Развитие КТМ на уроках английского языка
статья на тему

Соколова Татьяна Германовна

Описание опыта работы и эксперимента по развитию критического и творческого мышления на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл article_sokolova_t.g..docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

«В начале было слово…»

Часто ли мы задумываемся над этой цитатой? И было ли слово в начале? И что значит слово сейчас? Так ли воспринимают слово наши дети, как в своё время воспринимали мы, сидя за своими партами?

Столетия назад учитель был едва ли не единственным источником знаний, и, жаждущие знаний ученики проходили километры дорог, чтобы утолить свою жажду, услышать слово, которое передавалось из уст в уста…

  Потом появилось печатное слово и возможность черпать знания из книг, не выходя за пределы общественных и частных библиотек. Однако, роль учителя не перестала быть значимой в процессе обучения – она просто изменилась – учитель стал проводником, гидом, лоцманом в море информации.

В 21 веке это море превратилось в океан, а книги заменил Интернет. Проблема поиска информации перестала существовать, но появилась другая, ещё более острая проблема – как не заблудиться, не утонуть в этой лавине и найти то, что действительно нужно.

Мы говорим: дети теперь другие, им сложно объяснить прописные истины, которые были просты и понятны нам и нашим ученикам 20 лет назад. Обижаемся. Теряем терпение. И всю вину перекладываем на плечи ребёнка. Напрасно – это не дети другие, это изменился мир. И этот мир создали для них мы, а значит, наша задача состоит в том, чтобы защитить наших детей, научить их находить правильный путь, критически оценивать поток информации, ежедневно обрушивающийся на них.

По данным исследования журнала Fox, переизбыток информации ведёт к тому, что 75% людей не обращают внимание на её качество, а 25% остаются разочарованы результатом поиска. Единственным возможным способом борьбы с информационным наводнением может стать повышение цифровой и медиа грамотности, а также, развитие творческого и критического мышления наших детей.

Мир изменился – значит, пора меняться и нам.

С целью поиска путей совершенствования языкового образования, учителя нашей школы проводят эксперимент, результатами которого мы и хотели бы поделиться в этой статье.

Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды, позволяющей непрерывно развивать языковую личность учащегося, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, исходя из новых социально-экономических и социально-культурных условий и требований новых образовательных стандартов. Важнейшими стратегиями развития инновационной среды являются

  1. Когнитивно-рефлексивные стратегии, направленные на развитие критического мышления и научно-исследовательских умений учащихся
  2. Коммуникативно-деятельные стратегии, направленные на освоение личностно-ориентированных технологий обучения, в том числе ИКТ

Цель нашего эксперимента непосредственно связана с разработкой и внедрением этих стратегий в процесс обучения иностранным языкам, следовательно, проблема, решаемая в ходе эксперимента, является актуальной и отвечает требованиям времени.

Чтобы обосновать целесообразность нашей экспериментальной  деятельности, попробуем ответить на вопрос: Зачем обучать критическому и творческому мышлению? Сегодня развитие рационального критического мышления является одной из общепризнанных в отечественной и зарубежной педагогике образовательных целей. Во-первых, эти навыки необходимы в стремительно меняющемся мире. Современное демократическое общество заинтересовано в гражданах, способных принимать обдуманные, взвешенные решения. Во-вторых, учащиеся не обладают развитыми мыслительными навыками - их можно и нужно развивать. Развитие действенного мышления должно стать таким же важным элементом образования, как два базовых умения формируемых в школе – умения читать и писать. В- третьих, способность критически и творчески мыслить не ограничивается рамками одного предмета, а переносится на другие сферы деятельности человека.

Следует отметить, что обучение иностранному языку обладает большим развивающим потенциалом, интегративностью – возможностью реализации межпредметных связей, способностью  выступать как цель и как средство обучения

На первом этапе были сформулированы две основные цели эксперимента:

  1.  Развитие личностных качеств исследователя и творца

 (Способность к самообучению, адаптация к нестандартной ситуации, использование сложных моделей мышления, способность к самоконтролю и самокоррекции)

2.  Расширение границ образовательного поля                                                        (привлечение Интернет-ресурсов, создание образовательной социальной сети)

Для реализации данных целей были разработаны три направления экспериментальной деятельности:

  1. Развитие КТМ на уроках английского языка
  1. Изучение теоретической основы КТМ
  2. Апробация существующих технологий, направленных на развитие КТМ
  3. Интеграция технологий в учебную программу
  1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий
  1. Создание каталога  учебных сайтов
  2. Привлечение учащихся к изучению образовательных ресурсов
  3. Апробация и описание возможности их применения на уроках
  4. Создание социальной сети для учащихся и работа в ней
  1. Само-аудит
  1. Обучение методам самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа
  2. Создание языкового портфеля для отслеживания результатов экспериментальной деятельности

Итоги первого этапа экспериментальной деятельности были представлены в презентации на отчётном заседании экспериментальной площадки в конце 2009/2010 учебного года. Вот их краткое изложение:

  1. Подготовка ресурсной базы
  1. изучение теоретических основ развития критического и творческого мышления
  2. изучение образовательных интернет- ресурсов и их адаптация к УМК 10 класса Laser B 2+
  3. подготовка учебно-дидактического материала
  1. Внедрение и апробация
  1. Проблемное обучение
  2. Метод дискуссий
  3. Ролевая игра
  4. Проектная деятельность

  1. Разработаны уроки-презентации
  1. New reality show project
  1. (Тема «СМИ», Laser B1+)
  1. Hotel and holiday destination project
  1. (Тема «Путешествия», Unit 2 Laser B2) 
  1. Invention that will shake the world
  1. (Тема «Наука и техника», Unit3, Laser B2)

В ходе решения задач первого этапа эксперимента вскрылись следующие проблемы: обучение КТМ следует начинать с раннего возраста, осуществляя преемственность методов на всех этапах обучения. Недостаточная материально-техническая база является серьёзным препятствием для реализации поставленных задач – необходим доступ к интернету и наличие компьютера.

Задачей II этапа экспериментальной деятельности в 2010/2011 году явилось осмысление и коррекция продуктов экспериментальной и инновационной деятельности и обоснование их эффективности.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создаёт возможность повышения качества образования, способствует формированию одной из ключевых компетенций – умение работать с информацией, способность к её переосмыслению.

В этом учебном году нам удалось завершить начатую ранее работу по созданию сайта и социальной сети учащихся и учителей “Creative Learners”,  а также продолжить изучение и внедрение в учебный процесс образовательных интернет- ресурсов. Возможность общаться в социальной сети значительно расширила границы образовательного пространства учащихся, позволив им не только обмениваться информацией, но и продолжить в блогах обсуждение тем, начатое на уроке, или обменяться впечатлениями о событиях в жизни класса или школы.  Учащиеся даже придумали on-line игру по теме «Искусство», что ещё более оживило общение в социальной сети.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий обеспечило высокую степень мотивации учащихся, позволило использовать преимущества интерактивного обучения, возможность немедленной обратной связи, гибкость индивидуального режима работы, предоставило учащимся большую свободу действий и самостоятельность.

Использование мультимедийных средств обучения на уроке, а также привлечение  Интернет- ресурсов (English Listening Lesson Library Online, Qwiky, BBC Learning и многие другие) повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, позволяет более рационально организовать учебный процесс, реализовать индивидуальный подход и обеспечить автономию учащихся.

Второй этап экспериментальной деятельности так же выявил ряд проблем и трудностей – в первую очередь – необходимость самообразования и повышения компьютерной грамотности учителя и способности свободно ориентироваться в цифровом пространстве (digital nativity). Эту проблему помогают преодолеть образовательные социальные сети. Участие в on-line семинарах, форумах, обмен опытом с коллегами во всемирной сети, возможно, не альтернатива, но весомое дополнение к курсам повышения квалификации. Приведу лишь некоторые интернет- сообщества, где можно получить бесценный опыт и мудрый совет: EFL Classroom2.0, ELT Russia.

Основной задачей III этапа экспериментальной деятельности будет разработка методов и критериев для самоаудита и оценивания результатов. Также предстоит продолжить работу по созданию языкового портфеля и обучению методам самоконтроля, взаимоконтроля и организации мыслительной деятельности. Возможно, это будет представлено в цифровом формате. С этой целью мы планируем освоить ещё один ресурс – Thoughtboxes –on-line органайзер - инструмент позволяющий планировать события, обмениваться идеями, организовывать и отслеживать собственный мыслительный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетов сказок для повышения мотивации учащихся и развития речи на уроках английского языка

В  статье на примере одного из уроков описыватся использование сюжетного построения урока с участием известных сказочных персонажей как одного из методов повышения мотивации учащихся к изучению и...

Развитие толерантности на уроках английского языка

Выступление  на школьном методическом объединении по теме "Развитие толерантности на уроках английского языка"...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Развитие УУД на уроке английского языка в 3 классе по теме "Bryansk Zoo"

Разитие УУД на уроке английского языка в 3 классе по теме "Bryansk Zoo"...

Развитие творческихспособностей на уроках английского языка в начальной школе.

Статья о развитии творческих способностей на уроках английского языка в начальной школе....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...