Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках иностранного языка
    статья на тему

    Комиссарова Ирина Александровна

    Данный материал представляет собой доклад на семинаре "Формирование УУД", в котором рассмотрен вопрос формирования УУД на уроках иностранного языка, приведены примеры из личного опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar._uud..doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

    В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

         В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

    Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:

    1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
    2. Развитие личности учащихся.
    3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

          В качестве предполагаемых результатов обучения иностранным языкам выделяют:

    1. Предметные результаты.
    2. Личностные результаты:

    - формирование мотивации изучения иностранных языков;

    - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

    - стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

    - формирование коммуникативной компетенции;

    - формирование общекультурной и этнической идентичности;

    - стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

    - толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

    - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

    1. Метапредметные результаты:

    - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

    - развитие коммуникативной компетенции;

    - умение четко определять области знаемого и незнаемого;

    - умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

    - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

    - развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

    - осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

    Метапредметные результаты достигаются через:

    1. содержание обучения
    2. использование ИКТ
    3. наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения
    4. сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника, упражнений
    5. знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии и т.д. на английском языке

    Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.

    Например:

    1. Отгадывание кроссворда.

    2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

    3. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

    Например, при изучении тем “My pet My family Our House и т. д.

    4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

    5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

    6. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы  "Animals")

    7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

    Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

     «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, разви тие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способ ствует:

           общему речевому развитию учащегося на основе форми рования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

           развитию произвольности и осознанности монологичес кой и диалогической речи;    развитию письменной речи;

           формированию ориентации на партнёра, его высказыва ния, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне ние в понятной для собеседника форме.

    Знакомство обучающихся с культурой, историей и традици ями других народов и мировой культурой создаёт необходимые усло вия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелатель ного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

    Изучение иностранного языка способствует развитию об щеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на ос нове плана).

     Формированию универсальных учебных умений способствуют:

    1. Реализация деятельностного подхода;
    2. Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.;
    3. Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
    4. Широкие возможности контроля и самоконтроля;
    1.  Задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников(доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность,); 

    Диалоги этикетного характера;

    Обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;

    Развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих.

    1. Сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка;
    2. развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на английском языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения различных народов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

           Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках английского языка

    УУД - («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта)....

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

    Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.До...

    Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.

    В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики

    В основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсаль...

    «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики»

    Математика по своему содержанию организации способов учебной деятельности дает огромные возможности для формирования  учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных У...