Роль драматизации в развитии речевой компетенции учащихся
статья

технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности средствами художественных произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Роль драматизации в развитии речевой компетенции учащихся.

 Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знанием компонентов (функциональной грамотностью – умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач. Использование приёмов драматизации на уроках английского языка может в значительной степени способствовать   формированию и развитию речевой компетенции.

Успешное осуществление иноязычной коммуникации, на мой взгляд, может помочь сформировать и развить театральное искусство (драматизация),которое помогает не только раскрыть таланты актерского мастерства, но и значительно  повысить мотивацию говорения на английском языке.

Драматизация - технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.

Основные аспекты данного направления выполняя каждый свою функцию и взаимодополняя друг друга, являются действенным инструментом для развития речевой компетенции учащихся. Существуют четыре типа драматизации:

1.Пантомима. С помощью жестов и движений учащиеся разыгрывают сценку. Таким образом развивают образное мышление и воображение.

Пример:Ученики вытягивают листочки с ролями: снег, зима, кусты, деревья, избушка, три медведя, табуретка, миска, подушка, Санта Клаус.

Рассказчик начинает свою сказку. Дети разыгрывают сценку с помощью пантомимы.

Еще один пример,это игра: Mirrors

Игра проводится в парах. Первый ученик выполняет действия (чистит зубы, расчесывает волосы, одевается), а его партнер должен «зеркально» точно повторить все выполняемые действия. Например, ученик А вытягивает свою левую руку, а ученик Б должен вытянуть свою правую руку. Через несколько минут ученики меняются ролями.

Для привлечения внимания остальных учеников в классе или группе можно предложить им угадать выполняемые действия.

В игру можно добавить «звук»: ученик А называет свои действия, ученик Б должен повторить его словосочетание (предложение), обращая внимание на интонацию, выражения лица.

2.Импровизация. Здесь отсутствует подготовительная работа. Учащиеся самостоятельно выбирают языковые средства для своей роли.

«Ситуации из шляпы»

Участники готовят короткие высказывания по ситуациям, находящимся в шляпе. Ситуации может подобрать учитель, можно предложить написать по одной ситуации ученикам, далее все ситуации кладутся в шляпу (коробку). Ведущий (учитель) достает по одной ситуации, а ученики должны придумать фразу, которая могла бы быть произнесена в данной ситуации.

Пример: Отработка Present Perfect - “A little girl is crying in the shop. What has happened?”

Возможный ответ: “She has lost her mother”.

Как можно использовать на уроках: больше подходит для отработки лексики и развития креативности.

Задача учеников – придумать, для чего может быть использована та или иная вещь, при этом это должны быть не прямые функции предметов. Предметы можно показывать реально, а можно на картинке.

3.Неформальная драматизация. Она предполагает выбор языковых средств самими обучаемыми. Таким образом развиваются навыки неподготовленной речи. Здесь от обучаемых не требуется чтения и запоминания диалогов, зачастую высказывания носят спонтанный характер. Здесь используются различные ролевые игры, дебаты, диалоги.

4.Формальная драматизация. Учащиеся воспроизводят заранее выученные диалоги в театральных постановках, тем самым развивая память и внимание. Театральная деятельность стимулируют интерес к изучению иностранного языка.

Четвертый тип драматизации реализуется через внеурочную деятельность. Данное направление  - это элемент обучающего театра. Осуществление театральных постановок на английском языке силами учащихся решает сразу несколько задач.

Во-первых, и этот аспект для нас чрезвычайно важен, текст спектакля, как правило, оригинальный, наши учащиеся застрахованы от неправильных грамматических конструкций, и многократно (во время репетиций) повторенный текст становится некой матрицей выражения уже собственных мыслей.

Во-вторых, происходит тренировка памяти и внимания. Слова своей роли необходимо не только запомнить, но научиться говорить их, чувствуя партнера, не забывая при этом смотреть в зал.

В-третьих, происходит так называемая вторичная социализация, которая, по мнению многих психологов, очень полезна, особенно в юном возрасте.

В-четвертых, участники спектакля учатся преодолевать боязнь сцены, учатся справляться со стрессом, в какой-то степени учатся преодолевать себя, что опять таки очень полезно для формирования личности.

В-пятых, все участники спектакля имеют возможность ощутить столь необходимое для развития гармоничной личности состояние успешности, которое при показе спектакля зрителям практически обеспечено: зрители, как правило, свои же преподаватели, товарищи и родители, так что теплый прием обеспечен.

В-шестых, через перечисленное выше происходит самореализация учащихся, их самоактуализация.

К этому следует ещё добавить и общение на позитивной основе и во время репетиций, и после спектакля.

Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить его по ролям.

Подведем некоторые итоги: можно с уверенностью утверждать, что использование различных аспектов драматизации в педагогической практике способствует формированию гармонично развитой личности, повышает мотивацию учащихся, облегчает усвоение лексико-грамматического, и также культурологического материала, развивает творческий потенциал учащихся, является одним из мощных средств преодоления языкового барьера и реально способствует формированию ряда навыков и умений, которые представляют собой некий базис для формирования межкультурной речевой компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.

Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач ...

Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся

Опыт работы был обобщен на районном методическом объединении учителей иностранного языка.Учитель делится своими наработками и считает, что применение на уроках иностранного языка интерактивных техноло...

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Высокую продуктив...

Формирование речевой компетенции учащихся посредством методики драматизации в преподавании английского языка

Практика преподавания английского языка в школе показывает, что очень эффективным приемом обучения иностранному языку выступает театрализация. Во время выступления у артистов возникает чувство св...

"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"

В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....