Использование картинок с неразвернутой ситуацией для развития инициативной речи учащихся
методическая разработка по теме

 

Современнаясоциально-экономическаяобстановкавнашейстранерезкоповышаеттребованияк личностнымкачествамчеловека. Необходимостьрешениянестандартныхнаучныхитехническихзадач делаетособенноактуальнымитакиеегокачества, какоперативностьиэвристичностьмышления, воля, воображение, самостоятельностьисмелостьрешений, целеустремленностьиинициативность. Эти качестванепоявляютсявструктуреличностисамипосебе, ихнеобходимоцеленаправленно формировать. Возникаетнеобходимостьобеспечитьтакоепостроениеучебно-воспитательногопроцесса, котороепредполагалобыпостояннуюпотребностьвпримененииназванныхвышекачеств, давалобы школьникувозможностьразвиватьих. Впедагогикеэтафункциязакрепленазавсемишкольными предметами, втомчислеизапредметом"иностранныйязык".

Однакодосихпорзначениеиностранногоязыкакакпредметашкольнойпрограммы, способствующего развитиюучащихся, недооценивалосьнапрактике. Учебнаядеятельность, организованнаяпосхеме «выучил-ответил», ориентировалакакучителя, такиучащихсянарепродуктивноеговорение. Творческая активностьпедагогаограничиваласьжесткимипредписаниямиучебно-методическогокомплекта, а наиболееуспешноразвивающейсяинтеллектуальнойфункциейучащихсябыломеханическое запоминание.

Воспитывающиеиразвивающиерезервыиностранногоязыкакакпредметашкольнойпрограммы наиболееполнораскрываютсявусловияхактивногообучения. Вэтихусловияхцельюобучения становитсясамостоятельноеприобретениезнаний, формированиетворческогомышленияучащихся, ученикстановитсянеобъектом, асубъектомучебнойдеятельности, тоестьееактивныминициатором, деятелемиконтролером. Приактивномобученииполучаетдальнейшееразвитиеидеякоммуникативного обучения, т.е. обучениеориентированоналичностьистроитсятакимобразом, чтонепосредственная стельностьучеников, ихопыт, мировоззрение, учебныеивнеучебныеинтересыисклонности, их чувстванеостаютсязапорогомкласса, аучитываютсяприорганизацииобщениянауроке. Обучение роитсяненапрохожденииучебныхтем, анаобсужденииопределенныхпроблемвжизнинашего общества. Приэтомученикиполучаютвозможностьобсуждатьсвоисобственныеделаипоступки, текущиесобытияизжизникласса, школы, города, страны, учатсявысказыватьсвоеотношениек происходящему, обосновыватьиотстаиватьсобственноемнение.

Дляформированияиразвитияуменияделатьвысказывания, несамостоятельныепоформе, ведущим являетсяиспользованиевнешнейнаглядности(предметов, картонокит.д.). Дляразвитияжеумения делатьвысказываниясамостоятельныепоформе, авконечномсчетеипосодержанию, необходима внутренняянаглядность(опыт, домысел, фантазия).

При переходеотиспользованияпервойкиспользованиювторойнеобходимовучебныхцеляхприменять такуюформунаглядностиииспользоватьтакиеситуации, которыевключалибывсебявозможность пользоватьопорунаобеуказанныевышеосновныеформынаглядности- каквнешнюю, таки утреннюю. ПонаблюдениямС.И.Зарешскойнаиболееполносоответствуютэтойзадаченеразвернутые ситуации.

Неразвернутыеситуациимогутбытьпредъявленыучащимсявустнойилиписьменнойформе, илижев декартинок. Наприемах, которыемогутбытьпримененыприработепокартинкам, накоторых приведенынеразвернутыеситуации, я»болееподробноостановлюсьвмоейработе, таккаксчитаю наличиекартинки-схемыявляетсяболеедейственнымстимулом, побуждающимучащихсяк домысливаниюифантазированию, ксоответствующимвысказываниям, тоестькразвитиютворческого мышленияпараллельносразвитиеминициативнойитворческойиноязычнойречи. Частоучащиесяне знаютсчегоначатьивкакойпоследовательностиговорить. Даннаяформанаглядности, по-моему, дает отправноймомент, направлениеиосновнойстерженьдлявысказыванияилибеседы, основанныйна утреннейнаглядности, имеющейсяуучащихся, неограничиваяопределеннымирамкамиеетворческой речевойактивности.

изготавливаютсявчерно-беломварианте, чтобыдатьмаксимальнуювозможностьиширокоеполедля домысла, когдакаждыйучащийсяможетпредложитьсвоецветовоеоформлениеизображаемого. Каждая картинкаможетбытьосновнойдлябольшогоколичестваситуацийиможетиспользоватьсянеоднократно какнапротяжениирядауроков, такинаразныхэтапахобученияязыку. Ихможноиспользоватьдля развитиявосприятияиноязычнойречинаслухидляразвитиясобственнойдиалогическойи монологическойречиучащихся.

Преждечемприступитькработе, явсегдаобъясняюребятам, чтоонидолжныговоритьнестолькооб изображенномнакартинке, сколькоотом, чтонанейпредставлено, аименно: кемможетбыть изображенноелицо, чтопредшествовалоприведенномумоменту, какбудутразвиватьсясобытиядальше икчемуониприведут. Желательнотакжеобъяснитьучащимся, чтоонимогутпривлекатьвкачестве действующихлицлюдей, изображенныхнарисунке, атакжеиспользоватьсобытия, невытекающие непосредственноизизображенного.

Хотелосьбыдатьописаниеразличныхприемов, которыемогутбытьпримененыприработескартинками, накоторыхприведенынеразвернутыеситуации. Приработесданнымвидомнаглядностиможно использоватькакотдельныеприемытакирядприемов.

1.      Учительвкачествепримераприводитнесколькосовершенноразличныхпосюжетуситуаций,
основанныхнаодномитомжестержневоммоменте- изображенномнарисунке.

Наначальномэтапеработысэтимвидомнаглядностичрезвычайноважнопоказатьучащимся, чтооднаитажекартинкаможетбытьосновнойдлямногочисленныхисамыхразличныхсюжетов, таккакшкольникиобычнополагают, чтоопределеннаякартинкадолжнаассоциироватьсяс определеннымсюжетомиливидомработы. Когдананачальномэтапеработыпонеразвернутым ситуациям, учительприносилнауроктакуюкартинкуирассказывалоснованныйнанейсюжет, учащиесяслушалиеговнимательно. Наследующемжеурокеученикивстречалитужекартинку настороженноиснекоторойнеприязнью, таккакполагали, чтоучительбудетсноварассказывать имтоже, чтоинапредыдущемзанятии. Какжебылоихудивление, когдаонислышали совершенноиной, новыйрассказ.

Чтобысоздатьуучениковпрочнуюпсихическуюосновувозможностииспользоватьрисуноккак отправнойпунктдлярядасамыхразнообразныхсюжетов, вначаленеобходимообязательно даватьрядразличныхпосюжетурассказов, основанныхнаоднойитойжекартинкеичембольше будутотличатьсядруготдругасюжетыэтихрассказов, темлучше. Созданиетакойпсихической установкиспособствуетразвитиютворческогомышленияучащихся, чрезвычайноважного моментадляуспешнойработыпоразвитиюунихинициативнойиноязычнойречи.

Рассказыучителяпокартинкеснеразвернутойситуацией, по-моему, хорошееупражнение, развивающееумениеучащихсявосприниматьиноязычнуюречьнаслух. Единыйотправной моментснимаетнекоторыетрудностиаудированияразличныхтекстов, способствует преодолениюпсихическихбарьеров- факторы, которыенельзянеучитывать.

2.     Учащиесязадаютучителювопросыдлясозданияновойситуации. Можетвозникнутьвопрос,
почемурекомендуетсязадаватьвопросыучащимсяучителю, аненаоборот, какэточащевсего
имеетместонауроках.

Яубеждена, чтовопросы, задаваемыеучителем, нестимулируютактивнойречиучащихся. Учащийсяможетпроявлятьречевуюинициативутолькотогда, когдаонсамберетеевсвоируки, когдаонжелаетполучитьответнапроблему, заключающуюсявеговопросе. Толькопередачей речевойактивностиврукиучащихсяможнодобитьсяразвитияунихинициативнойитворческой речи. Априучатьихктакойформевладенияязыкомследуетсначальногоэтапаобученияязыку.

Во-вторых, этонужноделать, посколькуучительвладеетязыкомнесравненнолучшесвоих учениковиунегобольшевозможностейсоставитьполноценнуюситуациюизчасторазрозненных вопросов, которыемогутзадаватьучащиеся. Асозданиитакойсюжетнойситуациичрезвычайно важно, таккакклассдолженвидетьрезультатсвоейдеятельности, почувствовать, что задаваемыевопросынесамоцель, аважныесоставныечасти, кирпичики, безкоторыхнебылобы целого. Дажееслирассказполучилсянескольконеуклюжим, онвсеравнодоставитученикам удовольствиеичувствоудовлетворения, потомучтоонбылсоставленимисамими, являетсяих собственным    произведением.    Это    чувство    удовлетворения    в    возможности    достижения

определеннойцелииноязычнымисредствамиможетстатьмощнымстимуломповышения интересакосвоениюязыка, кзанятияминостраннымязыком.

9

 

Умениеучителясоставлятьцелоеизразрозненногоособеннонеобходимонамладшемэтапе обученияязыку, когдаучащиесяещеневсегдавсостояниизадаватьвопросывлогической последовательностииневладеютязыковымматериаломвдостаточнойстепени. Вэтислучаяхя стараюсьтактичноподсказатьнужноеслово, форму, авотдельныхслучаяхипоследовательность спрашиваемого, ноненавязываясвоегомненияклассуилиотдельномуученику; впротивном случаенарушаетсяглавнаязадачаработы- развитиеречевойинициативыучащегося.

Крометого, дляразвитияинициативнойречинаиностранномязыкенеобходимосформироватьу учащихсянавыкипостановкивопросовразноготипа, которыеонимоглибыприменятьпосвоему усмотрению, внеучебно-тренировочнойдеятельности. Поэтомунеобходимомаксимально использоватьучебныйпроцессдлятренировкиучениковвсамостоятельнойподготовке различныхвопросов.

3.     Вопросыклассаодномуизучащихсядлясозданияновойситуации.

Такойвидработыследуетпоручатьучащемуся, вкоторомучительуверен. Однаконеследует поручатьеевсегдаодномуитомужеучащемуся, потомучтовэтомслучаеможетпропасть интересквыполнениюданноготипаупражнениякакуклассавцелом, такиутого, когопостоянно назначают. Начинатьнадоссильныхучащихся, постепеннововлекаяввыполнениеосновного заданияиболееслабыхучеников. Следуетнинаминутуневыпускатьизвиду, чтоосновнаяцель упражнения- развитиеинициативнойитворческойречивсехучащихсявучебнойгруппе. Я стараюсь, находясьвстороне, всегдаприйтинапомощь, подсказатьнеобходимое, ликвидировать появившеесязатруднение. Кстати, классможетзадаватьвопросынеодному, аодновременно двум(нескольким) учащимся. Такимобразомрасширяетсявозможностьколлективногосоздания различныхситуаций, свключениемввыполнениеупражнениянекоторыхэлементовсоревнования втом, укогорассказполучитсяинтереснее, занимательнее, оригинальнее, авозможносмешнее.

Интереснымвариантомэтоговидаработыявляетсязаключительныйрассказучащегося, построенныйпоответамназаданныеемувопросы. Такойрассказнетолькоподводититоги позволяетклассуувидетьрезультатсвоейколлективнойработы, нонеспособствуетудержаниюв памятисказанного, чтовсвоюочередьзакрепляетвладениематериалом. Желательно стимулироватьконтрольсостороныклассазатакимпересказом. Оченьценно, когдаучащиеся поправляютговорящего, указываютнанеточностьвпередачесвоихвопросовиответахнаних. Посколькуинициативаисходитотсамихучащихся, ониживееиактивнее, чемвобычных условиях, осуществляюттакойконтроль, чтотакжеспособствуетусвоениюязыковогоматериалаи развитиюречевыхумений. Вданномслучаеважно, ядумаю, чтобыконтрольбылнаправленнена язык, анасодержаниевысказываний.

4.     Создание  варианта  ситуации  по  цепочке,   путемдобавления  каждым  учащимся  одного  или
несколькихпредложений.

Основнымприсоставлениитакогорассказадолженявлятьсянеобъемвысказывания, активное творческоеучастиевсехучащихсявегосоставлении. Этотвидработы, какизвестноучителям, обычнозахватываетребят, которыевнимательноследятзаразвитиемсюжета, кудаикакон повернетсяикчемуприведетпослетого, каконивнеслисвоюлептувегоразвитие.

5.     Составление   каждым   учащимся   своего   варианта   рассказа   по   предложенной   развернутой
ситуации.

 

Этаработаможетбытьвыполненавклассеилидананадомдляболеетщательнойподготовки. При выполненииеедома, учащиесянеобязательнодолжныиметьпередсобойкартинку. Сохранение мысленногообразаисходнойситуации, возможнонесколькорасплывчатого, стимулируетдомысливаниеи развертываниесюжета.

Указаннуюработупокартинкамможнопроводитьнаодномуроке, использовавнесколькоописанных вышеприемовработыиотведянаних5-10 минут, илинапротяжениисерииуроков, применивтолько одинприем, чтотребует3-5 минутучебноговремени. Учащиесяникогданеостаютсяравнодушнымик данномувидуработы, связанномусактивноймыслительнойиречевойдеятельностью, исбольшим желаниемпродолжаютсюжетнуюлинию, придуманнуютоварищами. Индивидуальныерассказы, как правило, небываюточеньдлинными(8-10-15 предложений), иэтодаетвозможностьвыслушатьдвух-трехучеников, неснижаяинтересаивниманиявцелом. Этаформаработыпозволяетсочетать повторение, обобщениеиактивизациюязыковогоматериаласразвитиемустнойречиучащихся.

Длятого, чтобыкаждыйвариантрассказаотличалсяновизнойсюжетнойлинии, оригинальностьюи богатствомдомысла, янацеливаюнатоссамогоначалаработыпокартинкамснеразвернутыми ситуациями. Присоответствующейпрактикеиотносительнойрегулярностииспользованиятакоговида наглядности, учащиесясбольшиминтересомработаютнадсозданиемразличныхвариантоврассказа, чтоспособствуетулучшениюнетолькоихиноязычнойречи, ноитворческогомышлениявообще. Следовательно, повышаетсяобщеобразовательнаяиразвивающаярольпроцессаобучения иностранномуязыку. Указанныеприемыработыпозволяютвовлекатьвречевойпроцессвсехучащихся согласноихиндивидуальныминтересам, опыту, формаммышленияиязыковымвозможностями включатьвактивнуюречевуюиноязычнуюдеятельностьдажеслабыхучащихся.

Чтоизсебяпредставляюткартинкиснеразвернутойситуациейбылосказановыше, ноябыхотела уточнить, чтокартинкиснеразвернутойситуациеймогутбыть:

А) простоготипа;

Б) усложненноготипа.

Картинкиспростойнеразвернутойситуациейприопоренадомыселифантазиюучащегосянетребуют описаниясложнойцепочкипоследовательныхсобытий, атолькоопределенногокругапредметов, вещей, элементарныхдействий.

Например, нарисункеизображенапустаякомнатаиучащемусядаетсяориентировочнаяустановка: "Вашасемьяполучилановуюквартиру, вкоторойутебябудетсвоякомната. Расставьвнеймебельи своивещитак, кактебебольшенравится". Привыполнениизаданияпредполагаетсянетолько расстановкамебели, ноиболееточныеданныеоееформе, цвете, габаритеит.д. Посколькуукаждого учащегосяимеютсясвоиинтересыивкусы, топодборкамебелииопределениеместавещамбудут индивидуальными, тоестьбудетсоблюденсамыйважныйпринципдляразвитиятворческойи инициативнойречи- соединениеречистворческиммышлением. Каждыйучительможетубедитьсявтом, чтопривыполнениитакогозаданиялексическаясторонавопросанебудетпредставлятьдляучащихся особойтрудности, таккакпредполагаетиспользованиесловарногозапасавпределахтемыиязыкового материалаучебно-методическихкомплексов. Крометого, учительвсегдаможетподсказатьученику отдельныенеобходимые, нонезнакомыеслова. Этотвидработыможетбытьвыполненбыстроине требуетособоговремени, таккакполностьювписываетсяврекомендуемыйвкнигедляучителяучебный процесс. Втожевремя, онповышаетинтересучащегосяиихактивнуюречевуюдеятельностьна иностранномязыке.

Картинкиусложненнойнеразвернутойситуациейприиспользованиидомыслаучащегоопираютсяна описаниедействий, наопределеннуюпоследовательностьсобытий, которыепомнениюучащегося произошли, происходятимогутпроизойти. Такаяцепочкауточняющихдеталей, посколькуонаопирается навнутреннююнаглядностьифантазиюучащегося, можетбытьпосутиделабесконечной, такжекаки количествоситуацийпокаждойкартинке.

Примерамикартиноксусложненнойнеразвернутойситуациеймогутбытьследующие:

1.     Старыйчеловексидитнадиванесдевочкойиочем-тоснейразговаривает.

Вопросыдевочкипожиломучеловеку, которыйможетбытьеедедом, соседом, ветераномвойныи т.д. могутбытьразнообразные, такжекакирассказыпожилогочеловека.

2.   Женщинасдорожнойсумкойибилетомврукеидеткуда-то. Навстречуейидетмолодойчеловекс
рюкзакомзаспиной. Вданномслучаевситуациювнесенынекоторыеуточняющиедетали. Однако
онинераскрываютситуациюдоконцаиоставляютширокоеполедлядомыслаучащегосяотом,
кемявляютсяэтилюди, чтопредшествовалоданномумоментуичтозанимможетпоследовать.

Ябырекомендовалследующуюпоследовательностьиспользованиявидовработыподанномувиду картинок:

1.  Рассказыучителядляразвитиявосприятияанглийскойречинаслухисозданияустановкина использованиедомыслаприсоставленииновыхвариантовразвертыванияситуации, предложеннойна картинке

2.  Вопросыучащихсяучителюпокартинкедлясозданияновоговариантаситуации.

3.  Работаучащихсявпарах. Этотвидработыможетиметьнескольковариантов:

а) беседаолюбомчеловеке, изображенномнакартинке;

б) развертываниеисходнойситуации;

в) составлениедомысла, которыймогбыпроизойтимеждуизображенныминакартинкелицами.

4.  Составлениерассказаучащимисяпоцепочке.

5.  Собственныерассказы, составленныенабазеизображеннойнакартинкеисходнойситуации.

Следуетпомнить, чтоприработесданнымвидомнаглядностиучительдолжен"подсказывать" учащимся языковойматериал, частичноимизабытыйиливыходящийзарамкиусвоенного, нонеобходимыйимдля собственногоразвертыванияисходнойситуации, изображеннойнарисунке.

Опытпрактическойработыпокартинкамснеразвернутымиситуациямипоказал, чтоиспользование упражнений, стимулирующихтворческоевысказываниеучащихся, даетследующиеположительные результаты:

1.    Значительноповышаетсяречеваяактивностьучащихся, таккакразвитиеиноязычнойречи происходитненабазеискусственных, частонадуманныхситуаций, аситуаций, составленных самимиучащимися, близкихинтересамижизненномуопытукаждогоизних.

2.    Вречевуюактивностьвовлекаютсявседажесамыеслабыевязыковомотношенииучащиеся, так упражнения, стимулирующиесамостоятельныевысказывания, даютучащимсявозможность проявлятьречевуюинициативувсоответствиисуровнемвладенияязыкомкаждогоизних, тоесть систематическоеиспользованиеданноговидаработыпозволяетосуществлятьиндивидуальный подходкученикамнабольшинстве, еслидажененакаждомуроке.

3.    Посколькуповышаетсяинтересучащихсяквысказываниюиихречеваяактивностьповышаетсяи степеньтренировкииусвоенияструктурногоязыковойматериала.

4.    Болееполнымичеткимстановитсязапоминаниеиусвоениелексическогоматериала.

5.    Повышаетсяобщееразвитиемыслительнойдеятельностиучащихся, посколькуразвитиеустной иноязычнойречисочетаетсясиспользованиемисовершенствованиемдомысла, фантазии каждогоучащегося, атакжевсвязистем, чтопередучащимисяпостоянностановятсяпроблемы, которыеимтутжеприходитсярешать- проблемывыбора, очемговоритьичтообэтомсказать.

6.    Этимоментыблаготворносказываютсяназанятияхучащихсяподругимпредметам, тоесть систематическоеиспользованиеданноговидаупражненийспособствуетразвитиюобщей мыслительнойдеятельностиучащихся.

7.    Развитиемышленияпроисходитпропорциональнообъемутворческихупражнений, используемых назанятиях, регулярностииспользованияих, атакжестепениучастиявнихкаждогоучащегося.

Взаключенииследуетещеразсказать, чтожеланиеучащегосявысказатьсянаиностранномязыкетем сильнее, чемглубжезатронутыеголичныеэмоции, мысли, интересы. Следовательно, дляразвития уменияговорить, участвоватьвречевойдеятельности, целесообразнонеучащегосяподтягиватьк ситуацииговорения, аситуациюговоренияприблизитькучащемуся, очемподробноибылосказано выше. Этоположениенискольконепротиворечитилипротивопоставляетсяпринятымвшколеформам обученияязыку, посколькудлятого, чтобыговорить, надоспервапознакомиться, осмыслитьиначать овладеватьязыковымматериалом.

Однакоразвитиесамогоиноязычногоьоворенияможетпроисходитьтольковпроцессеговорения, причем чемактивнееэтотпроцесс, темлучшезакрепляется, осваиваетсяиактивизируетсяосновнойязыковой материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ НА НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ НА НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Электронная презентация на тему: "Учебная ситуация как способ инициирования речи учащихся и развития их творческого воображения".

В данной презентации разбираются различные виды учебных ситуаций на уроках, которые помогают развивать коммуникативную компетенцию учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ НА НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Практика показывает, что учащиеся  тренируют в употреблении ответных  реплик, имеющих стандартные формы. Изучение нестандартных форм ответов позволяет расширить диапазон речевых возможностей...

Методическая разработка «Использование метода опорных схем для развития диалогической речи учащихся 7х классов»

Данная методическая разработка направлена на развитие диалогической речи у учащихся 7х классов, изучающих французский язык по учебнику А. С. Кулигиной, О. В. Иохим «Le français en perspective&ra...

Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)

      Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе...