историю театра, в том числе французского;
  • жанры театра;
  • виды искусства;
  • основные театральные понятия и термины, в том числе и на  французском языке;
  • основы гримировального искусства;
  • основы создания сценической постановки;
  • основы создания сценического образа с помощью грима;
  • стили речи;

Должны:

  • освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
  • освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
  • уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
  • уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
  • владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения;
  • владеть своим телом как инструментом самовыражения;
  • владеть импровизационным конферансом;
  • использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
  • уметь моделировать  и разрешать жизненные ситуации;
  • уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
  • изготовлять реквизит и декорации;
  • владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;

В результате освоения программы театрального объединения «Французский язык на сцене» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Они должны:

  • уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • овладеть навыками общения на французском языке, быстро адаптироваться во франкоговорящей среде, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Формы подведения итогов и контроль результатов

Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы:

  • театральные постановки;
  • праздники;
  • концерты;
  • фестивали;
  • конкурсы;
  • открытые репетиции;
  • игры;
  • круглые столы;

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым  контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы  дети хотели их выполнять. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

По окончании обучения по данной программе  каждый ребенок  должен уметь применять приобретенный опыт и навыки театральной игры для разрешения любых жизненных конфликтов, выходить победителем из любых, казалось бы, непреодолимых обстоятельств, ощущать себя творческим, общительным человеком, уверенным в своих возможностях, умеющим ставить перед собой конкретные цели и добиваться их осуществления, должен уметь продемонстрировать свой уровень образования, общаясь свободно на французском языке.

Учебно-тематический план  I года обучения.

 

 №

           

                Тема занятия

Всего часов

   В том  числе

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

2

2

-

2

 Основы театральной культуры

4

4

-

3

 Культура и техника речи

18

4

14

4

 Театральная игра

10

3

7

5

Ритмопластика

12

2

10

6

 Работа над спектаклем

78

14

64

7

 Этика и этикет

4

4

-

Просмотрово-информационный раздел

10

-

       10

9

 Фестивали, конкурсы

4

-

4

10

 Итоговое занятие

2

2

-

 Итого:

144

35

109

Учебно-тематический план  2 года обучения.

 

 №

           

                Тема занятия

Всего часов

   В том  числе

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

2

2

-

2

 Основы театральной культуры

3

3

-

3

 Культура и техника речи

16

4

12

4

 Театральная игра

14

4

10

5

Ритмопластика

12

3

9

6

 Работа над спектаклем

85

15

70

7

 Этика и этикет

4

3

1

8

 Просмотрово-информационный раздел

4

-

4

9

Фестивали, конкурсы

2

-

2

10

 Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

35

109

Учебно-тематический план  3 года обучения.

 

 №

           

                Тема занятия

Всего часов

   В том  числе

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

2

2

-

2

 Основы театральной культуры

4

4

-

3

 Культура и техника речи

14

4

10

4

 Театральная игра

14

4

10

5

Ритмопластика

10

2

8

6

 Работа над спектаклем

88

12

76

7

 Этика и этикет

4

4

-

8

 Просмотрово-информационный раздел

4

-

4

9

Фестивали, конкурсы

2

-

2

10

 Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

34

110

 Содержание программы

 1 год обучения

Первое  полугодие

  1. Вводная беседа

Теория: Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка,  рассказ о целях и задачах обучения в кружке, о принципах работы,  решение организационных вопросов, инструктаж по технике безопасности. 

  1. Основы театральной культуры

Теория: Особенности театрального искусства. Общественно воспитательная роль театра. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Устройство зрительного зала и сцены. Правила поведения в театре.

  1.  Культура и техника речи

Теория: Речевое искусство. Речевые приемы и их применение.  Объяснение педагогом  правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Дыхание – дикция».

Практика: Выполнение упражнений -  «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных».

  1. Театральная игра

Теория: Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему».                            (К.С. Станиславский). Понятие «Мизансцена». Работа над мизансценами и запоминание их последовательности, соединение мизансцен спектакля воедино. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация»  и игр на развитие внимания.

Практика: Выполнение упражнений «Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури» и игр на развитие внимания «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица».

  1. Ритмопластика

Теория: Бессловесные элементы действия. Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство».

Практика: Выполнение упражнений - «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки». Отработка сценических этюдов («Обращение», «Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

  1. Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием театрально-музыкальной композиции «Рождество во Франции». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).  Контроль понимания сюжета, снятие грамматических трудностей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением. Экспрессивное чтение всей пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в каждом действии. Работа над мимикой при диалоге, над логическим ударением, французским произношением. Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию,  подбор костюмов. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением.  Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями.

  1. Этика и этикет

Теория:  Беседы на темы: «Связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение».

  1. Просмотрово-информационный раздел

Практика: Поход в театр. Участие в общешкольном празднике «Новый год и рождество».

  1.  Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы  организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, с какими трудностями столкнулись).

Второе полугодие

  1. Основы театральной культуры

Теория: Искусство декорации. Искусство музыкального оформления. Сценарий и «секреты» его составления.  Знакомство с театральной терминологией и перевод ее на французский язык:  Актер. Амфитеатр. Антракт. Арлекин. Афиша. Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный.  Диалог. Занавес театральный. Кулиса. Ложа. Марионетка. Монолог. Партер. Премьера. Падуга. Портал. Программка. Репетиция. Рецензия. Роль. Сцена. Зеркало сцены. Планшет сцены. Театр и зритель. Хронометраж. Фантазия. Фойе.

2. Культура и техника речи

Теория: Искусство диалога. Ролевое чтение. Виды диалогов. Особенности работы над диалогами. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Дыхание – дикция», упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, игр на развитие языковой догадки. Объяснение правил французского произношения.

Практика: Выполнение упражнений -  «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных». Выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Выполнение  игр на развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»). Работа над интонацией. Произношение одной и той же фразы на французском языке с разными чувствами (раздражения, удивления, радости, сомнения, колебания, мольбы, злобы, надежды и т. п.).

  1. Театральная игра

Теория: Сценическая импровизация. Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация».

Практика: Выполнение упражнений «Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури». Развитие наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.

  1. Ритмопластика

Теория: Проявление индивидуальности человека. Сценическая выразительность. Внешнее проявление характерности (зрительный образ).  Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство», установки на выполнение беспредметных этюдов.

Практика: Выполнение упражнений  «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки». Выполнение беспредметных этюдов (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.).

  1. Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием комедийной постановки по новелле        Катрин Дюма «На Лионском вокзале». Чтение пьесы коллективно и индивидуально. Объяснение правил работы над произношением, интонацией, дикцией. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).  Контроль понимания сюжета, снятие грамматических трудностей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением, интонацией и дикцией. Экспрессивное чтение всей пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в каждом действии. Работа над мимикой в диалоге, над логическим ударением. Проговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Репетиция пантомимных движений. Изготовление декораций, костюмов. Подбор музыкального сопровождения к сценарию.  Репетиция песен хором и  с солистами. Изготовление афиш. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением. Показ  спектакля - выступление на школьной сцене в рамках « Недели французского языка».  

  1. Этика и этикет

Теория:  Беседы на темы: «Понятие такта. Золотое правило нравственности - поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

  1. Просмотрово-информационный раздел

Практика: Просмотр фильма на французском языке.

  1. Итоговое занятие. Анализ работы за год.

Содержание программы

2 год обучения

Первое  полугодие

  1. Вводная беседа

Теория: Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Французский язык на сцене». Инструкция по технике безопасности.

  1. Основы театральной культуры

Теория: Особенности реалистического театрального искусства, его виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Общее и специфическое в каждом жанре.

  1. Культура и техника речи

Теория: Искусство монолога. Виды монологов. Особенности работы над монологом. Сатирические и юмористические рассказы-монологи. Особенности работы над ними. Серьезность исполнения. Театрализация – как допустимая необходимость при исполнении юмористических монологов. Техника чтения монологов. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Дыхание – дикция»,  направленных на развитие  свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Практика: Составление монолога. Выполнение упражнений «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных». Выполнение игр со словами, развивающих связную образную речь. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Работа со скороговорками и  пословицами на русском и французском языке.

  1. Театральная игра

Теория: Эмоции как средства выражения чувств. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация»  и игр на развитие внимания.

Практика: Выполнение упражнений «Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури». Выполнение этюдов по предложенным обстоятельствам, сценических этюдов в паре: «Реклама», «Противоречие» и сценических этюдов по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж». Выполнение сценических этюдов на воображение: изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Выполнение этюда на состояние ожидания в заданной ситуации.

  1. Ритмопластика

Теория: Искусство пантомимы. Создание пантомимы. Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство».

Практика: Выполнение упражнений - «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки». Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Выполнение пантомимических этюдов «Один делает, другой мешает». «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог», «Картинная галерея». Составление пантомимических этюдов «Ожившая картина»,  «Скульптура».

  1. Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием пьесы по сказке А. Моруа «В стране, где исполняются все желания». Постановка состоит из четырех действий. Задействуются 12 и более участников. Предварительное чтение, контроль понимания содержания сюжета, снятие грамматических и лексических трудностей. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением. Экспрессивное чтение всей пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в каждом действии. Репетиция каждого действия и всей пьесы в целом.  Работа над мимикой в  диалоге, над логическим ударением, французским произношением. Работа над интонацией, выразительностью образов.   Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию,  подбор  или изготовление костюмов. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением. Оформление сцены.  Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями.

  1. Этика и этикет

Теория:  Беседы на темы: «Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине».  Примеры учащихся.

Практика: Импровизированные сценические этюды учащихся на вышеперечисленные темы.

  1. Просмотрово-информационный раздел

Практика: Поход в театр. Участие в общешкольном празднике «Новый год и рождество».

  1.  Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы  организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, с какими трудностями столкнулись).

Второе полугодие

1. Основы театральной культуры

Теория: Театральный словарь на французском языке: Авансцена. Анонс. Бутафория. Декорация. Драматург. Жест. Импровизация. Комедия. Конфликт. Маска. Мизансцена. Пантомима. Перевоплощение. Пластичность. Режиссер. Реквизит. Ремарка. Сценография. Сценическое действие. Сюжет. Текст. Трагедия. 

2. Культура и техника речи

Теория: Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Дыхание – дикция», упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, игр на развитие языковой догадки. Объяснение правил французского произношения.

Практика: Выполнение игр и упражнений на развитие четкой дикции, логики речи и орфоэпии.  Выполнение упражнений -  «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных». Выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Выполнение  игр на развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»). Работа над интонацией. Произношение одной и той же фразы на французском языке с разными чувствами (раздражения, удивления, радости, сомнения, колебания, мольбы, злобы, надежды и т. п.).

3.Театральная игра

Теория: Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация».

Практика: Выполнение упражнений («Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури»). Выполнение упражнений на развитие внимания и  наблюдательности. На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.

4.Ритмопластика

Теория: Беспредметный  этюд на контрасты. Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство», установки на выполнение беспредметных этюдов.

Практика: Выполнение беспредметных этюдов на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды  «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом».   Выполнение упражнений - «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки».

5.Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием поэтической сказки по новелле                П. Гамарра «Волшебные слова». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Чтение пьесы коллективно и индивидуально. Объяснение правил работы над произношением, интонацией, дикцией. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).  Контроль понимания сюжета, снятие грамматических трудностей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением, интонацией и дикцией. Экспрессивное чтение всей пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в каждом действии. Работа над мимикой в диалоге, над логическим ударением. Проговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Репетиция пантомимных движений. Изготовление декораций, костюмов. Подбор музыкального сопровождения к сценарию.  Репетиция песен хором и  с солистами. Изготовление афиш. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением. Показ  спектакля - выступление на школьной сцене в рамках « Недели французского языка».  

6.Этика и этикет

Теория:  Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи.

8.Просмотрово-информационный раздел

Практика: Просмотр фильма на французском языке.

9.Итоговое занятие. Теория:  Анализ работы за год.

Содержание программы

3 год обучения

Первое  полугодие

  1. Вводная беседа

Теория: Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление стенгазеты «Фотолетопись нашего кружка». Инструкция по технике безопасности.

  1. Основы театральной культуры

Теория: Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет, грим и др.). Знакомство с творчеством  ведущих деятелей сцены  французского театра.

  1.  Культура и техника речи

Теория: Дыхание. Голос. Дикция. Междометия, виды междометий, их функции. Знаки препинания. Понятие “диапазон”, “регистр”, “тональное выражение знаков препинания”. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла  «Дыхание – дикция»,  направленных на развитие  свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Практика: Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи. Выполнение упражнений «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных». Выполнение игр со словами, развивающих связную образную речь.

  1. Театральная игра

Теория: Актерская выразительность (характер, характерность, перевоплощение). Сценические средства выражения характера героя. Внешняя характерность. Костюм. Грим. Постиж. Обстановка действия. Декорационное оформление. Музыка в спектакле. Значение света и цвета. Правда и условность на сцене. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация»  и упражнений на развитие интонационной выразительности.

Практика: Выполнение упражнений «Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури» с элементами интонационной выразительности с соблюдением ударения и пауз.

  1. Ритмопластика

Теория: Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые. Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство».

Практика: Выполнение упражнений - «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки». Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Выполнение пантомимических этюдов «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог», «Картинная галерея». Составление пантомимических этюдов «Ожившая картина»,  «Скульптура».  Развитие координации движений.

  1. Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием пьесы (с 1 по 6 действие) по рассказам     Р. Госсини «Маленький Николя». Пьеса состоит из 12 действий, поэтому работать  над ней планируется в течение года. Предварительное чтение, контроль понимания содержания сюжета, снятие грамматических и лексических трудностей. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением. Экспрессивное чтение  пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в 1 – 6  действиях. Репетиция каждого действия. Работа над мимикой в  диалоге, над логическим ударением, французским произношением. Работа над интонацией, выразительностью образов.   Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию,  подбор  или изготовление костюмов. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением первых 6 действий (Каждое действие пьесы имеет самостоятельный законченный сюжет и может демонстрироваться автономно). Оформление сцены. Участие в общешкольном празднике «Новый год». Участие в районных и городских фестивалях и конкурсах.

  1. Этика и этикет

Теория: Связь этики с общей культурой человека.

Практика:  Круглый стол «Азбука общения».  

  1. Просмотрово-информационный раздел

Практика: Поход в театр.

  1.  Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы за 1 полугодие.  

Второе полугодие

1. Основы театральной культуры

Теория: Театральный словарь на французском языке: Авансцена. Анонс. Бутафория. Декорация. Драматург. Жест. Импровизация. Комедия. Конфликт. Маска. Мизансцена. Пантомима. Перевоплощение. Пластичность. Режиссер. Реквизит. Ремарка. Сценография. Сценическое действие. Сюжет. Текст. Трагедия. 

2. Культура и техника речи

Теория: Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.  Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Дыхание – дикция», упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, игр на развитие языковой догадки. Объяснение правил французского произношения.

Практика: Выполнение упражнений -  «Как дышать сидя», «Произношение» учащимися «Угол стены», «Карандаш», «Игра в мяч со словами», «Хор гласных». Выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Выполнение  игр на развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений» и др.). Работа над интонацией. Произношение одной и той же фразы на французском языке с разными чувствами (раздражения, удивления, радости, сомнения, колебания, мольбы, злобы, надежды и т. п.).

3.Театральная игра

Теория:  Характер и характерность. Этюды с применением знаний технологии действия для создания характерного образа. Представление установленного психологического рисунка роли. Практическое применение законов зрительного восприятия. Выполнение ролевых установок. Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Объяснение педагогом правил выполнения разминочных упражнений из цикла «Релаксация  и концентрация».

Практика: Выполнение этюдов с применением знаний технологии действия для создания характерного образа.  Выполнение упражнений («Прислушайся к своему телу», «Внутренний мир», «Путешествие в музыку», «Лимон», «Свеча», «Тополя во время бури»). На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.

4.Ритмопластика

Теория:  Повторение пройденного материала. Беспредметный  этюд. Объяснение педагогом правил выполнения пластических игр и разминочных упражнений  из цикла «Тело и пространство», установки на выполнение беспредметных этюдов.

Практика: Выполнение упражнений - «Ходьба - Остановка», «Прогулка под дождем», «В замедленном темпе», «Упражнение со столами», «По указанному маршруту», «Застывшие картинки». Выполнение беспредметных этюдов (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.).

5.Работа над спектаклем

Теория: Знакомство со сценарием пьесы (с 7 по 12 действие) по рассказам  Р. Госсини «Маленький Николя». Предварительное чтение, контроль понимания содержания сюжета, снятие грамматических и лексических трудностей. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Практика: Коллективное и индивидуальное чтение сценария. Выразительное чтение по ролям, работа над французским  произношением. Экспрессивное чтение  пьесы с интонациями, характерными для каждого персонажа. Репетиции. Отработка ролей в 7 – 12  действиях. Репетиция каждого действия. Работа над мимикой в  диалоге, над логическим ударением, французским произношением. Работа над интонацией, выразительностью образов.   Изготовление декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию,  подбор  или изготовление костюмов. Репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением 7 - 12 действий. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением всей пьесы. Оформление сцены. Показ  спектакля - выступление на школьной сцене в рамках                « Недели французского языка».  Участие в районных и городских фестивалях и конкурсах.

6.Этика и этикет

Теория: Психологический автопортрет. Составление подробной психологической самохарактеристики.

7.Просмотрово-информационный раздел

Практика: Просмотр мюзикла  на французском языке.

8.Итоговое занятие.

Теория:  Анализ работы за год.

Методическое обеспечение

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Работа в объединении по программе «Французский язык на сцене»  - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.  Внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий педагог осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя,  содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

 Занятия в театральном объединении по программе «Французский язык на сцене»   помогают учащимся повторить, активизировать языковой материал, изученный на уроках. Учащиеся свободно смогут употреблять лексические единицы из театральных постановок  в своей повседневной речи, их словарный запас обогащается за счет  незнакомой лексики, включенной в тексты инсценировок, в сценарии спектаклей. Сцена приучает школьников к четкой, правильно фонетически и интонационно оформленной речи на французском языке. Эффективность использования материала зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учета возрастных интересов и уровня их языковой подготовки.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • принцип гуманизации – предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества;
  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (использование и совершенствование навыков, полученных на уроках французского языка, музыки, изобразительного искусства, МХК, др.);
  • принцип системности – предполагает взаимосвязь и преемственность знаний и умений, комплексность в их усвоении;
  • принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • принцип коллективности – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу, преодолевается потребительски-эгоистическое отношение к окружающей жизни;
  • принцип индивидуальности – необходимо видеть и помогать развиваться личностным и творческим качествам в каждом учащемся. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся между собой и с руководителем, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Реализация программы проводится в соответствии  с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающего обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии; технологии индивидуального обучения;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; проблемное обучение;

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

 и воспитания:

  • убеждение
  • личный пример
  • поощрение

Все методы обучения реализуются различными средствами: 

  • предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
  • практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
  • интеллектуальными: логика,  воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
  • эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Реализации вышеперечисленных технологий помогают следующие организационные формы проведения занятий: теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках, конкурсах и фестивалях.

 На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом, разъясняются грамматические и лексические  трудности французского языка, объясняются правила выполнения разминочных упражнений и этюдов. Теоретические занятия необходимо проводить в форме  коротких сообщений, бесед и круглых столов.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, корректируется произношение. Практические занятия проводятся в форме игровых, психологических и обучающих тренингов,  разминочных упражнений, этюдов, игр, творческих конкурсов, репетиций спектаклей.  Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения и различных возрастных групп. Такие занятия вносят неоценимый вклад в объединении детей в совместную творческую коллективную  деятельность, в установление эмоциональных контактов и приобретение навыков межличностного общения.

Программой предусматривается также:

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • посещение  театров, просмотр фильмов и мюзиклов на французском языке;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
  • участие в конкурсах и фестивалях,
  •  дни именинника, квн и т. п.

Формы работы с родителями:

  • совместные праздники,                  
  • творческие конкурсы,
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы;
  • открытые репетиции.

Учебно-методическое обеспечение программы включает следующее:

1.Авторские методики:

  • разработка тем программы
  • описание разминочных упражнений, этюдов и игр
  • сценарии театральных постановок

      2. Учебно-иллюстративный материал:

  • видеоматериалы по темам
  • аудиоматериалы по темам
  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий
  • наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты)
  • натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам

3. Материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы:

  • итоговые спектакли
  • проблемные ситуации
  • контрольные вопросы

4. Материалы по теории предмета:

  • методическая литература по профилю
  • литература для воспитанников
  • раздаточный материал с текстами пьес

       5.Материалы по результатам освоения программы

  • перечень творческих достижений
  • видеозаписи итоговых постановок
  • фотолетопись кружка, стенгазета

Материально-техническое обеспечение:

Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом.

Необходимо следующее оснащение:

  • музыкальный центр, музыкальная фонотека, микрофоны
  • аудио- и видео - диски
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов, сценический грим.

  Список литературы для педагога

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
  2. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы,  авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004 г.- 200с.
  3. Крамаренко О.К. Методические рекомендации учителям-руководителям театральных кружков // Молодые голоса. Выпуск 8. – М., 2003 г.
  4. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000 г.
  5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. , 1978 г.
  6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис - пресс, 2003.-176с.
  7. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995 г.
  8. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М.: 1981 г.
  9. Сарычева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963 г.
  10.  Станиславский К. С. Работа актера над собой, т 8. М. , 1954 г.
  11. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962 г.
  12. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002 г.- 72с.
  13. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 г.-139с.
  14. Золотницкая С.П. , Французский язык для вас. М.: «Просвещение», 1992 г.
  15. Пойте с нами. Сборник песен на французском  языке. Составление и обработка Г.А. Арутюнова – М.: «Просвещение», 1991 г.
  16.  Тухулова И. Французский язык на сцене. Играя, учитесь говорить. Книга 1, 2. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2004 г.
  17.  Школьный театр. Сост. и  обраб. Касаткина Н.М. – М.:«Просвещение», 1988 г.

 Список литературы для детей

  1. Барро Ж. Размышление о театре. М. , 1963 г.
  2.  Богуславская Н. Е. , Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997г.
  3.  Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М. ,1997 г.
  4.  Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М. : 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ»

Эта программа может быть предложена в качестве предшествующего, дополняющего основной курс обучения иностранному языку с целью расширения рамок школьной программы. Учебный план первого класса не...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...