Методическая разработка
статья на тему

Кожина Ирина Викторовна

Обучение чтению как стратегия успешного изучения иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательских умений и способностей школьников.


При обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Обращаясь к конкретным типам текстов, мы используем различные стратегические и тактические действия. Это существенным образом обусловливает методику работы с текстом в учебном процессе.

Чтение в естественной коммуникации

        

ЧТЕНИЕ

Удовольствие, Воздействие на чувства

Художественная

литература

Информирование с целью какого-либо воздействия, установки

Образование, расширение языковых познаний

Инструкции, рецепты, приказы, программы

Тексты по специальности, газеты, журналы

Общее, глобальное понимание, стихийное запоминание информации

Детальное понимание; информация предназначена для дальнейшего использования

Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря


В основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

  • соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;
  • соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Задача учителя при формировании техники чтения заключается в том, чтобьк

  • как можно скорее миновать промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;
  • последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы;
  • сформировать нормальное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.

Чтение вслух и про себя

В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может измениться процентное соотношение чтения вслух и про себя на уроке и дома.

Форма чтения

Начальный этап

Средний этап

Старший этап

Вслух

90%

50%

10%

Про себя

10%

50%

90%

В начальной школе чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование данного навыка, но и достаточную степень само - и взаимоконтроля.

На среднем этапе еще нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро "сползти". Тем не менее на среднем этапе обучения акценты уже смещаются в сторону развития технологий чтения.


Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, и чтение вслух заменяется чтением про себя.

На старшем этапе чтения становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не обозначает, что чтение вслух полностью исчезает. На данном этапе можно использовать чтение вслух для формирования причинно - следственных связей, логики, аргументации и т. д., а для этого необходимо просить прочитывать релевантные отрывки или предложения из текста.

При формировании техники чтения на начальном этапе мы

говорим о чтении главным образом как о средстве обучения. Зная звуковой образ слова, умея определить согласные буквы \ звуки, составляющие каркас слова, видя картинку, иллюстрирующую определенный контекст, дети могут сами впервые прочесть слова или догадаться о том, что это за слово. Формирование речевой догадки может идти разными способами, для учителя важно максимально использовать любую возможность, не игнорировать мелочи, которые на поверку могут оказаться самыми устойчивыми навыками. Здесь же хотелось отметить, что в данном случае дети читают реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов. Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, поскольку это обеспечивает большую автономию для ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе. В реальной жизни мы не читаем тексты, написанные в транскрипции.

Практически одновременно с чтением отдельных слов начинается работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова и словосочетания, затем предложения, мини- тексты, отрабатывается правильное прочтение слов и целый ряд фонетических и лексических навыков. Формируются важные составляющие техники чтения: темп, интонация, ударение, паузы. Трудно переоценить на этом этапе роль упражнений на хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе или за диктором. Если учитель требует не просто правильного произношения читаемых слов, но и соответствующего темпа, соблюдение норм ударения, мелодики, то техника чтения формируется быстрее.


Существуют следующие параметры оценки техники чтения:

  1. темп чтения ( определенное количество слов в минуту);
  2. соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова);
  3. соблюдение пауз;
  4. использования правильных моделей интонирования;
  5. понимание прочитанного.

Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения, на данном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, умения, владение которыми позволяет школьникам: понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;

  • ориентироваться в этом тексте в соответствии с коммуникативной задачей;
  • извлекать информацию на разном уровне
  • пользоваться компенсационными умениями (догадаться о значении незнакомых слов по контексту, игнорировать незнакомые слова , не занимающих в тексте ключевых позиций, пользоваться опорами ( ключевые слова, рисунки, схемы, сноски);
  • пользоваться справочной литературой и словарями.
  • Опираясь на известное, прогнозировать содержание текста.

Для понимания любого текста играет имеющийся жизненный опыт школьника.

В жизни мы встречаем разные тексты . Это может быть записка, реклама или объявление, расписание и т.д. Короткие тексты могут быть очень информативными. Предлагаемые учебные тексты должны соответствовать по степени сложности и языковому, и речевому опыту школьника, его интересам и возрасту. Привлекаем различные типы текстов разного жанра и стилей. Отбор и организация текстов должны осуществляться с учетом этапов обучения:

Начальная школа: стихи, рифмовки, короткие рассказы, комиксы; статья из детского журнала; программа телепередач; карта страны, афиша и т. д.

5-7 классы: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах этикетки к товарам, расписание поездов, указатели города, объявления, прогноз погоды; журнальные и газетные статьи страноведческого характера, каталоги, путеводители, отрывки из художественной литературы и др.


8-9 классы: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты; публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзоры, очерки, интервью, статистика и т.д.) и др.

10-11 классы :указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и кулыпуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Любой текст определенным образом влияет на читателя: дает новую информацию, либо воздействует на его чувства, мнение или поведение ( согласен ли ты? Как бы поступил? ). Это еще раз подчеркивает важность обращения к содержательным аспектам используемых в учебном процессе текстов. На основе текстов происходит обучение опосредованному общению в контексте диалога культур.

Процесс формирования читательских умений тесно связан с умением понимать содержание прочитанного. Учащимся следует предлагать задания, формирующие прогностические способности школьников на уровне текста, скорость чтения.

Например, рассмотрим несколько вариантов упражнений:

  • текст разрезается на смысловые части (отдельные предложения), учащиеся составляют связный текст, а затем сверяют его с оригиналом;
  • предлагается текст с пропущенным смысловым куском, сверяют его с оригиналом и находят в нем пропущенную часть;
  • в тексте отсутствуют связующие элементы, необходимо восстановить пропуски;
  • учащиеся получают предложения, взятые из текста в заранее нарушенной последовательности, расставляют их в нужном порядке и проверяют правильность выполнения задания после прочтения текста - оригинала;
  • учащиеся работают над текстом, в котором не выделены абзацы, они предлагают свои варианты деления текста на абзацы, после чего сверяют их с оригиналом и в случае расхождения обосновывают свою точку зрения или пытаются объяснить точку зрения автора текста- оригинала;
  • учащиеся получают отдельные предложения, их задача - определить соответствуют ли эти предложения содержанию текста;

  • отдельно в произвольном порядке приводятся к данным параграфом, причем заголовок может быть больше, чем параграфов, что несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического угадывания. Необходимо соотнести содержание абзаца с заголовком.
  • вопросы даются перед текстом, но при этом не в той последовательности, в которой эта информация встречается в тексте. Чтобы быстро и правильно выполнить задание, школьники должны просмотреть текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию. Только затем темп чтения замедляется и начинается более детальное прочтение.

Ели речь идет о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности, то такое чтение имеет цель извлечение из текста полной информации. В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.

Выделяют следующие виды чтения:

  • аналитическое;
  • изучающее;
  • просмотровое;
  • поисковое;
  • ознакомительное и т.д.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовые этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умения читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

1 ДОТЕКСТОВЫЙ ЭТАП (ЭТАП АНТИЦИПАЦИ)

Цели

  • Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
  • Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
  • По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1 .Работа с заголовком.

По заголовку можно попроситв учащегося определить:

  • тематику текста;
  • перечень поднимаемых в нем проблем;
  • ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование        ассоциаций, связанных с именем автора.

  • к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • кто, по-вашему, будет главным героем?
  • где и в какое время может происходить действие? И т.д.

3. Использование        предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4.Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику / проблему текста на основе языковой догадки.

5. Просмотреть        текст \ первый абзац и определить, о чем этот текст.

6. Прочесть        вопросы Утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

7. Попытаться        ответить на предложенные вопросы до текста.

2.ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

 Цели

  • Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
  • Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания 1.Найти \ выбрать \ прочесть \ соединить \ вставить:

  • Ответить на предложенные вопросы;
  • Подтверждения правильности / ложности утверждений;
  • Подходящий заголовок к каждому абзацу;
  • Подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
  • Предложения со следующими словами \ грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.;
  • Глаголы \ прилагательные \ эпитеты \ другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо и т.д.
  1. Догадаться:
  • О значении слова или слов по контексту;
  • Какой из предложенных переводов \ какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
  • Как будут развиваться события во второй главе \ следующей части текста.

З.ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Цель

  • Использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умения в устной или письменной речи.

Упражнения и задания

  • Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  • Доказать, что...
  • Охарактеризовать...
  • Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Объяснить свой ответ.
  • Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор и т.д.

Формирование читательских умений предполагает умение владеть всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Как видим, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. В этом смысле тексту отводится центральная роль в учебном процессе.


Литература

1.Гальскова Н. Д. « Современная методика обучения иностранным языкам» «Глосса»,  Москва 2000 г

2.Маслыко Е. А. « Настольная книга преподавателя иностранного языка» «Высшая школа»,  Минск 1997г

3.Рогова Г. В. « Методика обучения английскому языку на начальном этапе» «Просвещение». 1998г.

4. Соловова Е. Н. «Методика обучения иностранным языкам»

«Просвещение» Москва, 2002г.

5. Peter Watcyn- Jones Grammar/Games & Activities Penguin Book 1995

6. Gunter Gerngross Do & Understand Longman 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...