Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку. (Раздел "Аудирование")
методическая разработка по теме

Сучкова Наталья Владимировна

Методические советы учителю для составления тренировочных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку.

(Раздел «Аудирование»)

Задания по аудированию в формате ЕГЭ предполагает проверку и оценку основных навыков и умений учащихся, связанных с пониманием на слух речи на иностранном языке, что является необходимым компонентом формирования их комплексной иноязычной компетенции. При подготовке учащихся к выполнению заданий на аудирование внимание учителя должно быть направлено на решение задач, включающих два образовательных аспекта – содержательный и процессуально-технологический. Освоение содержательного аспекта связано непосредственно с формированием способности понимать на слух речь на ИЯ, тогда как учет процессуально-технологических требований необходим для овладения навыками работы с заданиями экзаменационных форматов.

Специалистами разрабатывается набор заданий определенных форматов, позволяющих проконтролировать и оценить уровень сформированности тех или иных навыков и умений учащихся.

«Формализация умения» является необходимым условием любого контроля, но и создает учащимся дополнительные сложности.  Снижение временных затрат на выполнение заданий по аудированию за счет уменьшения процессуально-технологической составляющей является важным. Формирование прочных навыков процессуально-технологического характера позволяет высвободить время для решения языковых и речевых задач.

Учителю необходимо учитывать общий коммуникативный компонент процесса восприятия речи, который является определяющим при построении методики обучения аудированию. Процесс восприятия речевого сообщения состоит из следующих этапов.

  1. Стратегический (подготовительный) этап:
  1. предварительная ориентировка на информацию;
  2. мысленная настройка учащегося на речевое сообщение;
  3. осознание основной мысли высказывания.
  1. Этап первичного формирования образа воспринимаемого сообщения:
  1. первичное восприятие поступающего языкового и речевого материала;
  2. формирование основной идеи сообщения;
  3. формирование языкового образа сообщения на основе языкового опыта учащегося.
  1. Этап опознания образа воспринимаемого сообщения:
  1. опознание языкового материала по формальным признакам (фонетическим, лексическим, грамматическим);
  2. смысловое восприятие на уровне слова и словосочетания;
  3. смысловое восприятие на уровне блоков;
  4. смысловая интерпретация речевого сообщения (аналог полного понимания).

Искусственная обстановка, в которой происходит обучение аудированию, отличается от реальной. Учащийся не может вмешиваться в процесс высказывания. Учащийся имеет возможность прогнозирования ситуации, двукратного прослушивания речевого сообщения.

При отработке содержательной стороны экзаменационных заданий необходимо выполнение тренировочных упражнений двух типов: формирующих речевые навыки и умения и формирующих когнитивные навыки и умения аудирования.

С точки зрения речевого компонента коммуникативное задание в формате ЕГЭ проверяет навыки и умения учащихся на трех уровнях понимания на слух иноязычного текста:

  1. понимание основной мысли текста и демонстрация этого понимания через установление соответствия, множественный выбор или другие форматы;
  2. понимание и извлечение необходимой информации и демонстрация этого понимания через установление правильности/неправильности высказывания, множественный выбор, поиск и выделение необходимой информации, упорядочение последовательности фактов;
  3. полное и детальное понимание смысла текста и демонстрация этого понимания через задание на множественный выбор.

Когнитивные умения аудирования – это владение способами анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения ит.д.

Отработка аспектов, отражающих специфику подготовки к ЕГЭ, требует многократного выполнения заданий определенного типа; необходимо иметь достаточно обширный банк заданий, позволяющих отрабатывать как содержательную, так и процессуально-технологическую сторону.

На основе психических процессов, лежащих в основе навыка восприятия сообщения, можно выделить когнитивные компоненты, без владения которыми не могут быть сформированы специальные речевые умения:

  1. умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или аналогии с родным языком;
  2. умение понимать информацию в перефразированном виде;
  3. умение пропускать незнакомые слова и выражения без ущерба для понимания текста в целом;
  4. умение прогнозировать развитие высказывания;
  5. умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
  6. умение выявлять коммуникативные характеристики высказывания с точки зрения говорящего, понимать и использовать невербальные способы представления информации;
  7. умение делать выводы из услышанного;
  8. умение отделять основную информацию от второстепенной;
  9. умение воспринимать и понимать в тексте ключевые слова;
  10. понимание основной идеи текста;
  11. понимание и извлечение необходимой информации («верно», «неверно», «в тексте не сказано»);
  12. полное детальное понимание текста.

Перед тем как начать прослушивание, учащиеся внимательно должны прочитать формулировку задания, способ представления ответов и:

  1. определить тип задания;
  2. определить характер озвученного текста;
  3. определить тип текста;
  4. определить тематику текста (намерение говорящего);
  5. дать возможные ответы;
  6. подготовиться к восприятию информации, трудной с фонетической точки зрения.

Во время первого прослушивания учащиеся не должны отвлекаться; их задача убедиться в правильности определения типа текста, в правильности предвосхищения идеи текста, постараться запомнить как можно больше информации, значительный по длительности текст разделить на смысловые блоки.

Во время второго прослушивания необходимо проверить правильность ответов; попытаться дать ответы на неотвеченные вопросы; убедиться, что оставшиеся варианты являются неверными.

После прослушивания учащиеся еще раз просматривают свои ответы, чтобы не оставить ни один пункт задания без ответа.

Все вышесказанное является методическими советами учителю для составления тренировочных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»

Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной р...

Способы (приемы и методы) формирования у учащихся ключевых компетенций по иностранному языку

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Коммуникативная компетенция и ее компоненты как ключевые компетенции , приемы и методы их ф...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....