Ролевые игры и их применение на уроках иностранного языка в средней школе
статья

Петрова Александра Алексеевна

В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Педагоги постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ».

Петрова Александра Алексеевна

                                                         

         

                                                                Санкт - Петербург

                                                             2018

                                 Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1

1.1 Характеристика и структурные компоненты ролевых игр...………….6

1.2  Функции ролевых игр...……………………………………………………..9

1.3  Классификация ролевых игр...……………………………...……………..12

Глава 2

2.1 Требования к применению ролевых игр на уроках иностранного языка…………….………………….……………………………………………13

2.2 Обучающие возможности ролевых игр………………………………….....15

2.3 Технология проведения ролевых игр...…………………….………………17

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиография…………………………………………………………………….23

                                      Введение.

     В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Педагоги постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру (РИ), которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Эффективность обучения обусловлена повышением интереса к предмету.

     РИ завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей, разработанной социологами и социопсихологами. Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. В этой связи социологи говорят о вторичной социализации, имитирующей первую. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т.д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям РИ.

     РИ, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы обучения на уроке. При участии в РИ у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на уроках иностранного языка, что является главным аспектом при обучении иностранному языку в школе. РИ может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению иностранного языка.

     Присвоение каждому учащемуся социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль – маска, которая помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении. [17,13]

     Итак, потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением, а также вышеназванные причины привели нас к выбору именно этой темы курсовой работы. Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования дает простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Цель данной работы заключается в освещении вопроса о РИ и их применении на уроке иностранного языка в средней школе.

     Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически взаимосвязанных задач:

  1. Дать определение понятию игра и охарактеризовать ее разновидности;
  2. Познать роль игры на уроке иностранного языка в средних классах;
  3. Рассмотреть сущность и различные классификации РИ.
  4. Описать основные требования к проведению РИ.
  5. Подобрать РИ и привести примеры их применения на уроках иностранного языка.
  6. Сделать конкретные выводы и дать некоторые рекомендации по применению игры.

                                             

Глава 1

1.1 Характеристика и структурные компоненты ролевых игр.

     Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского “мнимая ситуация”. По М.Ф. Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить и что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра, прежде всего - увлекательное занятие, в  ней все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. [11,3]

     Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

     РИ - есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе РИ лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Исследование этой формы общения осуществляется в нескольких направлениях, которые включают в себя: изучение игровых форм деятельности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко), методическое обоснование применения учебно-речевых ситуаций в обучении иностранным языкам (Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, Г.А. Рубинштейн,           Е.И. Матецкая, Г.В. Рогова), определение ситуативной роли как методического понятия (М.Л. Вайсбурд, М.А. Ариян),  определение ситуаций речевого общения как методической категории и как формы организации процесса обучения (А.М. Стояновский, Е.И. Пассов),  интенсивные методы обучения иноязычному общению (Л.Г. Денисова, С.М. Мезенин,              Ф.М. Рабинович,   Т.Е. Сахарова), обобщения опыта обучения диалогической речи с использованием ролевой игры (Н.К. Скляренко, Т.И. Олейник) и т.д. [4,8]

     В структуре РИ принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) (Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., 1985, с. 309-310). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. [20,14]

Второй компонент РИ - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В. Ляховицкий и Е.И. Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации:

 1) субъект

 2) объект (предмет разговора)

 3) отношение субъекта к предмету разговора

 4) условия речевого акта.

По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в РИ.

Итак, УРС является конструктивной основой РИ. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент в составе РИ ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С. Станиславскому); выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению,  т.е. “запускает” механизм РИ.

     Третий компонент РИ - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом РИ - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б. Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. [5,27-28]

               

                             1.2 Функции ролевых игр.

     В условиях обучения устной иноязычной речи РИ - это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся это игровая деятельность,  в процессе которой  они выступают в определенных ролях. Целью РИ является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя РИ можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Применение РИ в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме           (Г.А. Китайгородская) [19,16]. Анализ литературы по использованию РИ в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.). Как подчеркивает            И.А. Зимняя, “используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению”. РИ строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, она вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

РИ можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, РИ представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи  в условиях межличностного общения. В этом плане она обеспечивает обучающую функцию. 

Трудно переоценить воспитательное значение РИ, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В РИ воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют отрицательных персонажей с целью высмеять их черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции.

Также РИ формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, РИ выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую РИ, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а РИ дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, она тем самым реализует компенсаторную функцию.

     Таким образом, РИ выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. [1,29-30]

 

 

 

                          1.3 Классификация ролевых игр.

Существует несколько классификаций РИ, но для нашей темы курсовой работы наиболее близка следующая: РИ бывают по содержанию: режиссерские, игры – грезы и игры драматизации; по продолжительности: “большая игра” и “малая игра”; по количеству участников: игра в парах и  группах.

Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им, выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Участники наделяют ролями предметы, игрушки; дети не принимают на себя конкретные роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета.

Особенно дети любят играть с сюжетными игрушками: машинами, солдатиками. Эти игры развивают воображение, так игра идет в мыслительном или речевом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяют подражательные игры. Содержанием такой игры может стать какой-то случай, факт жизни.

К РИ относят игры-драматизации, в которых школьники театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения. Эти игры полезны тем, что развивают образную, выразительную речь.

Также к классу РИ принадлежат игры-грезы, игры “про себя”, игры, построенные на воображении.

Исходя из продолжительности подготовительного периода игры (от нескольких минут на одном занятии до одной - двух недель) и продолжительности проведения РИ (от 3-4 минут до 10-12), различают “малую игру” и “большую игру” (Е.И. Пассов, С.М. Шишкин и др.)

                     

 Глава 2

              2.1 Требования к применению ролевых игр на уроках  

                                      иностранного языка.

С.Ф. Шатилов в своей методике обучения иностранному языку выдвинул следующие требования к проведению РИ:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. РИ нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3. РИ должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в РИ, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

6. Учитель должен сам верить в РИ, в ее эффективность, тогда он сможет добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. [3,15] 

В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например официальные/неофициальные. В разделе “роли” содержится список ролей. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, честный, ленивый и т.д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках, увлечениях и т.п. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, т.к. в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль.

Каждый участник РИ совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков.

Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком (см. приложение, игра №2; №6).

 

                2.2 Обучающие возможности ролевых игр.

РИ обладает большими обучающими возможностями.

  1. Ее можно расценивать как самую точную модель общения, ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.А. Артемов предлагал “поучиться у театра” при обучении иностранному языку. В РИ, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.
  1. РИ обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: “Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать”. Однако языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. В РИ точно обозначенные “предлагаемые обстоятельства” создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива.
  2. РИ предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое “я”, но через “я” соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус “актера”, что положительно сказывается на результате, и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка.
  3. РИ способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, т.к. учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними.

Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При этом языковой материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

  1. РИ способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и “актерские” возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста. При этом удачно найденный жест, “немое” действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей “труппой”. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включиться в РИ. Таким образом, при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.
  2. РИ имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Таким образом, РИ обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. [6,69-70]

                              2.3 Технология проведения ролевых игр.

Интерес учителей иностранного языка к РИ не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку.

В РИ выделяют 3 этапа:

1). Подготовительный этап, охватывающий:

- сообщение темы предстоящей игры, ее сюжета, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава;

- работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры;

2). Проведение игры;

3). Подведение итогов игры.

Некоторые авторы предлагают более детальный план:

  • подготовительный этап в классе;
  • подготовительный этап дома;
  • собственно игра;
  • заключительный этап.

Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит детей с ролевой ситуацией и с лексикой РИ. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.

После проведения игры необходимым элементом является заключительный этап - выполнения определенных заданий (например, написать статью в газету, письмо другу по проблеме и т.д.).

Вводить РИ в учебный процесс необходимо постепенно, начиная с наиболее простых игр. Так на уроке можно попросить своих учеников “позвонить” папе или маме друга и узнать, умеет ли друг плавать (читать, считать). И учащиеся увлеченно “звонят” по игрушечным телефонам.

Можно воспользоваться и таким игровым приемом, как введение какой-либо роли в сюжетную канву урока. Например, роли Незнайки, который постоянно сомневается в правильности ответов товарищей и задает уточняющие вопросы. Или роли Знайки, который определяет правильность ответа товарища и хвалит его за это.

     При наделении ролью того или иного ученика можно идти двумя путями:

  1. следование за индивидуальностью ученика, т.е. надо давать ученику роль, соответствующую его возможностям;
  2. наделение ученика ролью вопреки его индивидуальным способностям, ему будет значительно сложно справляться с этой ролью, но и эффект от  его ролевого поведения будет значительно выше, чем в первом случае.

     Таким образом, мы можем сказать, что РИ:

  1. это обучение в действии, повышающее качество обучения;
  2. это в высшей степени мотивирующий фактор, т.к. она вызывает интерес учащихся;
  3. дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в данной ситуации;
  4. сопровождается эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качества обучения, повышает его эффективность.

При подготовке к РИ учителю целесообразно максимально подробно раскрыть содержание новой учебной темы. Тем самым учитель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов РИ. Здесь дети сами проявляют инициативу и творческие способности в разработке сюжетной игры, определении набора ролей и реквизита.

На следующем занятии по теме учителю предстоит оценить предлагаемые детьми сюжеты РИ и вместе с ребятами определить общую коммуникативную ситуацию. Тут же определяется необходимый набор ролей. После этого необходимо наметить ход игры (зафиксировать последовательность исполнения роли каждого участника). Затем начинается период индивидуальной работы каждого ученика над своей ролью.

Кроме того, в ходе подготовки к РИ дети выполняют ряд упражнений из учебника, которые являются подготовленными.

РИ - короткая игровая ситуация. Ее продолжительность примерно от 10 до 30 минут. В РИ дети обыгрывают действия героев, роли которых они на себя взяли, в заданной ситуации. Чаще всего РИ проводится в рамках заключительного занятия по теме в обычном классе или игровой комнате.

Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам (см. приложение, игра №1).

РИ на уроках дают ученику раскрепоститься, умение анализировать, принимать решения, общаться. Это создает на уроках активность учеников, расширение кругозора, создание языковой среды, контроль знаний. Появляется интерес к иностранному языку. Ребятам это дает: уверенность в себе, своих знаниях; серьезно относиться к предмету; пополнить свои знания.

Итак, рассмотрев структуру РИ и методику ее проведения, мы можем сделать следующий вывод: РИ служит неотъемлемым компонентом урока иностранного языка, т.к. в процессе игры ребенок свободно общается со сверстниками и с учителем, при этом активно формируется диалогическая речь школьника. Но для более удачного проведения игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми.

                                    Заключение.

     Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что:

     РИ - есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе РИ лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.

     В учебный процесс постоянно нужно включать РИ, а для этого:

  • следует тщательно продумывать сюжет и роли;
  • выбирать роли можно по желанию или, например, с помощью   считалочки на иностранном языке;
  • создавать обстановку, соответствующую реальной действительности:

- атрибуты, костюмы, наглядность;

- поощрение и оценивание учащихся - это стимулирует их учебную деятельность.

     Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

     Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучение способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

     В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

     Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где класс – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в это процесс. [3,14]

     Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование РИ.

     Известно, что РИ представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

     РИ мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, РИ отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

     Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В РИ каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

     В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.

     РИ учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

     Практически все учебное время в РИ отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. [3,15]

     Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

                                               Библиография

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., “Просвещение”, 1987г.
  2. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯШ №3/1988г.
  3. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 1982г.
  4. Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. ИЯШ №1/1985 г.
  5. Арустанянц Е.С. Ролевые упражнения как одно из средств интенсификации обучения диалогической речи. В сб. “Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в высшей школе”. – М.: Высшая школа, 1990 г.
  6. Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. ИЯШ №6/1991 г.
  7. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. ИЯШ №1/1992 г.
  8. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯШ №6/1988 г.
  9. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ №4/1989 г.
  10.  Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. ИЯШ №3/1987 г.
  11.  Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯШ №6/1991 г.
  12.  Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. ИЯШ №1/1989 г.
  13.  Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. ИЯШ №2/1989 г.
  14.  Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. ИЯШ №1/1990 г.
  15.  П/р Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.-М., Новая школа, 1994 г.
  16.  Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯШ №6/1983 г.
  17.  Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа. ИЯШ №1/1991 г.
  18.  Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе. ИЯШ №1/1985 г.
  19.  Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
  20.  Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ №2/1988 г.
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г.

                                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках иностранного языка в средней школе

Универсальные Учебные Действия, что дают УУД, виды УУД, их краткая характеристика ( в помощь учителю)...

Обучение диалогу на уроке иностранного языка в средней школе

В статье даны теоретические сведения об обучении диалогу на уроке иностранного языка...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

Ролевая игра как средство мотивации на уроках иностранного языка в средней школе.

Значение игры в обучении английскому языку отмечается всеми ведущими педагогами и психологами. Особенно трудно переоценить применение ролевой игры в процессе развития универсальных учебных действий на...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

       На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной ...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...