Стратегическая работа с одаренными детьми
материал на тему

Румянцева Юлия Александровна

Данный материал был представлен на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка в марте 2017 года. В атериале представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках английского языка. Ведь в последнее время на уровне общества и государства работа с такими детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategicheskaya_rabota_s_odarennymi_detmi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО учителей английского языка

«Стратегическая работа с одаренными детьми»

2016-17 уч.год

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Слайд 2. Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

                                                                                                         

1. Вступление

В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

         Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.  
        С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Слайд 3.

   

2. Основная часть

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части: Слайд 4.

  1. Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты,  экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
  2. Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели,  научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;
  3. Система дополнительного образования – олимпиады, дистанционные олимпиады,  самостоятельная работа учащихся и тп.

Слайды 5-9

       

2.1 Урок - основа для работы с одаренными детьми

  На мой взгляд, реализация создания условий  для развития личности  в обучении иностранному языку происходит  в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

   Слайд 10. Существует   четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-экскурсия , ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст.

        Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в  работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Думаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

     

2.2 Проектная деятельность

        Неотъемлемой частью организации урочной деятельности является  осуществление проектной деятельности  учащихся. Это

  1. делает процесс обучения интересным;
  2. расширяет познания за пределы темы;
  3. придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
  4. учащиеся становятся творческими исследователями и получают удовлетворение от работы.

2.3 Предметные недели

         Традиционным для нашей школы является проведение предметной  недели иностранных языков.  Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические газеты, участвуем в конкурсах чтецов и лучший литературный перевод стихотворений, викторинах, посвященных страноведению. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. К неделе английского языка управление образования систематически присылает работы по переведу произведений английских классиков. Например, в прошлом году было необходимо переложить на русский язык отрывок из произведения Уиллиама Шекспира «Король Лир», за год до этого предлагалось поработать с «Ромео и Джульеттой».

     В этом учебном году проведение предметной недели  совпало с муниципальным конкурсом видео роликов на английском языке.  В этом конкурсе слились сразу несколько деятельностей.

Немного о конкурсе. Конкурс проходил в несколько этапов.

Первый этап: так как 2016 год в России был объявлен годом кино, нам предлагалось, на свое усмотрение, выбрать любой отрывок из русского кинофильма и озвучить его на английском языке. Здесь перед нами появилась задача. Мы долго думали о том, какой фильм выбрать. Тк предметная неделя традиционно проводится в конце декабря (это связано с католическим Рождеством) рассматривалась ситуация, что мы возьмем фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Но подумав, что вдруг ненароком нас обвинят в пропаганде алкоголя, мы решили остановиться на отрывке из мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве». Сюжет где царь красит забор.

Видео.

Мы итогам первого этапа, наш видео ролик вошел в десятку лучших.

На следующем этапе нам предлагалось защитить ролик. В течении нескольких минут необходимо было объяснить на английском членам жюри почему наш выбор пал именно на это произведение и тп. Была приготовлена презентация.

И на третьем этапе проводилось тестирование по английскому языку. Мы не вошли в тройку сильнейших, но заняли почетное 5 место, получив приз -  ужин в ресторане Мохито и сертификат участника, который все никак до нас не доедет с февраля месяца. Спасибо организаторам конкурса языковому центру «Hello»(((

                             

                               2.4 Исследовательская работа

         Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Исследовательская  работа  даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  1. развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
  2. формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  3. даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  4. воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  5. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

         

Заключение и выводы

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

         Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...