Самообразование учителя - основа его профессиональной компетенции
презентация по теме

В помощь учителю для составления плана по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samoobrazovanie.ppt516.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖМО УЧИТЕЛЕЙ ИЯ ПОГОЖЕВА Т. А. Самообразование учителя – основа его профессиональной компетентности

Слайд 2

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста. Активность самообразования зависит от многих факторов: уровня развития профессионального самосознания; наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности; индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей; готовности к самообучению и др.

Слайд 3

В литературе понятие "самообразование" раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в интеллектуальном и духовном развитии человека.

Слайд 4

Основными характеристиками самообразования являются: свободный выбор круга интересующих проблем; самостоятельная работа с источниками информации; самостоятельная организация процесса самообучения.

Слайд 5

При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности учителя, его личные интересы; специфика образовательного учреждения, в котором работает учитель, этап его развития.

Слайд 6

самообразование может быть определено как добровольная, систематическая, самостоятельная деятельность человека, направленная на развитие его познавательных возможностей и способностей, приобретение им новых знаний, умений, навыков. самообразование – это одна из форм умственного труда, в которой развивается общественная направленность личности, ее творческий потенциал, индивидуальность.

Слайд 7

Составляющие процесса самообразования учителя: Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения; Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии; Повышать уровень своей эрудиции правовой и общей культуры.

Слайд 8

Виды деятельности, способствующие профессиональному росту учителя: Чтение конкретных педагогических изданий; Чтение методической, педагогической и предметной литературы; Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях Решение тестов, упражнений и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; Посещение семинаров, треннингов, конференций, уроков коллег; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий.

Слайд 9

Результат самообразования (на некотором этапе): Повышение качества преподаваемого предмета (указать показатели по которым будет определяться эффективность и качество); Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления; Разработка новых форм, методов и приёмов обучения; Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ; Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

Слайд 10

Самообразование будет продуктивным, если: Реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации; Педагог обладает развитой способностью к рефлексии ( деятельности, направленной на осмысление собственных действий, анализ этой деятельности и формулирование выводов); Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской деятельности; Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Слайд 11

Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями. 1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности; 2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия; 3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств; 4) методическая – преодоление профессиональной узости; 5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение творческой самореализации; 6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.

Слайд 12

Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности. Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности воспитателя, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.

Слайд 13

главные мотивы самообразования учителя – это: желание совершенствовать свое педагогическое мастерство (например, подготовка учащихся к городским и областным олимпиадам); углубление знаний по вопросам, которые вызывают интерес (например, изучение методики решения олимпиадных задач); теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта по выбранной проблеме.

Слайд 14

Руководствуясь этими мотивами, ежегодно составля ется индивидуальный план самообразования: Сентябрь 1. Самоанализ профессиональной деятельности. 2. Определение степени разрыва между реальным уровнем компетентности и требованиями общества к уровню подготовки педагогических кадров. 3. Выбор темы самообразования. 4. Планирование форм работы: а) формирование педагогической проблемы; б) анализ литературы по выбранной теме; в) анализ опыта внедрения результатов исследования выбранной темы в практику. 5. Выявление учащихся, интересующихся математикой и подготовка к олимпиаде. Октябрь – апрель 1. Осмысление, обобщение изученной литературы. 2. Экспериментальная проверка новых, собственных идей. 3. Посещение открытых уроков, семинаров. 4.Самоконтроль эффективности собственной деятельности. Май 1. Анализ выполнения поставленных задач. 2.Самооценка, определение перспектив внедрения полученных знаний.

Слайд 15

На протяжении учебного года Повышение эффективности учебной деятельности учащихся при обучении истории и обществознанию : - работа по формированию обществоведческих и исторических понятий; - мотивация устойчивого интереса к учению; - практическая направленность обучения. Ознакомление с новыми технологиями преподавания истории и обществознания . Повышение интереса к изучению предмета истории и обществознания у учащихся. Мониторинг качества знаний учащихся. Изучение статей в периодических изданиях.

Слайд 16

МОУ « ____________________ средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________ « »________20__ г. План по самообразованию учителя _________________________ МОУ «_______________ средняя общеобразовательная школа» ______________________________________________________________________________________________________________________________ на 20__-20__ учебный год. 20___ г.

Слайд 17

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов; общекультурных и профессиональных интересов; повышение квалификации. Тема по самообразованию: (с учетом методической проблемы школы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 18

Основные формы и методы работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прогнозируемый результат ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 19

Реализация данной темы рассчитана на 3 года с 20__ по 20__ уч. годы 1 этап реализации плана (20__-20__ учебный год)- школьный уровень Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат 1 проконсультироваться с методистом или руководителем РМО по вопросам организации работы по теме самообразования 2 провести анализ своих профессиональных затруднений 3 составить план работы 4 изучить опыт работы учителя высшей ( первой) категории школы Петровой И.И. 5 посетить уроки учителей школы, занимающихся данной проблемой: Ф.И.О. учителя, класс Ф.И.О. учителя, класс Ф.И.О. учителя, класс 6 систематизировать материалы журнала « Иностранные языки в школе » за последние 3 года по данной теме 7 изучить методическую литературу по теме самообразования: ( перечислите ) 8 обновить дидактические средства обучения с учетом избранной темы: ( таблицы, схемы, карточки, логико-структурные схемы и т.д.) 9 провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию ( к.р., тесты, анкеты) : 10 собрать банк уроков по теме самообразования ( уроки учителей школы, района и т.д.) 11 разработать уроки в своем классе по теме самообразования: - 12 отчет на ШМО по теме самообразования 13 отчет на методическом совете , педагогическом совете школы, ММО, РМО по теме самообразования

Слайд 20

Все материалы (банки уроков, анализы посещенных уроков, анкеты, выступления и т.д.) находятся в рабочем кабинете учителя. 2 этап реализации плана (20__-20__ учебный год) – районный уровень Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат 1 корректировка плана работы 2 изучение опыта работы учителей района по подобной теме: ( указать Ф.И.О. и тему его опыта) 3 участие в работе РМО: - посещение уроков лучших учителей ИЯ района: - выступление …… 4 Изучить методической литературы по теме самообразования (перечислите) 5 Диагностика в динамике за 2 года: а)ЗУН учащихся: -входной контроль -промежуточный контроль -итоговый контроль б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 6 проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках ШМО, на семинарах и т. д: 7 выступление на школьных семинарах , на педагогических чтениях и т.д.… 8 внеурочная работа по предмету ( перечислите ) 9 составить картотеку публикаций по изучаемой теме ( берем любые источники) 10 выступить с отчетом по итогам реализации 2 этапа плана по самообразованию на МО, МС, совещании)

Слайд 21

3 этап реализации плана (20__-20__ учебный год)- уровень обобщения Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат 1 корректировка плана работы 2 изучение опыта работы учителей региона: ( через индивидуальные посещения, публикации в периодической печати, через различные сайты и т.д.) 3 изучение методической, психолого-педагогической литературы: ( перечислите) 4 выступление на педагогическом совете: - 5 проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках ШМО: - 6 Диагностика в динамике за 3 года: а)ЗУН учащихся: -входной контроль -промежуточный контроль -итоговый контроль б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 7 проведение открытых уроков в рамках ШМО, РМО 8 участие в конкурсах профессионального мастерства соотнесение полученных результатов с планируемыми 9 обобщение опыта работы по теме самообразования: -консультации с методистом РМК, -подготовка материалов для описания опыта, -корректировка опыта 10 творческий отчет по результатам профессиональной деятельности 11 подготовка статей для публикации в педагогических изданиях ( сборники РМК, Бел РИКППС и т.д.)

Слайд 22

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме. Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей. Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения. Основные формы и методы работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...

Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...


 

Комментарии

Мананникова Наталья Николаевна

Спасибо, полезная информация